Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и противоречия экономического развития мирового сообщества




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА……………………………………………………5

1.1. Возрастающие потребности общества и ограниченность ресурсов..5

1.2. Экономическая, социальная и экологическая составляющие концепции устойчивого развития………………………………………………..9

1.3. О понятии устойчивого развития и его концепции……….……….12

2. ПУТИ ПЕРЕХОДА НА УСТОЙЧИВЫЙ ВИД РАЗВИТИЯ В РОССИИ…16

2.1. Пути перехода на устойчивый вид развития………….……………16

2.2. Переход России к устойчивому развитию: проблемы и перспективы………………………………………………………………………20

2.3.Концепция устойчивого развития в российском экологическом законодательстве…………………………………………………………………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......29

ЛИТЕРАТУРА…...…………………………………………………………….....31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы современного общества можно определить одним выражением – человечество достигло такого развития, которое способно уничтожить его же самого. И это действительно так.

Если несколько десятков лет мы могли причинить вред только друг другу, то уже сейчас человек способен уничтожить весь окружающий его мир, причём уничтожить его он может как действием (например, ядерная война), так и бездействием (например, не принимая мер к пересмотру концепции своего развития). Если в ближайшее время мы не разработаем новой, щадящей окружающий мир концепции экономического развития, то мы просто исчезнем с лица земли, либо вернёмся к первобытнообщинному строю.

Концепции устойчивого развития общества включают в себя все стороны его существования, а не только взаимоотношения с природой. Проблемы развития современного общества так же носят ещё и социальный характер. Только 20% жителей земли живут в определённом достатке, при этом у них в руках находится 80% ресурсного потенциала. Цивилизованное общество пытается заполнить духовную пустоту (которая возникает из-за противоречий между человеком и природой) чрезмерным потреблением. Отсюда и название – потребительское общество. Люди же из бедных стран пытаясь сохранить собственные территории, увеличивают своё население. Но в итоге, ни тем, ни другим, не удаётся найти своё место в жизни, что является причиной развития таких современных асоциальных явлений, как наркомания, алкоголизм, самоубийство и т.п.

Активная часть общества пытается найти выход из сложившейся ситуации, и видит она этот выход в разработке концепций устойчивого развития экономики, при котором будет достигнута гармония между человеком и окружающим его миром, и появится возможность дальнейшего экономического развития общества без угрозы самоуничтожения.

Цель исследования – изучение концепций устойчивого развития экономики и определение путей.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть общие проблемы и противоречия экономического
развития мирового сообщества;

2) Исследовать проблему экономического развития России в свете
концепций устойчивого развития.

Объект исследования - концепции устойчивого развития экономики и пути их реализации в России.

Предмет исследования – современные глобальные проблемы человечества и возможность их решения через разработку концепций устойчивого развития экономики.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

1.1. Возрастающие потребности
общества и ограниченность ресурсов

 

Темпы развития современного общества набрали немыслимые обороты. Практически каждый день совершаются научные открытия, которые продвигают человечество на ступень выше. Устройство общества и создаваемые общественные институты, позволяют смело называть человечество глобальной саморазвивающейся системой, построенной на удовлетворении возрастающих потребностей человека и всего общества в целом. Но на пути к этому развитию встала одна из главных проблем современности – ограниченность ресурсов.

Ограниченность ресурсов - недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных и трудовых ресурсов, основного капитала для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. [7]

Необходимо понимать, что «под потребностями человека и общества в данном случае понимаются не столько основные потребности (пища, вода, сон и т.д.), хотя они играют главную роль в потребительском обществе, сколько потребности в познании окружающего мира, его исследовании и понимании, а точнее, потребность в гармоническом развитии». Современное общество, перерабатывая имеющуюся информацию, получает доступ к более новой, более ценной и глобальной информации. Именно поэтому современное общество является уже не столько индустриальным, сколько информационным, а высвобождающиеся трудовые ресурсы из сферы производства (в связи с запуском автоматизированных производств), постепенно переходит в информационную сферу.

Конец двадцатого века характеризуется не только высокими
достижениями человеческой цивилизации, воплощенной в науке, технике и технологии, но и глубокими социальными, экономическими и экологическими проблемами. Особенно остро такие проблемы стоят перед Россией и странами бывшего СССР, где они проявляются в наиболее негативной форме через ухудшение режима воспроизводства населения, обострение национальных отношений, катастрофические явления в других сферах социальной, экономической, политической и культурной жизни. Большая часть перечисленных проблем (если в широком контексте не все) связаны в той или иной мере с проблемой ресурсов.

Особая опасность проблемы ограниченности ресурсов состоит
в том, что человечество оказалось не готовым к ней. Для большинства из нас не понятны не только конкретные варианты решения этой проблемы, но даже
нет обоснованных, эффективных и надежных теоретико-методологических подходов к их разработке. Исследования социальных проблем могут быть достаточно плодотворными на комплексной методологической базе. Но современная общенаучная парадигма для подобных целей пока еще мало приспособлена, ибо она по преимуществу ориентирована на анализ как наиболее универсальный метод познания.

