Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чинопоследование литургии верных

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предварение Божественной литургии последованием третьего

и шестого часа………………………………………………………...3

Приготовление священнослужителей к совершению Божественной

Литургии………………………………………………….…………...3

Поведение диакона при совершении литургии без приготовления…….……….…..5

 

 

ЛИТУРГИЯ………………………………………………………….………......7

 

§ 1. Входные молитвы……………………………………………………...7

§ 2. Последование облачения………………………………………….…..9

2. 1. Облачение диакона……………………………………………..........................9

2. 2. Облачение священника…………………………………………………………9

 

Глава I. ПРОСКОМИДИЯ………………………………………………………11

 

§ 1. Понятие о проскомидии……………………………………….………11

§ 2. Значение священнодействий проскомидии…………………….……11

§ 3. Чинопоследование проскомидии………………………………..……12

§ 4. Частные просфоры………………………………………………….....17

 

Глава II. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ……………………………………......18

 

§ 1. Понятие о литургии оглашенных………………………………..……18

§ 2. Чинопоследование литургии оглашенных……………………..…….18

2. 1. Малый вход…………………………………………………………………….23

2. 2. Трисвятое…………………………………………………….…………….......25

2. 3. Чтение Апостола и Евангелия………………………………………………...26

2. 4. Сугубая ектения, раскрытие антиминса и окончание литургии

оглашенных…………………………………………………………………….30

 

Глава III. ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ…………………………………………..…..33

 

§ 1. Понятие о литургии верных……………………………………..…...33

§ 2. Чинопоследование литургии верных…………………………….....33

2. 1. Ектения и молитвы верных. Херувимская песнь……………………………33

2. 2. Великий вход…………………………………………………………………..36

2. 3. Просительная ектения, молитва приношения……………….........................39

2. 4. Символ веры………………………………………………...…………………40

§ 3. Совершение таинства………………………………………...………42

3. 1. Евхаристический канон……………………………………….........................42

3. 2. Возношение Святых Даров…………………………………….......................44

3. 3. Преложение Святых Даров……………………………………………………45

3. 4. Прославление Божией Матери………………………………..........................47

3. 5. Поминовение живых и умерших……………………………..........................48

3. 6. Приготовление молящихся к Святому Причастию………………………....49

3. 7. Молитва Господня…………………………………………….........................50

3. 8. Причащение священнослужителей.………………………….........................51

3. 9. Причащение мирян……………………………………………………………54

3. 10. Последнее явление Святых Даров молящимся…………….........................55

3. 11. Благодарственная ектения за причащением и заамвонная молитва….......56

3. 12. Потребление Святых Даров………………………………………………….58

3. 13. Отпуст……………………………………………………….…………….......59

 

 


Предварение Божественной литургии

последованием третьего и шестого часа

 

На третьем часе (который соответствует у нас девятому часу утра) воспоминаются события из последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругание над Ним и бичевание Его после Суда у Пилата.

Кроме того, третий час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. «Сие же размышляя, — повелевает Учительное известие священнослужителю, — прилежно Богу да молится — яко да подаст и ему Духа Святаго, яко же и Святым Апостолом», сообразно с этими воспоминаниями избраны и псалмы для третьего часа: шестнадцатый — «Услыши, Господи, правду мою…», двадцать четвертый «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…», пятидесятый псалом «Помилуй мя, Боже…».

В шестнадцатом и двадцать четвертом псалмах изображается страдальческий путь земной жизни Спасителя среди врагов: «Изгонящии мя ныне обыдоша Мя…» (Псалом 16, 10). В пятидесятом псалме — раскаяние в грехах и молитва о ниспослании нам Святого Духа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей…» (Псалом 50).

На шестом часе (который соответствует у нас двенадцатому часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно этим воспоминаниям избраны и псалмы:

 

Наименование псалма Содержание псалма
  «Боже, во имя Твое спаси мя…» Пророчески указывается на предательство и страдания Спасителя
  «Внуши, Боже, молитву мою…»
  «Живый в помощи Вышняго…» Благовествует о надежде и уповании на Бога

 

Богослужения, совершаемые в третий и шестой часы, освящены самыми апостолами.

Из книги Деяний мы узнаем, что святые апостолы время третьего и шестого часов считали временем молитвы (Деян. 2, 15; 10, 9).

