Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А- врождённое Б- приобретённое

А6 – А7 Царство Животные. Теория

Черты сходства между растениями и животными.

1. общность происхождения одноклеточных форм

2. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение)

3. клеточное строение

4. рост и способы размножения

5. раздражимость

Сходство доказывает родство и единство происхождения, различия между ними – результат расхождения по признакам, возникающим в ходе эволюции.

 

Основные черты различия между растениями и животными

признаки Зеленые растения животные
Способ питания Автотрофное (фототрофы) гетеротрофное
Обмен веществ За счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических За счет расщепления органических веществ, получаемых с пищей
Целлюлозная клеточная стенка Имеется на поверхности клеточной мембраны Отсутствует
Запасающее вещество крахмал Чаще всего гликоген
пластиды Лейко-, хлоро-, хромопласты отсутствуют
вакуоли Содержат клеточный сок У высокоорганизованных отсутствуют, у низкоорганизованных пищеварительные и сократительные
Способность к росту На протяжении всей жизни У большинства животных рост только в молодом возрасте
Способность к передвижению Активные движения отсутствуют, имеются только ростовые движения, тропизмы Активное перемещение в пространстве
Активность в поисках пищи Не активны, «сидят» на месте Активны в поисках добычи
Роль в цепи питания продуценты консументы
Высшая нервная деятельность отсутствует Развита у высокоорганизованных форм; у низкоорганизованных отсутствует
Цикл развития Зигота-зародыш-проросток-молодое растение-цветущее растение-плодоносящее растение-стареющее- отмершее растение Зигота-зародыш-детеныш (личинка)-молодое животное-взрослое-половозрелое активное-стареющее животное-умершее.
Системы органов Вегетативные: корневая, побеговая; генеративные: цветок, семя, плод Соматические: опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, покровная, эндокринная, нервная, кровеносная, органы чувств. Репродуктивная: половая
ткани Образовательная, покровная, проводящая, механическая. основная Эпителиальная, нервная, мышечная, соединительная

 

Основные жизненные функции животного организма

Обмен веществ – совокупность процессов поступления веществ в организм, их химического и физического преобразования, использования и выделения продуктов жизнедеятельности (распада).

Питание – поступление питательных веществ в организм

Дыхание – поступление в организм кислорода и его использование клеткой на процессы окисления.

Выделение – удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

Размножение – увеличение числа особей:

- бесполое – деление, почкование;

- половое - с участием половых клеток.

Рост – увеличение размеров тела, массы, объема.

Развитие – закономерно направленный процесс взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (созревание, дифференцировка) изменений особи с момента её рождения до смерти: - прямое; - непрямое.

Раздражимость – свойство организма отвечать на воздействия внешней и внутренней среды изменениями своего состояния.

 

Роль животных в природе и жизни человека

1. Биологическая очистка воды, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.

2. Образование осадочных пород (минеральные скелеты – основа известняков и сланцев).

3. Потребление продуктов жизнедеятельности растений (кислород и органические вещества) и выделение углекислого газа, необходимого для фотосинтеза.

4. Участие в почвообразовании путем переработки и минерализации органических веществ. Особенно важны беспозвоночные – клещи, насекомые, моллюски и дождевые черви. Именно там, где много почвообразователей - беспозвоночных, хорошо развивается растительный слой Земли.

5. Санитарное значение животных — использование ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы.

6. Контроль популяции. Паразитические и хищные животные сдерживают размножение растительноядных. В противном случае последние всего за несколько лет могли бы полностью уничтожить определенные виды растений. Особенно важны насекомоядные птицы (значение птиц в природе велико: они сдерживают чрезмерное размножение насекомых и других животных), хищные птицы, жабы и лягушки, ящерицы, летучие мыши, мухи, жужелицы, муравьи, осы и другие группы беспозвоночных и позвоночных животных.
7. Перекрестное опыление практически всех видов покрытосеменных растений, распространение семян кустарников и деревьев. В опылении принимают участие десятки тысяч пчел, которые живут в саваннах, пустынях, степях, на высокогорных лугах. Даже на севере Гренландии есть популяция шмелей. В роли разносчиков семян деревьев, трав и кустарников выступают высшие позвоночные животные – зерноядные и плотоядные птицы, грызуны и копытные.

8. Животные могут наносить вред человеку, поедая растения, промысловых и сельскохозяйственных животных, нападая на человека, будучи паразитами человека, переносчиками гельминтов, возбудителей инфекционных заболеваний. Животные приносят пользу: объекты промысла: пушные звери (соболь, лисица), добываемые ради мяса (копытные, водоплавающая дичь); регулируя численность вредителей сельского хозяйства и паразитов: насекомоядные птицы, жужелицы, муравьи, наездники уничтожают растительноядных насекомых, божья коровка – тлю, рыбы – личинок комаров и т.д.

Царство Животные

       
   


                                   
         
               
 
   
 
 
 


Клетки ткани органы системы органов организм

Животные организмы

           
     

 


Симметрия тела животных

       
 
   

 

 


Полости тела

           
     

 

 


Опорный аппарат

Внутренний скелет Наружный скелет (раковина, панцирь, хитиновый покров) Гидроскелет

Кровеносная система

 

 

Развитие животных

1. Количественные изменения – рост

2. Качественные изменения – созревание, дифференцировка

3. Прямое развитие – молодые особи похожи на взрослых

4. Непрямое развитие – имеется личиночная стадия (молодой организм не похож на взрослый ни строением, ни образом жизни):

А) с полным превращением – есть стадия куколки

Б) с неполным превращением – нет стадии куколки

Поведение

А- врождённое Б- приобретённое

1. Безусловные рефлексы 1. Условные рефлексы

2. Инстинкты

 

Рефлекс – ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды при участии нервной системы

Безусловные рефлексы – характерные для всех особей данного вида врождённые реакции организма на воздействия со стороны внешней или внутренней среды

Условные реакции – индивидуально приобретённые в процессе жизни реакции, выработка которых связана с определёнными условиями.

Инстинкт – совокупность сложных, наследственных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...