Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предполагается следующий порядок работы.




1 Каждый член группы независимо друг от друга кратко описывает конкретную управленческую ситуацию. На это отводится 15 минут.

2 Зачитываются самые характерные предложения Модератор их фиксирует

3. С помощью вопросов и ответов модератор исправляет ошибки и неточности формулировок

4. Фиксируется число одинаковых предложений

5. Число отличающихся предложений сводится к минимуму.

6 Модератор обобщает предложения, выражающие мнение группы.

7 Каждый член группы описывает в кратком виде желаемое положение вещей

8 Проводится дискуссия в течение 20 минут Цель ее — выводы, оценивающие данную ситуацию

9 После дискуссии каждый член группы вносит три предложения, ранжируя их по степени важности,,,,>•.„.,..

10 Цель формулируется в виде предложения, с которым соглашается большинство участников.

11 Составляется список факторов, препятствующих достижению цели

12 Определяются факторы, способствующие достижению цели.

13 Составляется план реализации организационного изменения. Мы взяли лишь некоторые, наиболее часто употребляемые на

практике методы решения управленческих задач Более подробное знакомство с методами, применяемыми при решении управленческих задач, может быть осуществлено при изучении литературы по практическим вопросам менеджмента /5/

Подписные индексы по каталогу Роспечати. 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Резюме

1. Стратегия решения задачи управления имеет непосредственное отношение к поставленной цели В понятии "стратегия" решения задач управления заключено противоречие между актуальным и реальным, т.е желаемым и действительным.

2. В выборе тактики решения руководитель исходит из оценки значимости задач, временной перспективы и соотношения перспективных и текущих задач.

3. Индивидуальный опыт руководителя, а также объективные требования и личностные особенности лежат в основе использования определенных тактик.

4. Причины выбора стратегий и тактик решения управленческих задач во многом носят психологический характер.

5. В практике управления насчитывается достаточно большое количество методов решения задач управления, выбор которых диктуется организационными целями и ситуационными факторами.

Ключевые слова

Стратегия — Общий, всесторонний план дости-

жения цели.

Тактика — Краткосрочная стратегия для дос-

тижения цели, разрабатываемая на уровне руководителя среднего звена управления

Ответственность — Обязательство выполнить задание

и обеспечить его удовлетворительное решение.

Конфликтная ситуация — Ситуация, которая может привести

к конфликту.

Конфликт — Столкновение разнонаправленных

целей, интересов, стремлений, позиций, мнений, субъектов взаимодействия.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

Практическое задание

Каждый менеджер заинтересован в повышении производительности труда. Менеджеры стремятся чтобы отдача от инвестиций была максимальной. Но инвестиция — понятие весьма широкое Это — не только вложенные деньги. Это — и возможности самого работника, его удовлетворенность трудом, руководителем, отношениями с сотрудниками фирмы и т д.

Измерить удовлетворенность трудом — дело совсем не простое. Но большинство менеджеров следят не за человеческими потребностями и особенностями, а за успехами своего бизнеса И во многом от этого проигрывают.

Если бы вы были руководителем фирмы, задачей которой является выживание на рынке, какую стратегию вы выбрали бы? 1). Принуждать работников к более интенсивной работе?_____________

2) Наказывать за сбои в их работе?_________________________________

3) Стимулировать деньгами?________________________________________

4) Обучать их новым методам работы?______________________________

5) Постоянно находиться в человеческих контактах с ними?_______

6) Предоставлять им возможность принимать участие в решении проблем фирмы ?__________________________________________________

7) Заинтересовать их не только денежным вознаграждением?_______

Каким образом вы стали бы их заинтересовывать?______________

8) Какие нетрадиционные формы вы можете предложить?__________

Вопросы для усвоения

1. Как реализуется управленческая цель?

2. Что такое стратегия решения задачи?

3. Что такое тактика решения задачи?

4 Какие причины лежат в основе их выбора?

5. Что составляет основу стратегии решения управленческой за-

дачи?

6. Какие методы решения задач управления вам известны?

7. Кто принимает решения при мозговом штурме?

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что содержится в понятии стратегии решения управленческой

задачи? 2 Чем отличается стратегия от тактики?