 

Приготовление священнослужителей

к совершению Божественной литургии

 

Святая Православная Церковь особенно строго требует, чтобы священнослужители достойно «приуготовляли» себя к совершению ими святейшего таинства Причащения.

Служение священником литургии без приготовления, хотя бы даже и при соборном служении, ни в каком случае не допускается; не следует этого допускать даже и для диаконов.1

В физическом отношении от совершителя таинства требуется, чтобы все тело его было чистым, одежда — не рваной, приличной и опрятной, лицо и руки — вымытыми, голова — причесанной, ногти — обрезанными, усы — подстриженными, зубы — вычищенными еще с вечера. Если нужно освежить рот утром, то следует делать это с большой осторожностью, чтобы не проглотить воды, что, впрочем, в случае нечаянности, не может служит препятствием к приобщению (Учительное известие; сравни 16 правило Тимофея Александрийского).

В духовном отношении от готовящегося к совершению таинства требуется, чтобы он возбудил в себе молитвенное настроение и приобрел искреннее желание совершить Святое Таинство и причаститься Христовых Тайн. Для этого священнослужители обязываются выполнить так называемое «правило», положенное Уставом перед совершением Литургии.

Священнослужитель, готовящийся к совершению литургии, должен:

I. Совершить или выслушать вечерню и утреню (для священника должны быть прочитаны тайные светильничные и утренние молитвы, диакону их читать не нужно).

II. Вычитать определенные каноны, положенные на каждый день:

1) Спасителю;

2) Божией Матери;

3) «дневной»;

4) святому Ангелу Хранителю.

1. Спасителю:

а) На воскресенье, понедельник, среду, субботу канон Иисусу Сладчайшему
б) На вторник и четверг канон покаянный ко Господу Иисусу Христу
в) на пятницу Кресту

2. Божией Матери:

а) На воскресенье, понедельник, вторник, четверг, пятницу канон молебный ко Пресвятой Богородице «Воду прошед…»
б) На среду канон Одигитрии
в) На субботу канон Акафиста (неотложно)

3. «Дневной»:

на понедельник Архангелам и Ангелам
на вторник Иоанну Предтече
на четверг святым апостолам и святителю Николаю Мир Ликийских
на субботу всем святым

4. Святому Ангелу Хранителю на каждый день

(только в понедельник — по желанию).

 

III. Канон и молитвы ко Святому Причащению. Если кто по каким-либо причинам, независящим от него, не может выполнить всего правила, то обязан дочитать его после литургии, но молитвы ко Причащению непременно должны быть прочитаны перед литургией.

Кроме этого, от готовящегося к совершению литургии требуется, чтобы он соблюдал себя от всего того, что может препятствовать ему совершать святое Таинство. Это:

1) запрещение в служении от архиерея;

2) смертный грех на душе;

3) вражда;

4) вкушение пищи после полуночи;

5) женатый священник должен накануне воздержаться от супружеских отношений;

6) особые состояния духа, которые священник должен стараться искоренить; уныние, тоскливость;

7) осквернение во сне.

В последнем случае, если священнослужителю совесть подсказывает, что виноват в этом он сам (дал повод накануне скверными мыслями или разговорами, неумеренностью в пище или излишним сном) без исповеди он не должен приступать к совершению таинства. Напротив, если совесть ни в чем не укоряет, а искушение последовало от сатаны, то при необходимости без предосуждения он может приступать к священнодействию (4 правило святого Диониссия Александрийского), предварительно прочитав правило от осквернения.

Поведение диакона, совершающего литургию без приготовления

1. Диакон не выходит со священником перед царскими вратами для чтения входных молитв.

2. Не берет обычного начала у священника перед «Благословенно Царство», а только тихо произносит: «Благослови, владыко», и, получив благословение, целует руку священника, и выходит на амвон для произнесения «Благослови, владыко» и ектении.

3. После Великого он входа не обращается к священнику за молитвою о себе, равно также и священник к нему (ибо это касается общего служения, в котором нужна взаимная молитва), а только таким образом, как и при начале Литургии, испрашивает благословение, говоря: «Благослови, владыко» и, получив благословение, отходит на свое место для дальнейшего священнослужения.

