Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы образования и сменяемости целевых групп соцпрогресса.




ЦЕЛЕВЫЕ ТРИАДЫ СОЦПРОГРЕССА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ И НАЗНАЧЕНИЕ.

 

(Основы методики для создания динамичной и слаженной работы коллектива)

 

Основными социальными механизмами развития общества являются отношения социального заказа и социальной ревизии. А.Аугустинавичюте назвала их асимметричными отношениями, которые не предполагают равенства позиций и полного взаимопонимания. В астрологии также существуют асимметричные отношения. Например, в структурном гороскопе Г.Кваши подобные отношения описаны под названием векторных союзов, в которых один из партнеров – лидер (хозяин), а второй – ведомый (слуга).

Если попытаться объективно оценить принцип взаимодействия родителей и детей, можно также заметить асимметричность этих отношений. При этом, в роли ревизора по отношению к ребенку выступает тот родитель, который более строг, обычно это – отец, но бывает и мать (по Э.Берну это «Родитель»), а в роли заказчика выступает менее критично настроеный воспитатель (по Э.Берну это «Взрослый»). Асимметричность этих отношений заключается в неравенстве позиций родителей и детей не только в период воспитания, но и после, на протяжении всей жизни. Так, например, родители отдают своим детям неизмеримо больше сил, времени, материальных ресурсов, любви и заботы, чем получают в ответ. Дети отдают все то же самое, в свою очередь, своим детям, а у их родителей остается лишь чувство неудовлетворенности и непонятости. Это – стадия обратной ревизии и заказа. На первой стадии, наоборот, страдают дети от того, что родители навязывают им свои ценности и не всегда способны понять и принять индивидуализм и свободу выбора своих детей. Поэтому так проблематичны и конфликтны эти отношения на любой стадии развития – как на стадии прямой ревизии и заказа, так и на стадии обратных форм этих отношений. Но именно эти отношения лежат в основе природной эволюции человечества.

Приведенные примеры позволяют сделать предположение, что для эффективного развития любого процесса или организации необходимы целевые группы, подобранные на основе именно симметричных отношений. Возникающие в таких группах напряженность и трения способствуют их прогрессивному развитию. А конструктивность работы таких групп обусловлена взаимодействием информационных моделей их участников. В отличии от деструктивных конфликтных отношений, эти отношения предполагают продуктивную работу за счет взаимной коррекции по творческим инфоаспектам в ревизных отношениях и суггестию подзаказного заказчиком, которая задает подзаказному новое направление его развития и стимулирует его к деятельности в этом направлении.

Таким образом, достаточно энергетически и информационно насыщенная целевая группа, созданная на основе асимметричных отношений позволяет: во-первых, не допустить ошибки на стадии «мозгового штурма» при обсуждении проблемы ревизором и подревизным, когда включаются механизмы прямой и обратной ревизии. Во-вторых, такая группа является всегда перспективной благодаря принятию соцзаказа подзаказным и способности его выполнять, подключая свой интеллект, дополняющий по новым аспектам интеллект предыдущих участников «мозгового штурма».

Поскольку наши ревизоры и заказчики связаны между собой дуальными отношениями, они имеют противоположные типы мышления и могут задавать своему ведомому различные программы или направления деятельности. Поэтому целесообразно создавать такую целевую группу, в которой будет один лидер (ведущий) и остальные участники - его подревизный и подзаказный, связаны между собой отношениями взаимного дополнения. Это дает им возможность, прикрывая слабые стороны друг друга, эффективно выполнять программу ведущего.

Такая группа из трех человек может быть названа – стабильнаяцелеваятриада соцпрогресса. В такой группе проявляется закон синэргетизма: в ее рамках обеспечивается не просто сложение, а умножение сил участников группы. В психологии уже давно известны группы из трех человек, из которых один – лидер, другой – критик и третий – эрудит. Здесь роль лидера выполняет заказчик-ревизор, роль критика – подревизный и роль эрудита – приемник соцзаказа, имеющий принципиально иной тип мышления, чем два предыдущих участника группы, у которых по одному соционическому инфоаспекту тип мышления совпадает.

«Лидер» - первый участник триады, который генерирует предложения, вызывающие гарантированный интерес со стороны двух других ее участников. Эту роль может выполнять только тот социотип, который является с точки зрения интертипных отношений ревизором или заказчиком для остальных членов группы. «Лидер» также выступает в качестве внешнего лидера триады, представляя ее лицо на наиболее важных мероприятиях, касающихся ее профиля деятельности.

«Критик» - второй участник триады, который подвергает заинтересованному критическому разбору идеи и предложения, выдвинутые «Лидером». Он также осуществляет генерацию идей, которые носят обеспечивающий для генерального направления деятельности триады характер. В этой роли выступает тот из социотиов, который является ревизуемым со стороны «Лидера» группы и дуальным по отношению к третьему члену группы.

