Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование структуры управленния предприятием




Динамическое изменение технологий, борьба за потребителей и качество про-дукции, рост конкуренции заставляют предприятия рассматривать весь комплекс во-просов управления. Перестройка внутрифирменного управления в последнее время яв-ляется основой реорганизации всего хозяйственного механизма предприятия. Успеш-ной реализации задач, выдвинутых предприятием, максимального использования сти-мулов производства, экономии затрат труда и ресурсов, улучшения конечных результа-тов можно достичь лишь при повышении самостоятельности и ответственности всех внутрихозяйственных подразделений предприятия, а также за счѐт чѐткого разграниче-ния функциональных обязанностей между работниками оперативного управления. Ре-шению этой задачи в полной мере отвечает организация производства и управления, применяемые на предприятии. Важнейшим звеном системы управления является структура управления предприятием, которая представляет собой совокупность звеньев и отдельных работников управления, порядок их соподчинѐнности и взаимосвязи. С течением времени структура управления предприятием устаревает, вследствие чего возникает рассогласованность между техникой, технологией и организацией производ-ства, с одной стороны, и построением управляющей системы – с другой. Симптомом того, что система управления устарела, является дублирование в выполнении управ-ленческих функций, отсутствие чѐткости в распределении обязанностей, прав и ответ-ственности между структурными подразделениями и работниками аппарата управле-ния, наличие конфликтных ситуаций, что ведѐт к ухудшению соотношения между за-тратами на управление и результативностью производства, снижению темпов роста производительности труда. Как показывает опыт, каждое предприятие, даже хорошо функционирующее, по мере своего развития должно совершенствовать структуру управления с учѐтом изменяющихся условий и возможностей наибольшего полного использования имеющихся ресурсов. Управление производством связано с обществен-ным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, при возникновении его кооперации и увеличении масштабов произ-водства. Выделение такого вида человеческой деятельности было вызвано потребно-стью обеспечить целенаправленную и согласованную работу участников коллектива. Каждое предприятие как система управления состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. Управляющая подсистема, или объект управления, ⎼ это аппарат, осу-ществляющий управленческое воздействие. Управляемая подсистема, или объект управления, включает ряд подразделений основного, вспомогательного и обслужи-вающего производства. При характеристике любой системы управления возникает не-обходимость рассматривать еѐ элементы. Составным элементом системы является структура управления, с помощью которой согласовываются различные стороны дея-тельности предприятия, регламентируются внутрихозяйственные связи и достигается относительно устойчивая система служебных взаимодействий между структурными подразделениями и работниками аппарата управления. Следовательно, структура управления – это система разделения труда и установившихся служебных связей между структурами подразделений и работниками аппарата управления по применению и реа-лизации управленческих решений. Она организационно закрепляет функции за струк-турными подразделениями, и тем самым регламентирует потоки информации в системе управления. Своѐ конкретное выражение структура управления находит в схеме организации управления, штатном расписании, определенном соотношении структурных подразделений и работников аппарата управления, положения об отделах и службах, системе соподчинѐнности и функциональных связей между персоналом управления. Структура управления, рассматриваемая по вертикали, образует так называемую «ие-рархию управления». Под иерархией управления понимается наличие определѐнных ступеней управления в порядке подчинения и перехода от низшего звена к высшему (начальник цеха – главный инженер ⎼ директор). Степень управления представляет со-вокупность однородных звеньев управления конкретного иерархического уровня. Раз-личают также звено управления, которое является самостоятельным подразделением в структуре управления и выполняет одну или несколько функций управления. В качест-ве звеньев выступают бригады, участки, отделения. Сложность структуры управления зависит от количества ступеней и звеньев. Чем больше их количество, тем сложнее структура управления. Особенности структуры управления можно раскрыть при рас-смотрении характера сопутствующих внутрихозяйственных связей, с помощью кото-рых происходит интенсивное взаимодействий между частями предприятия. На пред-приятии выделяют различные типы связей. Все зависит от того, какой критерий поло-жить в основу их классификации. Предлагают следующие пары связей на предприятии: вертикальные, горизонтальные, линейные функциональные; формальные и неформаль-ные; прямые и косвенные. Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в ор-ганизации и еѐ частях. Они формируются в процессе проектирования организации, дей-ствуют постоянно и изображаются на всех возможных еѐ схемах, отражая распределе-ния полномочий. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчѐт-ной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках верти-кальных связей решаются проблемы влияния и власти. Горизонтальные связи – связи между двумя и более равными по положению в иерархии членами организации. Здесь каждое структурное подразделение (работник) поддерживает связи с другими подраз-делениями, получает распоряжения только сверху. Их главное предназначение – спо-собствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации, при реше-нии возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи. Горизонтальные связи экономят время и повышают качество взаимодействия, развива-ют у руководителей самостоятельность, инициативность. Следующей парой связей яв-ляются линейные и функциональные связи. Под линейной связью подразумевается ад-министративного подчинения между руководителем и подчинѐнным. Это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчинѐнными, т. е. эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и высту-пают, как правило, в форме приказа, распоряжения. Функциональные связи осуществ-ляются между работниками аппарата управления, выполняющими одну или несколько родственных функций, но находящимися на различных ступенях и в разных службах. Например, главный бухгалтер имеет функциональные связи с бухгалтерами, учѐтчика-ми и другими счѐтными работниками отделений и других подразделений. Функцио-нальные связи имеют в организационной иерархии направленность снизу вверх и вы-ступают в форме совета, рекомендации, альтернативности решения. Прямые связи осуществляются между руководителями – единоначальниками и подчинѐнными: с не-посредственно подчинѐнными – прямая непосредственная одноступенчатая связь, со всеми остальными – прямая двух-, трѐх-, четырѐхступенчатая, и так далее. На схемах аппарата управления прямые связи обычно указываются сплошными линиями. Косвен-ные связи обычно ограничены ответом на вопрос «как», иногда на вопрос «когда», а реже на вопрос «где» или «кто». Такой ответ сдерживает опасную тенденцию, которая возникает при расширении круга вопросов, попадающих под функциональное право.

Это замечание может быть отнесено, например, к деятельности главного бухгалтера, начальника ОТК, нередко пытающихся заменить руководителя организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...