Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е — начинается издание журналов о рекламе.




Первым в 1971 г. выходит журнал «Реклама», позже — «Коммерческий вестник», «Панорама», «Новые товары» и др.

В 70-х-начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном, это приложения к областным и вечерним городским газетам.

1988 г. - Закон «О кооперации». Легализация частнопредпринимательской деятельности.

 

В новых условиях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государственные предприятия. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (газеты общеполитической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания).

На телевидении выходят рекламные ролики. В советской рекламе появляются копирайтеры, дизайнеры, клипмейкеры и фотомодели. Активизируется выставочная деятельность, PR-кампании, внедряется спонсорство.

Назревает необходимость идентификации торговых марок, формирования фирменного стиля.

7 марта 1991 г. Верховным Советом страны принят Закон СССР «О товарных знаках».

8 декабря 1991 г. – советская реклама прекращает свое существование.

Реклама была подконтрольна государственным институтам. Она в большинстве своем была примитивна и развита гораздо слабее, чем на западе. И основная причина такого положения – отсутствие конкуренции и частной собственности.

 

ВОПРОС 11

Опыт правового регулирования рекламной деятельности в современной России

Система регулирования рекламной деятельности

Государственное – федеральный

- региональный

Общественное – саморегулирование

- общественное

Этапы регулирования в России:

До 1995 г. – начальный этап

1995 -1998 – начало формирования структуры рынка и его регулирования

1998-2008 – закрепление «правил игры»

2009- по н.в. коррективы «правил игры»

 

1991- закон о СМИ

1992- закон о защите прав потребителей

1995- закон о рекламе

2006 – закон о рекламе

2013- закон об охране здоровья граждан от воздействия окруж. Таб. Дыма

 

Недобросовестная реклама – не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других изготовителей, о любых характеристиках товара, об офиц. Или обществ. Признании, о рекомендациях, о результатах исслед. И др.

Товары, реклама которых не допускается:

Наркотики

Взрывчатые вещества

Органы

Любое рекламное послание обязано быть: юридически безупречным; благопристойным; честным и правдивым; отвечать принципам добросовестной конкуренции; не должно подрывать общественное доверие к рекламе

Во-первых, за последнее десятилетие российская действительность существенно изменилась. Принятие принципиально нового законодательства, отвечающего потребностям рыночной экономики, наряду с его позитивным значением, привело к нестабильности и неравномерности развития всей правовой системы. Поэтому весьма актуальными являются комплексные исследования, которые позволяют выявить основные тенденции в функционировании этой системы. Недостаточная научная разработка общих вопросов сдерживает и развитие прикладных исследований, особенно в относительно новых сферах правового регулирования, к каковым относится и рекламная деятельность.

Во-вторых, до недавнего времени каких-либо четких правовых требований к содержанию рекламы и правилам ее распространения в России фактически не существовало. Это явилось причиной серьезных правонарушений, в том числе и преступлений, связанных с использованием рекламной информации. Федеральный закон «О рекламе», вступивший в силу в 1995 г., изменил ситуацию. В этой связи вопросы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности, являются актуальными, особенно сейчас, когда потребитель все громче заявляет о своем праве на достоверную информацию о товарах, работах, услугах.

В-третьих, в целях создания эффективной системы правового регулирования рекламной деятельности в нашей стране, принимая во внимание практически полное отсутствие опыта и практики в этой сфере в России, актуальным и необходимым представляется изучение и анализ, мирового опыта, в особенности законодательства и судебной практики развитых стран, где реклама является достаточно изученным социальным и правовым явлением. Это даст возможность избежать многих проблем, с которыми некоторые страны столкнулись в ходе их исторического развития, и, кроме того, позволит достаточно безболезненно адаптировать отечественное законодательство и правоприменительную практику к требованиям мировой экономики. Без развитой и стабильной правовой системы невозможно функционирование институтов рынка.

В-четвертых, необходимо признать, что зарубежное законодательство оказывает заметное влияние на принятые в последнее время российские нормативные правовые акты. Однако иностранные термины и понятия зачастую используются неудачно, без учета российской специфики и правовой традиции, а отдельные положения иностранных законов включаются в тексты российских нормативных актов в плохом переводе5. Отсюда возникает настоятельная потребность тщательного изучения зарубежного опыта. Сравнительное исследование как раз и является наиболее предпочтительной формой такого анализа, т. к. исходит прежде всего из сопоставимости объектов сравнения, что позволяет использовать зарубежный опыт продуманно, избегая "слепого" копирования. Сравнительное правоведение помогает преодолевать узконациональный угол зрения при изучении права, позволяет взглянуть

ВОПРОС 12

Опыт саморегулирования рекламной деятельности в современной России

Саморегулирование – самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержание которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а так же контроль за соблюдение требований указанных стандартов и правил.

Значение саморегулирования в рекламной деятельности может быть определено рядом важных положений. Так, саморегулирование:

1) обеспечивает установление неформальных и необходимых правил поведения субъектов рекламного рынка;

2) заменяет государственное регулирование экономических процессов в тех сферах, где государственное регулирование показало свою неэффективность и нецелесообразность;

3) способствует доверию к рекламе со стороны потребителей, а также добросовестной конкуренции субъектов рекламного рынка;

4) способствует совершенствованию действующего законодательства в сфере рекламы.