«Эрудит» - третий участник триады, который выступает в роли арбитра в творческих разногласиях остальных участников группы. Он высказывает свое мнение, внося ясность в текущий спор сообщением дополнительной информации. «Эрудита» осуществляет отбор информации, полученной во время дискуссии и необходимой ему для выполнения его задачи в качестве исполнителя соцзаказа. В роли «Эрудита» группы может выступать лишь тот социотип, который является соционическим приемником заказа для «Лидера» и дуалом для «Критика».

Эти группы соцпрогресса имеют целевой характер, поскольку информация, которую они эффективно перерабатывают, строго специализирована по одному из 8-ми инфоаспектов. Такая группа создается для конкретной цели, совпадающей по своему информационному наполнению с общей функцией блока ЭГО первых двух участников триады.

«Эрудит» группы и ее «Критик», со временем становятся «Лидерами» новых целевых групп, обретя своих подревизных и подзаказных в процесса дальнейшей социализации. Непрерывная цепочка организованных таким образом целевых триад обеспечивает быстрое, качественное и всестороннее функционирование крупной организации, а также ускоренный процесс социализации сотрудников, непрерывное их творческое развитие и совершенствование ими методов работы

В некоторых случаях, возможно временное создание иного рода групп прогресса, где два ведущих передают рассмотренную с их противоположных точек зрения информацию одному ведомому. Это бывает эффективно в некоторых случаях для усиления эффекта мозгового штурма. Но такая группа не должна функционировать длительно, так как ее энергетика слишком велика и может вызвать энергоинформационную перегрузку ведомого. Называться такая группа может так: мобильная или временная целевая триада соцпрогресса.

Механизм развития общества в любом случае динамичен и поэтому даже стабильные целевые группы являются постоянными лишь какое-то время. Выполнив свою задачу, они распадаются для создания следующих звеньев соцпрогресса, состоящих из новых целевых групп. Здесь, как и в природе действует механизм преемственности. Он описан А.Аугустинавичюте в виде колец ревизии и соцзаказа, находящихся под влиянием двух основных направлений соцпрогресса – эволюционного (равномерное, постепенное, плавнотекущее развитие), и инволюционного (противодействующее, неравномерное, корректирующее) направления развития.

Закон сменяемости целевых групп соцпрогресса в случае их самоорганизации в масштабных общественных структурах или принцип организации цепочки эффективно взаимодействующих целевых триад состоит в том, ведущие звенья каждой целевой триады связаны отношениями социального заказа и социальной ревизии. Передается социальный заказ и ревизия от одного социотипа к другому по тому же принципу, который описан у А.Аугустинавичюте. Вряд ли есть смысл приводить здесь всю теорию соционики, но следует отметить, что эти связи имеют разнонаправленный характер, что обеспечивает целевым группам не только неуклонное и последовательное продвижение вперед, но и возврат на каждом участке пути обратно, для коррекции сделанного, а также для необходимых дополнений и усовершенствований.

Поскольку социальный заказ передается последовательно по цепочки от одной группы к другой по законам ЭИМ, отраженным в работе моделей заказчиков и приемников заказа, каждое звено этой цепочки не может быть случайным или лишним. Более того, искусственное нарушение последовательности создания и работы целевых групп в процессе развития коллектива, может привести к их неэффективности или прекращению дальнейшего развития. А при нормальном процессе сменяемости целевых триад непрерывность динамического развития коллектива обуславливается тем, что на каждом новом витке спирали развития целевых групп, которая в принципе может быть бесконечной, решение задач в каждой целевой группе обогащается новыми нюансами на фоне накопленного опыта. Это положительно сказывается на качестве решения новых проблем, стоящих перед каждой целевой группой.

Хотя инфоаспектов всего 8, возможно комплектование 16-ти целевых триад - восемь эволюционных и восемь инволюционных. Каждая информационная задача в зависимости от сложившейся ситуации эффективнее решается либо через инволюционную триаду, либо через эволюционную.

Удобно в названии целевых групп использовать аббревиатуру из латинских букв, предложенную В.Гуленко для описания 8-и инфоаспектов: (- I) - интуиция возможностей, (- T) - интуиция времени, (- P) - деловая логика, (- L) - структурная логика, (- F) - волевая сенсорика, (- S) - сенсорика ощущений, (- E) - этика эмоций, (- R) - этика отношений.

На основе данной теории разработана методика целевых триад ускоренного соцпрогресса, которая является наиболее эффективной методикой для быстрой мобилизации скрытого творческого потенциала каждого работника и способствует неуклонному росту производительности труда. Рабочее напряжение в такой группе носит конструктивный характер и не позволяет расслабляться или успокаиваться на достигнутом.

Впервые в 1990 г., применив этот механизм передачи социального заказа и ревизии к предлагаемым целевым группам соцпрогресса, я смогла получить схематические изображения двух основных механизмов социального прогресса. Получилось довольно сложное изображение двух восьмиугольных монад (при невозможност:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...