Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Цеховое ремесло в средневековых городах




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(модуль 2. XI – XV вв.)

 

Практикум

 

 

ВОЛОГДА

 
2014

УДК 94 Печатается по решению УМС ВГПУ

ББК 63.3(0)4 от 26.02.2014 г.

И 90

 

 

Рецензент:

 

М.А.Туманов, канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории и исторических дисциплин ВоГУ.

 

И 90 История Средних веков (модуль 2. XI – XV вв.):практикум /

сост. М.В. Васильева, Ю.С. Егорова; отв. ред. В.А. Саблин. –
Вологда: ВоГУ, 2014. – 144 с.

 

 

Практикум включает учебно-методические материалы, призванные помочь студентам при подготовке к практическим занятиям в рамках курса «История Средних веков. Модуль 2. XI – XV вв.». Практикум предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения отделений исторического факультета (направление подготовки – 050100 Педагогическое образование; профили подготовки: историческое образование, историческое и правовое образование; квалификация (степень) выпускника – бакалавр).

 

 

УДК 94

ББК 63.3(0)4

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящее издание предназначено для проведения семинарских занятий на втором курсе исторического факультета. Оно включает планы занятий, методические рекомендации, списки литературы по шести темам: «Средневековый город под властью феодального сеньора (по данным Первого городского права Страсбурга конца XII в.)», «Цеховое ремесло в средневековых городах Западной Европы XIII–XV вв.», «Французское и английское крестьянство развитого Средневековья», «Великая хартия вольностей», «Человек классического западноевропейского Средневековья», «Итальянский гуманизм XIV–XV вв.» Изучение данных тем призвано помочь студентам составить целостное представление о западноевропейском обществе периода классического средневековья. В ходе семинарских занятий студентам предоставляется возможность познакомиться с важнейшими социально-экономическими, политическими и культурными процессами XI–XV вв.: развитием средневекового города и ремесла, эволюцией системы феодальной эксплуатации крестьян, процессом формирования сословно-представительных монархий, складыванием историко-культурного типа средневекового человека, формированием гуманизма.

При подготовке к семинарскому занятию студенту следует внимательно ознакомиться с намеченными к обсуждению вопросами и методическими рекомендациями, проработать рекомендованные источники и литературу.

Методика занятий по представленным темам может быть различной. В ходе занятий могут заслушиваться доклады и сообщения студентов по отдельным вопросам темы. При этом те студенты, которые не делают доклада или сообщения, должны быть подготовлены и принимать активное участие в обсуждении рассматриваемой проблематики. Все студенты в ходе подготовки должны ознакомиться с содержанием основных источников по теме семинарского занятия, быть готовыми к анализу и комментированию их текстов на семинаре.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения практических занятий. Предусматривается проведение коллоквиумов, выполнение письменных самостоятельных заданий, собеседования по прочитанным студентами научным исследованиям, регламентированная учебная дискуссия, подготовка презентаций к занятиям и их защита, подготовка сообщений.

ПЛАНЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,

СПИСКИ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(модуль «Классическое западноевропейское Средневековье»)

Тема 1. Средневековый город под властью
феодального сеньора (по данным Первого городского права
Страсбурга конца XII в.) (4 часа)

Занятие I

План занятия:

1. Первое городское право Страсбурга как исторический памятник.

2. Формы управления городом и их связь с феодально-сень-
ориальным режимом.

3. Категории городского населения и их положение.

 

Методические рекомендации

 

Без изучения истории средневекового города невозможно разобраться в закономерностях развития феодального общества в целом. На первом занятии предполагается общее знакомство с Первым правом г. Страсбурга и выявление на его материалах специфики городского управления и социальной структуры раннего средневекового города.

1 вопрос. Для изучения начального периода истории средневекового города, находившегося под властью феодального сеньора, памятники городского права являются основным источником. В них нашли отражение социальная активность горожан, их борьба с сеньорами-землевладельцами, в результате которой последние вынуждены были идти на уступки, оформлявшиеся специальными грамотами. Прежде чем перейти непосредственно к характеристике Первого права г. Страсбурга, целесообразно составить представление о средневековом городском праве в целом. Необходимо уяснить, какие документы относятся к памятникам западноевропейского средневекового городского права, остановиться на специфических чертах этого рода документов и показать эволюцию городского права. Следует учитывать, что городские хартии (как любые нормативные документы) далеко не всегда полностью отражали общественные реалии: зафиксированные в них установления зачастую не воплощались в жизнь полностью.