3. Каковы психологические причины их выбора? Обсудите их.

4. Существуют ли универсальные методы решения управленчес-

ких задач?

5 Предложите конкретную управленческую ситуацию и проиграйте в группе применение различных методов для решения управленческой задачи.

6 Какую из стратегий поведения в условиях социального конфликта вы считаете наиболее целесообразной?

Литература

1. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф Основы менеджмента / Пер с англ. — М. Дело, 1997

2 Розанова В А Психология решения управленческих задач — М АНХ при СМ СССР, 1989.

3 Розанова В А. Психология управления Учебно-практическое пособие, — М ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1996

4 Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента Как делать карьеру Как строить организацию / Научно-практическое пособие — Киев Украина, 1994.

5. Шушански Я Методология рационализации / Пер с венг — М. Экономика, 1987

Приложение 1

1.1. Ориентировочная анкета (ОА) Авторы: В.Смейкл и М.Кучер

1.1.1. Цель и назначение методики. Область применения Основная цель методики — определить направленность личности в общении с людьми для решения задач в процессе их совместной деятельности. Выбор направленности личности как одной из сложных личностных характеристик не случаен, поскольку это качество определяет все поведение человека, отношение к себе и окружающим, а также к задачам деятельности /4/.

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач ____________________________________________

Ориентировочная анкета В Смейкла и М Кучеры имеет важное практическое значение, в частности, в кадровой работе в связи с необходимостью эффективного подбора персонала, правильной расстановки кадров для рационального использования человеческих ресурсов, в особенности в условиях производственной деятельности

1.1.2. Теоретическое обоснование методики

Сложное по своему содержанию понятие "направленность личности" изучалось многими учеными (В С Мерлин, К К Платонов, Л И Божович, П М Якобсон, М С. Неймарк и др) Большинство из них пришли к выводу, что направленность личности очерчивает особенности тенденций поведения и действий человека, а также определяет его отношение к другим людям, к самому себе, своему будущему и к тем задачам, которые он ставит и решает

Направленность личности конкретизируется в особенностях интересов, целей, доминирующих мотивах и потребностях, а также в установках Система мотивационно-потребностнои сферы человека составляет основу направленности его личности.

В психологии наблюдается тенденция рассмотрения направленности как целого, которое включает в себя подструктуры, например, желания, стремления, интересы, склонности, убеждения и т д, то есть все то, что входит органически в мотивационную структуру личности

При анализе направленности личности выделяют а) личную, б) групповую и в) деловую направленность. Чешские исследователи В Смейкл и М Кучер сконструировали в начале 70-х гг ориентировочную анкету (ОА) Их подход к оценке направленности личности идентичен со взглядами наших отечественных психологов

Авторы ориентировочной анкеты исходили из того, что направленность как система отношений личности к действительности представляет собой некое триединство а) отношение к другим людям как членам коллектива, б) отношение к труду и результатам, продуктам труда, в) отношение к самому себе, своей личности

В Смейкл и М Кучер различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность на себя (НС)

Направленность на взаимодействие (ВД) наблюдается в случаях, когда действия субъекта определяются его потребностью в общении с другими людьми, стремлением поддерживать коммуникативные отношения В большинстве случаев люди с этим видом направленности конформны, стараются уйти от ответственности и не стремятся быть

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

руководителями Для работников с такой направленностью главным интересом является осуществление совместной работы без проявления большого интереса к самой задаче Т е его интересует не столько конечный результат работы, сколько процесс взаимодействия с членами группы Такой работник малопроизводительный

Направленность личности на задачу является отражением поставленной группой цели. Работник с таким видом направленности не боится ответственности, она представляет для него определенную ценность, он берет руководство в свои руки, если речь идет о выборе самой задачи Такой работник является продуктивными внутри рабочей группы, оказываясь часто неформальным лидером Для него также характерно стремление к достижению успеха в деятельности

Направленность на себя свидетельствует о преобладании индивидуальных потребностей и стремления достичь личного благополучия, престижа, уважения и т п В центре внимания такой личности находится он сам. Эмоциональные цели для такого человека являются весьма значимыми Менее всего такой человек реагирует на потребности других людей, игнорирует сотрудников или задачу, которая стоит перед группой, членом которой он является Находясь среди других людей, субъект с такой направленностью заботится, главным образом, об удовлетворении своих притязаний

