Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и основные факторы социализации личности.




Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Факторы социализации:

1. система образования;

2. среда сверстников, круг друзей;

3. произведения искусства, литературы;

4. СМИ;

5. Политические институты (государство, партия);

6. Отдельные экономические и политические события;

7. Отдельная выдающаяся личность.

Социализация - это не однонаправленный процесс.

Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

В ходе социализации реализуются следующие цели:

• взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

• сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения

Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом.

Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д.

Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, — что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками.

 

Социальные сущность и роль культуры.

 

Понятие и типы социальных взаимодействий.

Социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.

Большую роль в осуществлении взаимодействия играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым, постоянным.

Среди многообразия социальных взаимодействий выделяются два важнейших типа: сотрудничество и соперничество, отличительным критерием которых является форма взаимодействия.

Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве конкретных взаимодействий между людьми: деловое партнерство, политический союз между партиями, сотрудничество между фирмами и др. Оно является основой объединения людей в организации, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки.

Отличительной чертой взаимодействия типа сотрудничества являются обоюдная заинтересованность, выгодность для обеих сторон, направленность на достижение совместной цели.

Соперничество как тип взаимодействия предполагает в качестве предпосылок наличие единого неделимого объекта притязаний обеих сторон (голоса избирателей, территория, властные права и др.). Основу соперничества составляет стремление опередить, отстранить или уничтожить соперника, каждая сторона считает соперника, его действия препятствием на пути достижения цели. Если длительное сотрудничество подкрепляется такими средствами обмена как верность, признательность, поддержка, то соперничество – завистью, неприязнью, озлоблением.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. При наличии конкуренции соперники пытаются просто опередить друг друга (например, предложить более дешевый или более качественный товар). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие попытки заставить соперника отказаться от притязаний на неделимый объект. Конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника, а демонстрацию перед третьими лицами своих возможностей.

Следующая типология социального взаимодействия основана на социальных статусах и ролях. По данному критерию выделяются взаимодействия, где индивиды выступают:

в роли собственников и наемных работников, предпринимателей, бизнесменов, безработных (экономическая сфера);

в роли матерей, отцов, сыновей, дочерей, бабушек, тетей, холостяков, новобрачных (семейно-родственная сфера);

в роли учителей, инженеров, водителей, рабочих, поваров, инспекторов (профессиональная сфера);

в роли представителей общественных движений, организаций, политических партий, субъектов органов государственного и местного самоуправления: милиция, судьи (политическая сфера);

в роли представителей различных религий, верующих и неверующих (религиозная сфера).

 

 

Социальное поведение, его виды.

 

 

Социальная структура, ее основные признаки и виды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...