В XII – первой половине XIII в. в германских городах было составлено много записей прав горожан, которые ограничивали их обязанности по отношению к феодальному сеньору. Одной из таких записей является Первое (Древнейшее) городское право Страсбурга, составленное к канцелярии церковного сеньора – епископа и датируемое 1189 г. Дайте подробную «внешнюю» критику источника, расскажите об истории г. Страсбурга.

2 вопрос. Господством феодальной земельной собственности в средние века был предопределен сеньориальный режим в средневековых городах, так как собственник земли, на которой возникал город, считал и его своей собственностью. Феодально-сеньориальный режим в городе, подчиненном власти сеньора, находил отражение в системе городского управления. Первое городское право Страсбурга является тому прекрасным примером. На основе подробного анализа текста источника необходимо выяснить: какова была структура городского управления? На каких должностных лицах лежало управление городом? Кому они подчинялись и кто их назначал? Кто находился у них в подчинении? Каковы были основные функции должностных лиц?
В чем специфика должности фогта?

3 вопрос. Ответ на этот вопрос предполагает выявление специфики социальной структуры раннего средневекового города, находящегося под властью феодального сеньора. Проанализировав текст Первого права Страсбурга, следует ответить на следующие вопросы: имела ли место имущественная и социальная дифференциация в среде горожан? Какие основные категории городского населения упоминаются в источнике? Чем социальная структура раннего города отличалась от «классической» структуры населения средневекового города периода его расцвета? Упоминаются ли в источнике зависимые люди? Каково было положение каждой из упоминаемых в источнике категорий населения? Как отражалось на них господство в городе феодально-сеньориального режима? Каковы тенденции социального развития раннего средневекового города?

 

 

Занятие II

 

План занятия:

1. Ремесло и его организация.

2. Характеристика торговли.

3. Отличие Первого права г. Страсбурга от Второго.

 

Методические рекомендации

 

На втором занятии изучается ремесло и торговля средневекового города на раннем этапе его развития, а также проводится сопоставление Первого и Второго права Страсбурга.

1 вопрос. В Первом городском праве Страсбурга содержится интересный материал о ремесленниках и их профессиональных организациях. На основе его анализа следует ответить на следующие вопросы: какие ремесла упоминаются в документе? Какие профессиональные объединения ремесленников имелись в Страсбурге в конце XII в.? С какими целями они создавались, кому подчинялись и какие функции выполняли? Чем «officium» (лат. – долг, обязанность, служба) отличался от цеха? Какие общие черты имелись между ними? При подготовке к этому вопросу, помимо текста источника, чрезвычайно полезно познакомиться со статьей Ю.А. Корхова «Ремесленники средневекового Страсбурга под властью сеньора города» (Ученые записки Московского пединститута им. В.И. Ленина. М., 1954. Т. 68. С. 139–179).

2 вопрос. В Первом городском праве Страсбурга много внимания уделяется вопросам, связанным с торговлей и регулированием рыночных отношений. Тогровля была неотъемлемой составной частью городской экономики. На основе анализа текста источника следует выяснить: каковы были виды, формы и масштабы торговли в Страсбурге в конце XII в.? Чем объясняется активное участие Страсбурга в транзитной и посреднической торговле? Какие товары преобладали на рынке? Кто принимал участие в торговых операциях? Упоминаются ли в источнике люди, которые занимаются торговлей
профессионально? Насколько учитываются в Первом городском праве Страсбурга их интересы? В чем проявлялся феодально-сеньориальный режим в области торговли? Кем и каким образом контролировались рыночные отношения? Почему сеньоры городов проявляли особый интерес к рынку? Кому принадлежало право чеканки монеты и какое значение это имело? Какими особыми правами обладал сеньор города в сфере торговли? Какова была роль рынка в жизни города?

3 вопрос. Второе городское право Страсбурга было принято в 1214 г. Следует познакомиться с его содержанием и сопоставить с уже изученным Первым правом г. Страсбурга. Особое внимание целесообразно уделить системе городского управления: необходимо выяснить, какие основные изменения произошли в этой сфере городской жизни и о чем они свидетельствуют. Сравнение содержания Первого и Второго городского права Страсбурга поможет выявить основные тенденции в развитии города.