1.1.3. Описание методики

Ориентировочная анкета В Смейкла и М Кучеры содержит в себе 27 утверждений Каждое утверждение предусматривает 3 варианта ответов, обозначаемых буквами А, В, С По каждому пункту следует выбрать один из вариантов ответа, который более всего соответствует представлению обследуемого лица или наилучшим образом выражает его точку зрения

Свои ответы обследуемый заносит в предоставляемый ему лист по каждому виду направленности личности Таких анкет всего три

Лист ответов на ориентировочную анкету

Ф.И О.___________________

Пол________Возраст___________________Дата____________

№ п/п Больше всего Меньше всего № п/п Больше всего Меньше всего
1 2 / / / / / / / /   / / / / / / / /

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ _________________ _________________________________

№ п/п Больше всего Меньше всего № п/п Больше всего Меньше всего
  / / / / / / / /./ / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / / /

При обработке результатов пользуются специальным "ключом"

При проведении данной методики дается следующая инструкция.

"Настоящая анкета рассчитана на получение ориентировочной информации о некоторых ваших особенностях На каждый пункт анкеты возможны три варианта ответов, которые обозначают буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт анкеты выберите тот, который лучше всего отражает вашу точку зрения, который для вас наиболее значим или кажется верным.

Выбранную вами букву ответа (А, В или С) впишитена листе ответов в скобках против вопроса в рубрике "Больше всего". Затем из этих же ответов выберите тот, который менее всего соответствует вашей точке зрения Букву этого ответа напишите против номера вопроса в рубрике "Меньше всего" в листе ответов.

Для каждого вопроса используются две буквы Оставшийся ответ нигде не фиксируется Над вопросами не следует слишком долго раздумывать, поскольку самый первый ответ чаще всего бывает самым верным"

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Текст ориентировочной анкеты

1 Наибольшее удовольствие я получаю от

А — одобрения моей работы,

В — сознания того, что работа сделана хорошо,

С — сознания того, что меня окружают друзья

2 Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть

А — тренером, который разрабатывает тактику игры,

В — известным игроком,

С — выбранным капитаном команды,

3 По-моему, лучшим педагогом является тот, кто

А — проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

В — вызывает интерес к предмету так, что обучающийся с удовольствием углубляет свои знания в этом предмете, С — создает в коллективе такую обстановку, при которой никто не боится высказывать свое мнение

4 Мне нравится, когда люди

А — радуются выполненной работе,

В — с удовольствием работают в коллективе,

С — стремятся выполнить свою работу

5 Я хотел бы, чтобы мои друзья

А — были бы отзывчивыми и помогали людям, когда для этого

предоставляются возможности,

В — были бы верны и преданны мне,

С — были бы умными и интересными людьми

6 Лучшими друзьями я считаю тех

А — с кем складываются хорошие отношения, В — кто может многого достичь в жизни, С — на кого всегда можно положиться

7. Больше всего я не люблю

А — когда у меня что-то не получается,

В — когда портятся отношения с товарищами,

С — когда меня критикуют

8 По-моему, хуже всего, когда педагог

А — не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними, В — вызывает дух соперничества в коллективе,

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

С — недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9 В детстве мне больше всего нравилось' А — проводить время с друзьями,

В — ощущать выполненные дела, С — когда меня за что-либо хвалили

10 Я хотел быть похожим на тех, кто. А — добивался успеха в жизни,

В — по-настоящему увлечен своим делом,

С — отличался дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь система образования должна.

А — научить решать задачи, которые ставит жизнь,

В — развивать, прежде всего индивидуальные, способности

обучающихся,

С — воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с

людьми 12 Если бы у меня было много свободного времени, охотнее всего я использовал бы его

А — для общения с друзьями,

В — для отдыха и развлечений,

С — для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь тогда, когда.

А — работаю с людьми, которые мне нравятся,

В — у меня есть интересная работа,

С — мои усилия хорошо вознаграждаются.