Необходимость развития саморегулирования в рекламе связана со следующими недостатками действующей системы государственного регулирования:

• неэффективность правового регулирования некоторых отношений в сфере рекламы (например, вопроса об этичности или неэтичности рекламы);

• возможность использования буквы закона в противоречии с его духом (в целях недобросовестной конкуренции, обмана потребителей и т. п.). Примерами может служить реклама заводов по производству алкогольной продукции, реклама минеральной воды, копирующая оформление одноименного спиртного напитка с использованием общего товарного знака, при практически полном законодательном запрете на рекламу крепкой алкогольной продукции;

• длительность процедуры принятия нового законодательства и возникающее в связи с этим отставание правового регулирования от реальной рекламной практики (вопрос о принятии новой редакции Закона о рекламе был поставлен в России летом 2003 г., обсуждение проектов закона продолжалось почти три года).

• невозможность на законодательном уровне урегулировать все необходимые и постоянно изменяющиеся аспекты рекламной деятельности (в действующем законодательстве России отсутствовало регулирование рекламы акций и финансовых услуг, что привело к массовому обману населения в середине 90-х годов ХХ в.; в настоящее время необходимо жестко регулировать рекламу с использованием электронной почты, мобильных телефонов, стимулирующих мероприятий, но до 2006 г. в законе соответствующие нормы отсутствовали).

В связи с изложенными недостатками государственного регулирования система саморегулирования показывает явные преимущества:

• быстрота, гибкость, эффективность регулирования; • низкие затраты; • актуальность и малая формализованность применяемых правил; • воздействие на нерегулируемые государством аспекты рекламной деятельности (язык, вкус, этика); • высокий профессиональный уровень и авторитет регулирования.

Первым органом саморегулирования рекламы в современной России стал Общественный совет по рекламе, созданный в 1995 г. физическими лицами. Основные цели совета заключались в следующем: • организация взаимодействия между субъектами рекламного рынка; • разработка мер по построению механизмов саморегулирования; • создание правовых условий для увязки интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы; • содействие подготовке кадров для рекламного бизнеса; • проведение независимой экспертизы рекламной продукции. Практика функционирования Общественного совета по рекламе показала необходимость объединения с другими структурами – коммерческими и некоммерческими организациями, интеграции в международную систему саморегулирования рекламы.

В 1999 г. был реорганизован совет, в результате чего возникло некоммерческое партнерство – Рекламный совет России. Основными целями данной организации стали упорядочение и эффективное развитие рекламной деятельности в России посредством добровольного соблюдения разработанных норм участвующими на рынке субъектами.

Еще один активный субъект системы саморегулирования рекламы в России – Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), созданная в 1993 г. и объединяющая более 100 рекламных агентств.

Новый этап в развитии системы саморегулирования рекламы в России связан с созданием Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ), в который вошли практически все основные субъекты медийного рынка – Медиасоюз, Гильдия издателей периодической печати, Ассоциация коммуникационных агентств, Ассоциация рекламодателей, Российская ассоциация по связям с общественностью, Национальная ассоциация телерадиовещателей и т. д.

При поддержке САМИ в 2003 г. был принят Российский рекламный кодекс – первый системный акт саморегулирования, преломляющий основные идеи Международного кодекса рекламной практики применительно к действительности нашей страны.

Российский рекламный кодекс направлен на формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке добросовестной рекламы. В нем определены важнейшие общие требования к рекламе: законность, честность, пристойность, достоверность. Кроме того, кодекс содержит положения, направленные на защиту детей, требования к отдельным видам рекламы, основания ответственности различных субъектов рекламного рынка.

Кодекс дополняется Сводом обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации, который содержит конкретные примеры и прецеденты ненадлежащей рекламы. Например, кодекс рекомендует воздерживаться от рекламы, усиливающей (обостряющей) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего подростковые. Иллюстрацией данного положения является телевизионная реклама лосьона «Клерасил», которая показывала в невыгодном свете юношу, не пользующегося данным препаратом и вынужденного «гулять в шлеме». В соответствии с рекомендациями Общественного совета рекламодатель добровольно снял с телевизионного показа эту рекламу.

Многие положения Российского рекламного кодекса можно встретить в Законе о рекламе (статьи, посвященные рекламе игр с призами, стимулирующих продажи, рекламе лекарственных средств и пищевых добавок, детского питания).

В 2004 г. при совете была создана Общественная комиссия по этике и добросовестности в рекламе, главная цель которой – предотвращение нарушения профессиональных этических норм в сфере рекламы.

Характеристиками российской системы саморегулирования рекламы сегодня являются многообразие существующих организаций, нечеткое разграничение их функций и компетенции, направленность их деятельности прежде всего на защиту собственных интересов субъектов рекламного рынка, а не потребителей рекламы.

Согласно мнению специалистов, в России идет процесс выработки механизмов и процедур саморегулирования рекламы, распространения норм саморегулирования среди рекламного сообщества, развития методов контроля за соблюдением принятых норм и применения ответственности.

На развитие системы саморегулирования в России направлены положения Закона о рекламе, расширяющие полномочия саморегулируемых организаций в сфере рекламы. Согласно статье 32, саморегулируемые организации имеют право:

1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации о рекламе;

3) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

4) применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;

5) разрабатывать, устанавливать и публиковать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;

6) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего закона и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;

7) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;

8) разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;

9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;

10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.

Важнейшей задачей системы саморегулирования является эффективное взаимодействие с органами государственного регулирования. Это взаимодействие в России проявляется в совместной работе над проектами законов, обращениях государственных органов к органам саморегулирования в целях мониторинга, контроля, экспертизы и оценки рекламы, участии органов саморегулирования в разрешении споров.

 

 

ВОПРОС 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...