Источники

Издания, в которых содержится Первое и Второе право Страсбурга:

Средневековое городское право XII – XIII вв. / Под редакцией С.М. Стама, Саратов:, Изд-во Саратовского ун-та 1989 г. – 208 с.

Издания, в которых содержится Первое право Страсбурга:

Хрестоматия по истории средних веков. В 3 т.: [Для ун-тов и пед. ин-тов]. Т. 2. – М.: Соцэкгиз, 1961. – 688 с.

Учебно-методический комплекс по истории Средних веков. [В 5 кн.]: учеб. пособие для ист. фак. ун-тов по специальности «История» – 032600. Кн. 4. Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории, Гос. ун-т гуманитар. наук, Науч.-образоват. центр по истории; [авт.-сост.: В. А. Ведюшкин, И. Г. Коновалова, П.Ю. Уваров]; под ред.
В. А. Ведюшкина. – Москва: Университет, 2008. – 299 с.

Рекомендуемая литература

Белов, Г., фон. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии /Г. Белов. – М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1912. – 292 с.

Варьяш, О.И. Городское право и право в городе как фактор единения//Город в средневековой цивилизации Западной Европы /
О.И. Варьяш. – М. 2000. – Т.3. Человек внутри городских стен.–
С. 232 – 254.

Васютин, С.А. Некоторые дискуссионные вопросы истории средневекового города // Наука и образование: материалы Всероссийской научной конференции 20 – 21 февраля 2003 г. Белово /
С.А. Васютин. – 2003. Ч.2 – С. 35 – 45.

Городская жизнь в средневековой Европе: [сб. статей / АН СССР, Ин-т всеобщ. истории, Науч. совет «Закономерности исторического развития общества и смены общественно-экономических формаций»; Редколлегия: Е.В. Гутнова (отв. редактор) и др.]. – М.: Б.и., 1987. – 329,[1]с.

Гусарова, Т.П. Облик и устройство средневекового города город в средневековой цивилизации Западной Европы / Т.П. Гусарова. – М., 1999. Т.1. Феномен средневекового урбанизма – С. 133 – 139.

Дживелегов, А.К. Средневековые города в Западной Европе /
А.К. Дживелегов. – СПб.: Изд.-во: Акц. Общ. «Брокгаузъ-Ефронъ, 1902.– 260 с.

Корхов, Ю.А. Ремесленники средневекового Страсбурга под властью сеньора города // Ученые записки Московского пединститута им. В.И.Ленина./ Ю.А. Корхов. – М.:Изд-во Иркутского пединститута. Благовещенск. 1958. Вып. 16, 1954. Т. 68.– С. 139–179.

Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. А.Я. Гуревича. – Сретенск: Межконфессиональный центр историко-философских исследований Толедо, 2000. – С.70–79.

Левицкий, Я.А. Города и городское ремесло в Англии в X–
XII вв. /Я.А. Левицкий. – М.: АН СССР, 1960. – 304 с.

Люблинская, А.Д. Источниковедение средних веков / А.Д. Люблинская. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1955. – 369 с

Сванидзе, А.А. Средневековые города западной Европы. Некоторые общие проблемы город в средневековой цивилизации Западной Европы / А.А. Сванидзе. – М., 1999.– Т.1 Феномен средневекового урбанизма. – С. 9-41.

Стам, С.М. Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI–XIII веков) / С.М. Стам. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1969. Гл. 3.– С. 178–260.

Стоклицкая-Терешкович, В.В. Основные проблемы истории средневекового города X–XV веков / В.В. Стоклицкая-Терешкович. – М.: Социально-экономическая литература, 1960.– С. 52–63.

Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие: [сборник статей] / РАН, Ин-т всеобщ. истории; [отв. ред.: А. А. Сванидзе]. – М.: Наука, 1992. – 132,[2]с.: ил.

Ястребицкая, А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке / А.Л. Ястребицкая. – М.: Интерпракс, 1995.
– 411 с.

ПРАВО г. СТРАСБУРГА

 

ДРЕВНЕЙШЕЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО (1189 г.)

 

1. По образу других городов на том почетном условии основан Страсбург, чтобы каждый человек как чужой, так и местный уроженец, имел в нем мир во всякое время и от всех.