14 Я люблю, когда.

А — другие меня ценят,

Б — испытываю удовлетворение от хорошо выполненной

работы,

С — приятно провожу время с друзьями.

15 Если бы обо мне решили написать в газете, то мне хотелось бы, чтобы:

А — рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с работой, учебой, спортом и т.д., в котором мне довелось принимать участие; В — написали о моей деятельности,

С — рассказали обязательно о коллективе, в котором я работаю. 16. Я делаю наибольшие успехи в обучении, если преподаватель-А — имеет ко мне индивидуальный подход,

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

В — сумеет вызвать у меня интерес к предмету,

С — устраивает коллективное обсуждение изучаемых

проблем

17. Для меня нет ничего хуже, чем

А — оскорбление личного достоинства,

В — неудача при выполнении важного дела,

С — потеря друзей

18. Больше всего я ценю. А — успех,

В — возможность хорошей совместной работы, С — здравый, практичный ум и смекалку

19. Я не люблю людей, которые.

А — считают себя хуже других, В — часто ссорятся и конфликтуют С — возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

А — работаешь над важным для всех делом,

В — имеешь много друзей,

С — вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По моему мнению, руководитель, прежде всего, должен быть А — доступным для всех,

В — авторитетным, С — требовательным. 22 В свободное время я охотно прочитал бы книги

А — о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие

отношения с людьми,

В — о жизни знаменитых людей,

С — о последних достижениях науки и техники

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть А — дирижером,

В — композитором, С — солистом.

24. Мне бы хотелось.

А — придумать интересный конкурс, В — победить в конкурсе, С — организовать конкурс и руководить им 25 Для меня важно знать А — что я хочу сделать, В — как достичь цели,

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

С — как организовать людей для достижения цели

26 Человек должен стремиться к тому, чтобы-А — другие были им довольны,

В — прежде всего выполнить свою задачу,

С — его не нужно было упрекать за свою работу

27 Лучше всего я отдыхаю в свободное время' А — в общении с друзьями,

В — просматривая развлекательные фильмы, С — занимаясь своим любимым делом

1.1.4. Получаемые данные и их обработка

В результате работы над опросником, получаем данные, соответствующие трем основным видам направленности личности: направленность на взаимодействие, деловую направленность на задачу и направленность на себя

Результаты выборов, сделанные испытуемыми, заносятся на специальный опросный лист (см выше)

Ответы, обозначенные как "Больше всего", соответствующие мнению испытуемого, оцениваются в 2 балла Ответы, обозначенные как "Меньше всего", соответствующие мнению испытуемого, получают О баллов. Оставшиеся не выбранными ответы оцениваются в 1 балл.

Все полученные в процессе заполнения анкеты данные сверяются со специальным "ключом". Для каждого вида направленности личности баллы суммируются по всем 27 пунктам анкеты (по отдельности). Ниже приводится "Ключ" для обработки результатов тестирования

"Ключ" для обработки результатов тестирования по методике "ориентировочная анкета" В.Смейкла и М.Кучера

Расположение букв в "ключе" ориентировочной анкеты

Направленность Направленность Направленность
на себя на взаимодействие на деловую задачу
1 А 15 А 1 С 15 С 1 В 15 В
2 В 16 В 2 С 16 С 2 А 16А
ЗА 17 А 3 С 17 С 3 В 17 В
4 А 18 А 4 В 18 С 4 С 18 В
5 В 19А 5 А 19 В 19 С
20 С 20 В 6 В 20 А
7 А 21 С 7 С 21 А 7 В 21 В
8 С 22 В 8 В 22 А 8 А 22 С
23 В 9 А 23 С 23 А

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Направленность Направленность Направленность
на себя на взаимодействие на деловую задачу
10 С 24 С 10 В 24 А 10 А 24 В
И В 25 В И С 25 А И А 25 С
12 В 26 В 12 А 26 А 12 С 26 С
13 С 27 А 13 А 27 В 13 В 27 С
14 С   14 А   14 В  

1.1.5. Критерии оценки результатов

Основным критерием оценки результатов тестирования по данной методике является соответствие полученных выборов в баллах "ключу", а также абсолютное преобладание одного из видов направленности личности