Как известно, анализ предписывает исследователям расчленять сложные системы, объекты или процессы на более простые и каждый из них рассматривать отдельно. Вследствие этого многие свойства и особенности познаваемых явлений и процессов, отражающие взаимосвязи частей целого (а также целого и его частей с их окружением), остаются вне поля зрения. Не имея подобной информации, исследователь вынужден при реконструкции целого из его частей ориентироваться на наиболее простые (линейные) схемы.

Практически всегда и везде глобальные и локальные проблемы
общества в целом, сообществ, коллективов и отдельных людей тесно связаны с проблемой ресурсов. Человек не имеет вообще возможность что-то совершать или творить без использования определённых ресурсов, и не смотря на то, что возможности человека заметно возросли, он не может обойтись без них. Более того, имея высокотехнологические способы переработки ресурсов, человечество обретает себя на катастрофу. То есть, сейчас не стоит вопрос о том, как сделать автомобиль. Создавая завод по их производству человек в первую очередь решает вопрос обеспечения этого производства ресурсами (труд, земля, капитал, предпринимательская активность и т.д.). При наличии наиболее оптимального сочетания этих ресурсов человек строит заводы по имеющимся у него технологиям, и фактически человек в состоянии произвести любое количество автомобилей при наличии спроса на них.

Если задать кому-либо из людей вопрос о том, что такое ресурсы, то, скорее всего, ответ сначала сведется к перечислению: в числе ресурсов могут быть природные, экономические, трудовые, технические, жизненные, производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы и многие другие. А затем отвечающий постарается описать каждый из этих видов и типов ресурсов независимо от других, связывая вкладываемый в эти понятия смысл с той сферой человеческой деятельности, где эти понятия наиболее активно применяются. Нетрудно заметить, что большая часть такого рода сфер относится к экономике, поскольку в любой экономической задаче присутствует ресурсный контекст. [4]

"РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (от франц. ressourсеs — вспомогательное средство), основные элементы экономического потенциала, которыми располагает общество на каждой ступени развития производительных сил в рамках исторически определённой системы производственных отношений. Используются для достижения конкретных целей экономического и социального развития. Подразделяются на материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, вовлекаемые обществом в хозяйственный оборот."

Далее в этом издании каждый из перечисленных видов ресурсов описывается отдельно. Сначала раскрывается смысл понятия материальных ресурсов с помощью их дробления: "Материальные ресурсы, средства производства, включают в себя средства и предметы труда. Среди средств труда важную роль играют орудия труда. Их эффективность и мощь в наибольшей мере характеризует степень овладения и подчинения сил природы производству материальных благ. Развитие орудий труда —
первостепенный показатель технического прогресса, развития самой рабочей силы, той производительной способности, которой располагает общество. Предметы труда, материалы, подвергающиеся обработке, разделяются на два вида. Первый — вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например уголь, руда. Второй — сырые материалы или сырьё, вещества, прошедшие обработку.

Средства труда и предметы труда играют различную роль в
воспроизводственном процессе. Трудовая деятельность человека при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда. Как пишет К. Маркс, труд соединяется с предметом труда, труд овеществлён в предмете, а предмет обработан. В дальнейшем продукт одного труда может служить средством производства в процессе другого труда. Это означает, что "...продукты представляют собой не только результат, но... и условие процесса труда".

Другую часть экономических ресурсов составляют финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы представляют собой средства денежно-кредитной и бюджетной систем, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития экономики, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны. Образование финансовых ресурсов происходит в процессе хозяйственной деятельности. Они опосредуют движение материальных ресурсов. Финансовые ресурсы ограничены рамками тех общественно-экономических формаций, где существуют товарно-денежные отношения.

Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они являются определяющим и активным элементом общественного производства. К ним относится способное к общественно полезному труду население. Границы трудоспособного возраста устанавливаются действующим законодательством. Показателями воспроизводства трудовых ресурсов могут служить данные о численности занятых в отраслях народного хозяйства, подготовке кадров, вовлечении числа женщин в общественное производство.

Природные ресурсы становятся частью ресурсов экономических лишь в том случае, когда они вовлекаются обществом в хозяйственный оборот. К ним относятся: земельные, водные, лесные, минеральные, ресурсы животного мира, солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло. Природные ресурсы служат обязательным условием производства, естественной базой его роста. [10]

Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые и исчерпаемые. Последние в свою очередь подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые. Часть природных ресурсов, и прежде всего залежи полезных ископаемых, невозобновляемы. По мере извлечения из недр они истощаются. Другие природные ресурсы — почва, вода, леса, животный мир — для своего восстановления требуют значительных затрат труда (например, почва — внесения удобрений, водные ресурсы
— очистки сточных вод, лес — посадок).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...