Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система внутреннего контроля, отчетность в крестьянском фермерском хозяйстве и других предприятиях малого бизнеса.




 

Понятие внутреннего контроля во всех источниках сводится к одному определению – это процесс управления данными субъектов компании, для достижения поставленных целей с минимальными затратами, предупреждение искажений и рисков в течение деятельности организации.

Внутренний контроль на практике осуществляется внутренними аудиторами, которые работают в службах внутреннего контроля (СВК). Основной задачей СВК является наблюдение функционирования организации и его проверка на соответствие законам, стандартам, приказам, а так же выявление способов минимизации затрат и рисков.

В настоящее время внутренний контроль становится одним из важнейших элементов управления организацией.

В российской практике выделяют три основных элемента СВК1:

1. Контрольная среда;

2. Отдельные средства внутреннего контроля.

3. Система финансового учета или учета рисков.

Контрольная среда в соответствии с международными стандартами — это обсуждение внутри высших органов управления вопроса необходимости введения внутреннего контроля.

Отдельные средства внутреннего контроля — это подразделения, которые должны вести финансово-хозяйственные операции, подготовку достоверной информации в виде финансовой или бухгалтерской отчётности.

Система финансового учета или учета рисков должна выявлять вероятность появления финансовых или иных потерь, которые могут возникнуть в ходе хозяйственной деятельности организации, связанных с внутренними и внешними факторами.

Оценку эффективности и надежности СВК выполняет внутренний аудит.

Согласно Федеральному Закону «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, в которую вводят статью № 19 «Внутренний контроль» и который вступит в силу с 1 января 2013 года, руководитель организации должен ввести в обязательном порядке внутренний контроль в ходе хозяйственной деятельности организации.

Надо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, только руководители малых и средних предприятий могут вести внутренний контроль самостоятельно, без организации службы внутреннего контроля в штате.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, с.19 ч.1:
Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, с.19 ч.2:
Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 «Об утверждении требований к правилам Внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)», правила внутреннего контроля подлежат приведению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), в соответствие с требованиями, утвержденными данным постановлением, в течение одного месяца.

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации.

Основными преимуществами наличия СВК в самой организации можно считать то, что при внутреннем контроле возможно улучшение качества организации бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта; это положительно скажется на дальнейшем развитии бизнеса и поможет привлечению инвестиций или кредитов. Далее, появляются новые возможности развития бизнеса в связи с наличием налаженной и контролируемой системы финансового подразделения хозяйствующего субъекта. Еще одни плюсом наличия СВК можно считать повышение эффективнсти работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта в связи с надзором за их деятельностью собственниками компании и топ-менеджерами.

Анализ практики и теории системы внутреннего контроля показывает, что собственники российских организаций не создают специальные подразделения, предназначенные для ведения внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах. Поэтому деятельность многих мелких организаций может сопровождаться значительными потерями.

Руководители малых и средних предприятий могут вести внутренний контроль самостоятельно, без организации службы внутреннего контроля в штате.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2012 г. N 667 «Об утверждении требований к правилам Внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)» правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации и предусматривают особые правила проверки осуществления внутреннего контроля.

Нужно отметить, что служба внутреннего контроля должна предоставлять отчет руководителю не позднее 10 рабочих дней после даты окончания отчетного квартала.

Ведение обязательного внутреннего поможет собственникам компании принимать правильные решения в будущем для развития своего бизнеса.

Система внутреннего контроля на малых предприятиях имеет особенности:
· разделение полномочий бухгалтерских сотрудников ограничено или отсутствует; · владелец или единоначальный руководитель имеет преобладающее влияние на все стороны деятельности такого предприятия.
В связи с этим на малом предприятии существуют следующие потенциальные факторы риска:
· ошибки ведения бухгалтерского учета (учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований, они могут не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности); · малое число учетных работников, а, следовательно, ненадлежащее разделение обязанностей, ответственности и полномочий по объективным причинам (обычно имеется единственный бухгалтер, он же кассир); · возможность совершения злоупотреблений (в условиях малых предприятий возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений); · налоговые нарушения, связанные с недооформлением хозяйственных операций, проводимых за наличные деньги (если малое предприятие осуществляет большое количество операций за наличные деньги возможна ситуация, когда выручку не фиксируют или занижают, а расходы — завышают); · отсутствие возможностей взаимных сверок данных внутри учета (при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности).
У малых предприятий существует также дополнительный риск средств контроля при использовании компьютерной программы для обработки учетных данных. Он состоит в том, что при применении единичного компьютера с упрощенной программой учета и при единичном бухгалтере (или ограниченном числе учетных работников), у последнего появляется возможность:
· вводить несогласованные данные в систему учета; · произвольным образом менять программную оболочку и базы данных; · вносить в систему операции «задним числом»; · проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.
Еще один риск контроля связан с преобладающим влиянием владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого предприятия. Это влияние может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности. Положительное воздействие — персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. Так, хозяин небольшого магазина, ресторана, мастерской часто безотлучно находится на месте в течение рабочего дня и строго контролирует своих наемных работников. Отрицательное воздействие — преобладающее влияние руководителя может способствовать:
· нарушению общеустановленных контрольных процедур; · повышению риска нарушения законодательства; · появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.
Услуга по организации системы внутреннего контроля включает в себя анализ, оптимизацию и стандартизацию бизнес-процессов компании. Воспользовавшись ей, в качестве результата Вы получите стандартизированные бизнес-процессы, направленные на повышение сохранности активов и повышающие эффективность деятельности компании.

Поскольку фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, сохраняют статус юридического лица, то следует сказать о формах бухгалтерской отчетности, которую представляют указанные субъекты хозяйственной деятельности. Специализированные формы бухгалтерской отчетности для фермерских хозяйств (юридических лиц) до настоящего времени не разработаны и не утверждены. Отметим, что Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2005 года №6 «Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах» было решено в целях совершенствования бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе утвердить Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, однако до настоящего времени указанные Методические рекомендации не утверждены.

В Приказе Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее Приказ №34н)) также отсутствуют какие-либо особенности по составлению бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Поэтому фермерские хозяйства, являющиеся юридическими лицами, бухгалтерскую отчетность представляют в общеустановленном порядке.

Так, согласно ФЗ«О бухгалтерском учете» (№402-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. К учету принимаются первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации либо документы, составленные по произвольной форме, но содержащие обязательные реквизиты

В связи с изложенным, фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, предусмотренную Федерального закона №402-ФЗ и Приказом №34н.

В то же время организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, могут переходить на упрощенную систему налогообложения, а в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона №402-ФЗ при переходе на упрощенную систему организации освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства, плательщики единого сельскохозяйственного налога, согласно пункту 8 статьи 346.5 НК РФ обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ. Таким образом, организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Такие разъяснения Минфина Российской Федерации приведены в Письме от 13 июля 2005 года №03-11-04/1/9.

Ведение бухгалтерского учета крестьянским (фермерским) хозяйством, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 13 августа 2002 года №86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут также в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства, и представлять бухгалтерскую отчетность в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов утвержден Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 года №64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (далее Типовые рекомендации). Утвержденные Приказом №64н Типовые рекомендации предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей осуществляемой деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением кредитных организаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...