1.1.6. Интерпретация результатов

Настоящая методика позволяет выявить основной вид направленности личности Это — самооценочные данные, которые могуг быть использованы в качестве дополнительного материала к другим психодиагностическим оценкам

1.1.7. Рекомендации по применению методики

Методика В Смейкла и М.Кучера может быть использована в двух видах обследования, индивидуальном и коллективном. В конечном итоге не следует считать данные, полученные в этом обследовании, окончательными, т.к. они требуют подтверждения другими психодиагностическими средствами

1.1.8. Понятийный аппарат

Деятельность Активное взаимодействие человека с

реальностью, в ходе которого человек стремится к реализации определенной цели для удовлетворения своих потребностей Личность — Конкретный человек, носитель сознания

и самосознания, обладатель определенного статуса и ролей Направленность Стремление личности реализовать себя в

личности определенной сфере деятельности

Общение — Взаимодействие двух или более людей,

состоящее в обмене информацией различного характера Взаимодействие — Процесс воздействия людей друг на дру-

га, порождающих их взаимную обусловленность и связь

174 Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

Часть 3

Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

1 1 Общение и его роль в деятельности руководителя и подчиненных

1 2 Профессиональное общение руководителя

1 3 Стили руководства

1 4 Конфликты в управлении и возможности их разрешения

1 5 Психология стресса Приложения 1 — 7

Краткое содержание главы

1 Руководитель обладает определенными средствами влияния на

подчиненных

2 За работу малых групп отвечает руководитель

3 Между руководителем и подчиненными осуществляется постоянное общение

4 В процессе работы возникают разногласия часто переходящие

в конфликты

5 Конфликты имеют положительные и отрицательные последствия

6 Последствием конфликтов является психологический стресс

Ключевые спова

Авторитет, общение, лидер, ответственность, группа, полномочия, компетентность, конфликтная ситуация, конфликт, стресс, стрессор

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

1.1. Общение и его роль в деятельности руководителя и подчиненных

Совместная деятельность людей, объединенных общими целями, становится возможной только благодаря общению людей друг с другом По своей сути общение является условием индивидуальной и общественной жизни

В самом процессе общения происходит формирование определенных образцов и моделей поведения человека Постепенно они вплетаются в структуры личности и интериоризируются, т е "уходят внутрь". В процессе общения человек формирует образ своего внутреннего "Я", а также усваивает определенную картину мира Человек, оставаясь наедине с собой, оказывается в состоянии вести внутренние диалоги с самим собой /1,2/

Общение есть всегда диалог а) одного человека с другим и б) наедине с собой Можно сказать, что диалогические связи могут осуществляться на двух различных уровнях а) на уровне внешней коммуникации и б) во внутреннем, субъективном, мире человека — в его мыслях, образах, воспоминаниях Эти две системы коммуникации — внешняя и внутренняя — тесно связаны между собой, взаимно пересекаются и дополняют друг друга /1/

Общение людей оценивается с помощью различных критериев. Одним их них является эффективность общения Известный польский психолог и исследователь процессов общения Е.Мелибруда анализирует это явление следующим образом К эффективности общения он относит степень совпадения передачи другому человеку информации с тем намерением, чтобы его поняли

Эффективное общение, увеличивает взаимопонимание между партнерами, если оно в максимальной степени свободно от искажений Что означает в этом случае правильно понять другого? Это значит почувствовать то, что он хотел сказать Правильное взаимо-

Общение и его проявление

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

понимание, таким образом, зависит от возможностей двух сторон в процессе общения /3/

Практика взаимодействия между людьми свидетельствует, что степень взаимного понимания между людьми оставляет желать лучшего. Это объясняется тем, что люди неверно воспринимают смысл чужих высказываний, а также приписывают нередко своим партнерам по общению намерения, которых они не имели в своих высказываниях Кроме того, люди часто не говорят того, что думают и чего на самом деле хотят /3/

Еще одной причиной неправильного понимания слов другого человека является невозможность передать свои мысли во всей полноте, часто они формируются неоднозначно или неадекватно Иногда люди формулируют свои мысли так, чтобы в случае необходимости можно было отказаться от сказанного.

