Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика учебной деятельности.

Результат воспитания, их диагностика и коррекция.

Воспитание в широком смысле можно понимать как внеш­нее воздействие взрослых других людей, среды, обстоятельств и условий жизни, оказывающих влияние на характер и развитие ребенка с целью формирования у него определенных психологи­ческих и личностных качеств.

В узком смысле воспитание — это воздействие на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вы­звать у него желание, стремление к самосовершенствованию.1

Воспитание — социализация ребенка, приобретение челове­ческого опыта. Воспитание — это сторона научения.

Результат воспитания – свойства и качества личности, формы ее социального поведения.

 

Воспитание является наравне с обучением процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими, отличающими их друг от друга, – результаты этих процессов.

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей. При этом воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, взрослый рассказывает ему о них и о необходимости их придерживаться, т. е. передает ребенку знания об этих нормах. Затем, отслеживая соблюдение этих норм ребенком, напоминая ему о них и подавая пример собственным поведением, он помогает ребенку выработать навыки поведения.

1 точка зрения-основной формой воспитания является семья.

В педагогической психологии в отличие от педагогики к сред­ствам воспитания можно отнести семью, коллектив, общение и межличностные отношения, т.е. то, с помощью чего осуществля­ется воздействие человека на человека. Как всякое средство оно имеет свою форму и содержание. Такой формой выступает семья и коллектив, а содержательной стороной этой формы является общение и те межличностные отношения, которые складывают­ся между родителями и ребенком, коллективом и личностью.

Семья — особого рода Коллектив, выступающий в воспи­тании как форма и средство долговременного психологическо­го воздействия на личность ребенка. Семья формирует базовые личностные качества: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревогу, сердечность и теплоту в общении, а мо­жет и наоборот воспитывать отчужденность и холодность, злость и агрессивность. Все зависит от социально-психологического типа родителей.

 

Раньше коллектив понимался не только как основное сред­ство воспитания, но и как его главная, первичная цель. Для этого необходимо обязательно создать коллектив, а потом уже через него воспитывать личность.

Потребность ребенка в общении с окружающими людьми проявляется с самого его рождения. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития.

В дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях:

а)развитие мотивов общения;

б)развитие средств общения;

в) совершенствование форм общения.

В социальной психологии вьщеляют три т ипа межличност­ного общения, которые играют существенную роль в воспитании ребенка на всех этапах его становления как личности и могут выступать в качестве стилей общения.

Императивное общение — это авторитарный стиль взаимо­
действия с партнером по общению с целью достижения
контроля над его поведением, установками и мыслями.

Манипулитивнок общение- это общение преследующее цель скрытным путем.

Диалогическое общение- равноправное общение, цель – взаимное познание.

В психологии под воспитанием следует понимать формиро­вание и изменение социальных установок ребенка, вступающего в межличностные отношения. Социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ

Среди наиболее популярных методов сле­дует отметить метод самооценки. Самооценка как метод наиболее широко распространен в пси­холого-педагогической практике, так как основан на том, что человеку предлагается указать, как он сам воспринимает тот или иной аспект своей личности.

Более объективный метод изучения личности заключается в систематическом наблюдении реакций человека в различных социальных ситуациях.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика — это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выяв­ление положительных сторон, недостатков и их причин, на­правленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного пе­дагогического процесса.1

Ее целью является раннее выявление признаков и проявле­ний социально-педагогической запущенности детей — опреде­ление уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и спосо­бов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальней­шего развития ребенка.

Разрабатывая психолого-педагогическую коррекцию на со­временном этапе, мы обратили внимание на то, что важную роль в изменении характера играют все-таки не прямые или косвен­ные воздействия на психику личности, а прежде всего окружа­ющая среда, т.е. воспитатели и коллектив, в котором протекает жизнедеятельность ребенка.

Психологическая характеристика учебной деятельности.

Известно, что учебная деятельность – это особый вид деятельности, относящийся к одному из типов воспроизводящей деятельности детей, но имеющей совершенно особое содержание. Как показывает практика обучения детей в начальной школе, освоение этого содержания требует значительных усилий от ребенка и основательной подготовки к обучению в школе. Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, направленные на развитие сознания и самосознания ребенка, а также – его понятийного мышления. Успешно освоенная учебная деятельность лежит в основе возникновения психологических новообразований: рефлексии, произвольности мышления, развития внутреннего плана действий, они необходимы для использования инструкций и способов действия с предметами. Специфика УД состоит в том, что она по своему существу произвольна, обязательна и результативна, но не спонтанна и импульсивна, поэтому ребенку необходимо научиться управлять вначале своим поведением, а затем – своими психическими процессами и внутренним миром. Известно, что уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за собственной работой, но и за работой одноклассников, а также может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре со сверстниками. К пятому классу многие операции ребенок осуществляет во внутреннем плане, он может сам поставить перед собой учебную задачу, подобрать средства ее решения сформировать режим работы.

Основная проблема освоения учебной деятельности состоит в несовпадении ее мотивов с естественными, познавательными мотивами и интересами ребенка. Дополнительную сложность составляет строгая организация процесса обучения в школе, так как учебная деятельность характеризуется особой структурой. Принято выделять следующие относительно самостоятельные компоненты учебной деятельности:

· учебная задача – это то содержание предмета, которое ученик должен освоить;

· учебное действие по существу своему совпадает с внешними или внутренними действиями, которые ученик должен совершить с целью обнаружения свойства изучаемого предмета, или с изменением и реконструкцией учебного материала для его освоения;

· контроль – это необходимое действие субъекта учебной деятельности, с помощью которого проводится проверка соответствия между сделанным и образцом;

· оценка учителем степени соответствия поставленной им цели и результата действий ученика.

Освоенная полностью учебная деятельность требует осознания и адекватной оценки значимости всех ее компонентов. Младший школьник испытывает затруднения в познании существа учебной деятельности в начале своего обучения. Но постепенно к третьему или пятому классу формируется целостное представление о специфике учебной деятельности. Однако такие компоненты учебной деятельности. Как контроль и подбор адекватных учебных действий, вызывают затруднения не только в младшей школе, но и в старшей, а иногда и в высшей школе. Связаны эти проблемы с недостаточно развитой рефлексией и, вероятно, с неадекватной самооценкой обучающегося или слабой подготовкой к школе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...