4. При возгласе священника «Победную песнь…» диакон не поднимает звездицы, вместо него делает это сам священник.

5. При освящении святых Даров он не подходит к святой Трапезе и не поднимает святые Дары при возгласе «Твоя от Твоих…», а только после их освящения совершает каждение во время пения «Достойно есть».

6. Не выносит святых Даров и не возглашает: «Со страхом Божиим…».

«От такого образа действования, как установившегося у нас по требованию чувства благоговения к великому и страшному священнодействию, не следовало бы отступать никому из диаконов, без надлежащего приготовления участвующих в совершении Литургии»1.

 


литургия

по чину святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого

Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

 

Входные молитвы

 

Перед началом литургии, утром, в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершив три поклона, читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии молитвы, стоя с покрытой головой (в скуфье или камилавке) до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу…».

Диакон: «Благослови, владыко».

Священник: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон: «Аминь. Царю Небесный… Трисвятое», по Отче наш».

Священник: «Яко Твое есть Царство…».

Диакон: «Аминь. Царю Небесный… Трисвятое», по Отче наш».

Священник: «Яко Твое есть Царство…».

Диакон: «Аминь».

Далее оба читают: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…».

«Слава: Господи, помилуй нас…».

«И ныне: Милосердия двери отверзи нам…».

Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:

«Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий…».

Совершив поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:

«Милосердия сущи источник…».

Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:

«Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего…».1

По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих) и произносят: «Простите, и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении с восьмого по тринадцатый стихи пятого псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…».

1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.

2. В дни недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе» принято читать: «Предварившия утро…», «Во гробе плотски…», «Слава» — «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «И ныне» — «Вышняго освященное…», «Пречистому Твоему образу…»; далее — в обычном порядке. От Антипасхи (неделя о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» следует читать Трисвятое по «Отче наш…», далее — обычный порядок.

«Царю Небесный…» в это время — до дня Святой Троицы (Пятидесятницы) — не читается.

В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается, — входные молитвы начинаются со «Святый Боже».


§ 2. Последование облачения

 

Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.

Священник берет подризник, а диакон — стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

 

2.1. Облачение диакона

 

Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: «Благослови, владыко, стихарь с орарем».

Священник, благословляя, произносит: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося: «возрадуется душа моя о Господе…».

Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки. При этом, одевая на правую руку; диакон читает молитву: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…», а одевая на левую руку – «Руце Твои сотворите мя исоздасте мя…».

 

2. 2. Облачение священника

Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет его, произнося:

«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь».

Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что и диакон (на стихарь): «возрадуется душа моя о Господе…» и также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении в каждую священную одежду священник благословляет ее и целует изображенный на ней крест).

При возложении на себя епитрахили священник читает: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя…».

После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне…». Затем, охватывая себя поясом, он читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою…».

Надевая поручи, священник читает то же, что и диакон: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости…» и «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя…».

При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся В правду…».

Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великой пятницы — перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста).

Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.

Не читаются молитвы на облачение и перед служением Литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой).


 

Глава I

ПРОСКОМИДИЯ

§ 1. Понятие о проскомидии

 

Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, через особые священнодействия, из принесенных хлебов и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой — Небесной и земной.

От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией — приношением. Хлеб, требуемый для Святого Таинства, должен быть чистым, пшеничным, замешенным простой водой, и квасным (то есть не пресным, а вскисшим, приготовленным на дрожжах).

На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Православной Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе — Божественного и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись:

ИС. ХС. = Иисус Христос

НИ. КА. = Победитель (побеждает)

Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На других просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых.

Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.

Вино должно быть виноградным, красным. Вино соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.

§ 2. Значение священнодействий проскомидии

 

На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа вспоминаются Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и действия проскомидии имеют двоякое значение; с одной стороны, они изображают Рождество Христово, с другой — страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос — ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхвы.

Крестообразное разрезание Агнца и Его пронзание означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови. В это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывающие на страдания Спасителя: «Яко овча на заклание ведеся…».

Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой — Господь Иисус Христос.

§ 3. Чинопоследование проскомидии

 

По облачении священник и диакон при чтении двадцать пятого псалма (стихи 6-12) умывают себе руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи…».

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все необходимое, священник и диакон подходят к жертвеннику, и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая: «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя», и седален из службы великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее — нашем искуплении: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе».