Нередко чувства и мысли, которые проявляются в общении, вступают в противоречие из-за условностей и ритуалов в силу сложив-шимхся норм поведения. Поэтому люди говорят чаще то, что, как им кажется, они должны были бы сказать /3/

Процесс общения — явление сложное и неоднозначное Мы часто сталкивается с искажениями в восприятии сообщаемых сведений Нередко слова собеседника не воспринимаются, если партнер по общению занят своими мыслями, воспоминаниями, т е он просто "не слышит" того, что ему говорят

Случается, что человек абсолютно уверен в том, что понимает сказанное, и неосознанно искажает слова в соответствии со своими изначальными установками При внутреннем убеждении типа "я и так знаю, что хотите мне сказать", люди отгораживаются от информации, которая не согласуется с их ожиданиями.

В этом случае они слушают других скорее с целью оценки Такое оценочное отношение к говорящему позволяет использовать крайние суждения при интерпретации получаемой информации /3/.

-------------------------------1 Основным источником нарушения обще-

Нарушение доверия ния является отсутствие взаимного доверия в общении __________ между партнерами по общению При нарушении межличностного общения необходимы способы его улучшить. Согласно мнениям психологов, имеются факторы, от которых существенным образом зависит успешность об-

Подписные индексы по кагаюгу Роспечлги 72035,70855,71852 jyy


В. А. Розанова

щения между людьми Один из факторов, способствующих взаимопониманию — степень доверия слушателя к тому, что ему говорят

Уровень доверительности в общении может быть повышен за счет следующих моментов

а) открытой демонстрации своих намерений,

б) доброжелательного отношения в общении,

в) проявления компетентности в обсуждаемом вопросе,

г) умения убедительно излагать свои мысли /3/ Если говорящий скрывает свои истинные

намерения, он применяет различные отвлекающие маневры Надежность в общении основывается на готовности доверять собеседнику, верить его словам

Эффективность общения повышается, если мысли формулируются конкретно и понятно Эффективность общения увеличивается, если мы берем на себя ответственность за то, что говорим

Можно выделить другой критерий общения — степень удовлетворения потребности в выражении своих чувств Жизненная практика свидетельствует, что у людей часто проявляется тенденция отвергать или игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они кажутся неприятными или нежелательными Часто можно услышать советы такого рода "Не расстраивайся1" "Не грустили т п Советы подобного рода призывают к одному "Не чувствуй того, что ты сейчас чувствуешь" Такие пожелания могут привести к искажению эмоциональной экспрессии /3/

Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются обычно под влиянием конвенциональных норм, принятых в семье или социальных группах Способ выражения внутреннего состояния человека зависит не только от того, что он чувствует, а также от того, какими средствами выражает эти чувства.

Общаясь, люди постоянно испытывают различные эмоции Причем, способ выражения и передачи эмоций является важнейшим фактором улучшения межличностных отношений Если между людьми возникают проблемы в процессе общения, это зависит не от того, что люди испытывают те или иные чувства, а от того, что чаще всего они не умеют адекватно их выразить

178 Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

Надежность

И эффективность

Общения

Критерии общения

Роль эмоций в общении


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

Распространенным является мнение о том, что эмоции и чувства человека мешают общению между людьми. Люди стремятся сдерживать чувства для того, чтобы поступать логично, рационально, сохранять объективность.

На самом деле уход от истинных чувств приводит к тому, что люди не могут вести себя конструктивно в отношении с другими. Распространенной формой искажения информации является ее избирательность в процессе общения людей.

Имеется множёствьо средств, с помощью которых люди выражают свои чувства. Однако часто они передаются опосредованно, т.е. в неявной форме. Можно выделить несколько различных способов передачи информации в эмоциональном сопровождении при межличностном общении:

а) Одним из способов опосредованного сообщения о чувствах являются так называемые "риторические вопросы". Обычно они выражают досаду и раздражение. Кроме того, с их помощью становится возможным привлечь внимание собеседника к своим переживаниям, а также вызвать ответную реакцию своего партнера. Примером может быть высказывание: "Вы будете когда-нибудь вести себя должным образом?" Применение риторических вопросов ничего не меняет в общении людей по-существу /3/.

