Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выяснение качеств личности, наиболее ценимые подростками и старшеклссниками.

 

       Следующим этапом нашего исследования было проведение методики «Идеальный собеседник». Цель которой была, выяснить качества личности, наиболее ценимые подростками и старшеклассниками.

       В нашем исследовании, в котором участвовало 105 учащихся 8 и 11 классов (школ №4 и№14 города Кишинева) было названо 65 качеств. Мы сочли нужным сгруппировать названные качества в 15 блоков, и предложили учащимся проранжировать эти блоки (таблица 4.).

       Как видно из таблицы (смотри таблицу 4.), одни восьмиклассники на первое место поставили эрудицию – образованность, начитанность, знания и кругозор, а у других на первом месте – это воспитанность совместно с такими качествами личности, как культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность и любезность.

 

№ п/п

Качества личности.

Распределение ранговых мест.

8«А» кл. школы №4 8«А» кл. школы №14 11«Б» кл. школы №4 11«Э» кл. школы №4 11«Б» кл школы. №14 11«В» кл. школы №14
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
1. Честность: прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость, добросовестность, правдивость, принципиальность. 11 7 1 0   9
2. Доброта: душевность, дружелюбие, сердечность, человечность. 4 6   8   6

 

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
3. Воспитанность: культура, вежливость, интеллигентность, тактичность, деликатность. 2 1   3   2
4. Отзывчивость: чуткость, внимательность, способность понимать других людей, проявление заботы от них. 2 3   5   1
5. Трудолюбие: старательность, усердие, прилежность. 13 9 1 4 1 3
6. Скромность. 12 8 1 3 1 4
7. Ум: интеллект, изобретательность, сообразительность, находчивость. 6 2   1   4
8. Эрудиция: образованность, широкий кругозор, начитанность. 1 4   2   3
9. Общительность: умение разговаривать с людьми, хороший собеседник, не перебивающий и умеющий слушать. 7 3   4   5
10. Сила воли: упорство, самообладание, терпение, твердость, настойчивость. 10 10   6   8
11. Верность: доверие, преданность, дружелюбие. 9 6 1 1 1 0
12. Общность интересов. 5 11 1 1 1 1
13. Приятная наружность (внешность): аккуратность, опрятность. 14 2 1 2 1 2
14. Чувство юмора. 3 3   7   3
15. Индивидуальность. 8 5   9   7

 

Таблица 4. Качества идеального собеседника, выбранные испытуемыми.

 

       У одних одиннадцатиклассников на первом месте качества личности, объединенные в группу с ключевым для нее словом «ум». Это также талантливость, изобретательность, находчивость и т.д. Для других, на первом месте оказалось достаточно близкое по смыслу к доброте качество личности – отзывчивость (чуткость, внимательность, понимание и т.д.).

       На второе место некоторые восьмиклассники поставили два качества (по просьбе учащихся из-за невозможности определить большую значимость одного из них) – отзывчивость и воспитанность. У других, на этом месте так же два качества – ум и приятная наружность (элегантность, опрятность и т.д.). В одиннадцатых классах на втором месте - эрудиция и воспитанность. На третьем месте в восьмых классах – чувство юмора и такие качества, как общительность и отзывчивость. На этом же месте в одиннадцатых классах следующие качества – воспитанность, эрудиция и чувство юмора. У восьмиклассников на четвертом месте – доброта и эрудиция. А у одиннадцатиклассников – общительность и ум. На пятом месте в восьмых классах – общность интересов и индивидуальность. В одиннадцатых – отзывчивость и общительность.

На шестом месте восьмые классы поставили ум и доброту, а у одиннадцатых – сила воли и доброта.

       На седьмом месте в восьмых классах – общительность, скромность, верность, а в одиннадцатых – чувство юмора, доброта и индивидуальность.

       Настораживает то, что на последнее место и в восьмых и в одиннадцатых классах ребята поставили такие качества как: честность, сила воли, трудолюбие. Эти качества стали менее значимы для сегодняшней молодежи. Наряду с оценкой идеального собеседника, нами было предложено учащимся оценить себя, как собеседника.

       В своих самооценках учащиеся практически во всех случаях распределили качества так же, как описано выше. В некоторых случаях, на первое место ставились отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность. Интеллектуальные способности на 2-3 места. Последние места занимают все те же качества: честность, доброта, сила воли (стойкость, самообладание, терпение, упорство, настойчивость), трудолюбие.

       Характерная черта, отличающая учащихся восьмых классов, единообразие самооценок. Самооценки развитости значимых качеств личности у одиннадцатиклассников как бы образуют две подгруппы: первая – качества наиболее развитые (отзывчивость, общительность, чувство юмора, воспитанность); вторая – качества менее развитые – способности, эрудиция, интеллектуальные способности.

       Данные, полученные нами в ходе исследования в 8 –х и 11 –х классах, значительно отличаются от литературных, полученных в ходе исследований в 80 –е годы учащихся (Л.И. Мнацаканян, (1993)).

       Учащиеся всех классов на первое место поставили честность и, входящую в это понятие подгруппу качеств, на второе – доброту и соответствующие ей другие достоинства. На третьем месте оказались трудолюбие вместе с такими качествами, как старательность, усердие, прилежность. Причем, значимость этих качеств постепенно повышается с возрастом.

       Четвертое, пятое и шестое место занимают, соответственно, отзывчивость, воспитанность (культура, вежливость) и эрудиция (образованность, знания, кругозор).

       Исследования Мнацаканян Л.И., позволили ей сделать следующие выводы: наиболее ценимы старшими школьниками такие качества личности, как доброта, трудолюбие, отзывчивость, а так же качества, близкие к ним по смыслу: прямота, искренность, порядочность, откровенность, справедливость, правдивость, принципиальность, дружелюбие, сердечность, человечность, чуткость, внимание к людям, способность понимать людей, старательность, усердие, прилежание.

       Последние места по значимости занимают у них приятная внешность (элегантность, опрятность) и скромность. С возрастом возрастает значимость для школьников эрудиции (образованность, начитанность) и волевые качества (твердость, терпеливость, упорство, настойчивость). В то же время, снижается ценность воспитанности, культуры, вежливости, тактичности.

       Анализ литературных данных с нашими позволяет сделать следующие выводы: на сегодняшний день, качества личности, ценимые старшеклассниками, претерпели изменения в плане значимости.

       Если в 80 –е годы, первые места занимали такие качества личности как, честность, доброта и трудолюбие, то сегодня, эти качества уходят на последние места, первые места занимают такие качества, как воспитанность, отзывчивость, эрудиция.

       Мы предполагаем, что такая перемена в значимости качеств личности может быть связана с сегодняшней социальной ситуацией, а именно изменение критериев, ориентиров, принятых в обществе.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...