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честною Твоею Кровию» — чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звездицу, «и копием прободся» — копие и, наконец, при словах «бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу — Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.

Затем диакон тихо говорит: «Благослови, владыко».

Священник возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон: «Аминь».

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает третий и шестой часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображаются земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Священник по возгласе «Благословен Бог наш…» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, и с троекратным же произнесением слов: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа».

И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя — с левой) со словами: «Яко овча на заколение ведеся…». Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.

Делая надрез с левой стороны (от себя — с правой), священник говорит: «И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих».

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: «Во смирении Его суд Его взятся».

Нижняя сторона надрезается со словами: «Род же Его кто исповесть?»

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит: «Господу помолимся», держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: «Возьми, владыко». Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: «Яко вземлется от земли живот Его», и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: «Пожри, владыко» (от славянского слова «пожрети» — принести в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение».

Затем обращает Агнец печатью вверх.

Диакон: «Прободи, владыко».

При этих словах диакона священник пронзает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие1 изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его».

Диакон: «Благослови, владыко, святое соединение».

Получив благословение, диакон вливает в потир (чашу) вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Священник, взяв вторую просфору, говорит: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник».

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя — с левой), вблизи от его средины, произнося: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна».

Священник, взяв третью просфору (девятичастную) и вынимая из верхней частички, произносит:

1. «Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», — и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. «Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков», — и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов», — и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4. «Иже во святых отец наших, святителей Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, и всех святых святителей», — и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

5. «Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц», — и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6. «Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей», — и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников», — и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже», — и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда1.

Затем священник говорит:

9. «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския», — если совершается его литургия), — и, отделив частицу девятую, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

«Помяни, Владыко, Человеколюбче, Святейшыя православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Алексия, Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) и всякое епископство православное, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего — имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко».

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

«Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея» — и потом; вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: «Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия» (или рабов Божиих) — имя рек.

(Пред тем как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием).

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них — за Святейшего Патриарха и епархиального епископа — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:

«О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего» (в обители: «святыя обители сея»).

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы об упокоении почивших: «Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия (или рабов Божиих), — имя рек».

Заканчивая поминовение, священник произносит:

«Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи».

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное».

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: «Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся».

Священник, благословляя кадило, читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: «Господу, помолимся».

Священник, взяв развернутую звездицу, поднимает ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: «И пришедши, звезда, ста верху, идеже бе Отроча».

Диакон: «Господу помолимся».

Священник поднимает над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит: «Господь воцарися, в лепоту облечеся…».

После этого он то же делает со вторым покровцом и покрывает им потир (чашу) со словами: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля».

Диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко».

Диакон: «Господу помолимся. Покрый, владыко».

Священник поднимает над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: «Покрый нас кровом крилу Твоею…».

Потом священник берет кадило и, покадив предложение, произносит (трижды): «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе».

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.

Диакон: «О предложенных Честных Дарех Господу помолимся».

Священник, приняв кадильницу, читает молитву предложения: «Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру…».

По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию следующим славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Диакон: «Слава…, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови».

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (Если литургия совершается не в воскресный, а в любой другой день недели, отпуст начинается прямо со слов: «Христос, истинный Бог наш»). Соответственно, на литургии Василия Великого концовка отпуста будет звучать как «архиепископа Кесарии Каппадокийския».

Диакон: «Аминь».

§ 4. Частные просфоры

 

После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.

Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.

Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же Великого входа поминовение с изыманием частиц не допустимо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии — приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравните эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).

Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.


Глава II

 

Литургия оглашенных

 

§ 1. Понятие о литургии оглашенных

 

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер.

В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия.

Святая Церковь напоминает в это время молящимся о благодеяниях Божиих людям и, испрашивая им милости Божией, приготовляет верных к достойному, молитвенному участию при совершении Святой Евхаристии.

 

§ 2. Чинопоследование литургии оглашенных

· Начало литургии оглашенных;


· начальный возглас священника;


· великая ектения;


· антифоны.

После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

Затем диакон, читая пятидесятый псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю.

После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение перед ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы.

Священник, подняв руки вверх, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй…» (один раз) — и прославляет Господа ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды).

Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение служб

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...