б) Опосредованное выражение чувств может принимать форму приказов и запретов. Например: "Вы должны немедленно извиниться передо мной!" С помощью приказов и запретов человек, обладающий возможностью контролировать действия других, старается ограничить их.'

в) Формой выражения чувств является ругательства и проклятия, позволяет избавиться от гнева и злости. Эта форма экспрессии обычно вызывает наибольшее количество возражений и протестов

Такое поведение носит деструктивный характер и отрицательно сказывается на человеческом общении, приводя к конфликтам /3/

г) Для опосредованного выражения раздражения, недовольства, жалости и др. нередко используются в межличностном общении выговоры и-претензии. Обычно это вызывает недовольство и протест со стороны партнера по общению. Употребление выговоров и претензий связано с потребностью выразить скопившиеся отрицательные эмоции и чувства.

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

В претензиях содержатся неправомерные обобщения, выражающиеся словами "никогда", "опять", "всегда" и т п. Обычно на эти приемы отвечают тем же, в результате чего общение между людьми ни к чему хорошему не приводит /3/.

д) Нередко собеседник пытается вызвать у другого человека чувство неловкости и стыда, используя иронические и саркастические замечания При употреблении иронии говорящий хочет не только задеть своего партнера, но и опосредованно выразить собственные отрицательные эмоции

Применение иронических замечаний, несмотря на видимость одобрения или похвалы, на деле заключается в утонченном нападении на другого человека с применением элементов критики и дискредитации личности.

Иронические замечания служат для маскировки истинных чувств, и изоляции истинных переживаний. Возможно применение также и самоиронии для снижения уровня собственных переживаний /3/.

е) Очень распространенным в процессе общения между людьми является применение порицаний и похвал В них содержатся некоторые наблюдения относительно других людей. Одновременно они являются определенной формой эмоциональной экспрессии

ж) Достаточно частым применяются сравнения и метафора. Чтобы правильно ими пользоваться, необходимо представлять, как будет чувствовать себя ваш партнер при использовании этого метода в общении.

В процессе общения людей независимо от того, кем они являются' руководителем и подчиненным или просто деловыми и иными партнерами, важнейшее значение приобретает возможность воспринимать и познавать друг друга. В основе этого лежит активная деятельность людей в определенном контексте межличностных отношений

В практике управления, как и в повседневной жизни, часто встречаются манипуляторы, по словам известного психолога Э. Шостро-

Манипулирование людьми

ма /4/ Он подробно анализирует два противоположных психологических свойства людей — манипулирование и актуализирование, отмечая, что в среде предпринимателей часто встречаются манипуляторы, которые сами страдают от своих манипуляций людьми Механическая деятельность таких людей превращает их жизнь в нелюби-

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть III. Глава 1. Деловое общение и управленческие конфликты

мую работу. Такой субъект относится к своей деятельности как к поденной работе, которая ему до смерти надоела /4/.

В противоположность таким людям, Э. Шорстром приводит примеры актуализации личности Ярким примером такой личности он называет Авраама Линкольна. Когда первая попытка быть избранным в Конгресс потерпела неудачу, он сказал: "Если добрые люди, руководствуясь своей мудростью, сочтут нужным держать меня на заднем плане — ну что же, значит, так надо. Я слишком хорошо знаком с разочарованием, чтобы огорчаться по этому поводу". А Линкольн хорошо знал, что всякое соревнование неизбежно создает победителей и побежденных, но жизнь при этом продолжается. Поэтому следует спокойно готовиться к следующей попытке победить /4/.

Манипулятор в противоположность актуализатору очень любит управлять. Он является рабом этой своей потребности. Но здесь проявляется определенный парадокс: чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то /4/.

В каждом из людей, по свидетельству известного психолога Ф. Пер-зла, есть два начала, которые он называет "собака сверху" и "собака снизу" "Собака сверху" выражается стремление командовать, подчинять, давить авторитетом.

"Собака снизу" — это пассивное начало, выражающее потребность подчиняться, слушаться, соглашаться Каждое из этих двух начал может проявляться манипулятивно или творчески /2/.

Э. Шостро

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...