2. Если кто вне города совершит преступление и из-за страха вины бежит в него, пусть пребывает в нем безопасно. Пусть никто, применив насилие, не наложит на него руку; он же покорно и с готовностью пусть предстанет перед судом.

3. Пусть никто не принесет в него (в город) и не осмеливается в нем хранить награбленное или украденное, если не будет готов дать отчет каждому истцу.

4. Пусть никто не введет и город пленника, если не представит его шультгейсу (causidicus) или судье (iudex), который пусть сохранит его до законного рассмотрения дела.

5. Все должностные лица этого города подчинены власти епископа так, что либо он сам их назначает, либо те, которых он сам поставил. Старшие же будут назначать младших соответственно тому, как они им подчинены.

6. Никому епископ не должен давать общественной должности, кроме тех, кто принадлежит к зависимым людям его церкви (de familia ecclesiae sue).

7. Четырех же должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своею рукой (властью), а именно, шультгейса (scultetus), бургграфа (burcgravius), телонеария (thelonearius) и магистра монеты (monete magister).

О шультгейсе, который называется также causidiscus, скажем прежде всего.

8. Шультгейс имеет право назначать двух подчиненных ему заместителей, которых обыкновенно называют судьи (iudices), настолько уважаемых, чтобы горожане (burgenses), сохраняя свою честь, могли предстать перед ними в суде.

9. Также шультгейсу принадлежит право назначать трех лиц, которых называем хеймбургами (heymburgen), – одного во внутреннем, т. е. старом, городе и двух во внешнем – и надзирателя тюрьмы, в которой содержатся под охраной преступники.

Таковы же обязанности каждого в отдельности.

10. Шультгейс будет судить за кражу (furtum), за frevela, за денежные долги (pro geltschulda) всех горожан города и всех прибывших в него из этого епископства, если они не противопоставят разумного основания для исключения, кроме министериалов церкви и тех, которые принадлежат к зависимым людям (de familia) епископа, и тех, которые им назначены на должности.

11. Получает же власть преследовать и наказывать преступников, которую называют банн (bannum), не от епископа, но от фогта (ab advocato). Ибо ту власть, которая – в соответствии с характером преступления – направлена на пролитие крови при вешании, отрубании головы, изувечении и тому подобное, духовное лицо не должно ни иметь, ни передавать другому. Поэтому, после того как епископ поставит фогта, император дает ему банн, т. е. право наказания мечом осуждаемых таким образом, и всю класть их преследовать.

12. Так как ее (т. е. эту власть), имеет, следовательно, тольколишь в силу фогтского звания, то справедливо, чтобы никоим образом не отказывал в ней шультгейсу, телонеарию, магистру монеты, кого бы ни поставил епископ, от которого он сам держит фогтство.

13. В этом городе, итак, никто не имеет права суда, исключая императора или епископа, или тех, которые имеют судебную власть от него.

14. У судей, которые подчинены шультгейсу, власть судить не распространяется на кражи (furta) или frevelas, но только на денежные долги (in geltschuldas).

15. Место же судов на рынке у св. Мартина. Поэтому никто из тех, на кого подана жалоба, не должен быть вызван в дом шультгейса или судьи, но только в вышеупомянутое общественное место.

16. Если, однако, судьи или шультгейс вызовут кого-либо к себе на дом и те не придут, то за это они не будут виновны (обязаны уплатить) какую-либо композицию.

17. Обязанность надзирателя тюрьмы состоит в том, чтобы бдительно стеречь всех вверенных его охране.

18. Если же кого-либо упустит, вместо него примет вину, если не будет у него отнят силой.

19. Также его обязанность приговоренных к повешению выводить к виселице, завязывать глаза приговоренного повязкой, воздвигать виселицу, приставлять лестницу, подводить преступника к самой лестнице. Тогда только примет его заместитель фогта (vicarius advocati) и, накинув на шею петлю, его повесит.

20. Если же заместитель фогта будет отсутствовать, преступник пусть останется под стражей до тех пор, пока шультгейс об этом деле сообщит епископу.

21. Также если кто получит приговор в отношении кожи и волос, то это наказание пусть осуществит тюремный надзиратель.

22. Если же кто-либо будет приговорен в отношении руки, то тот же тюремный надзиратель возьмет bartam, а заместитель фогта ударит деревянным молотком и отсечет руку.

23. Этот же заместитель фогта будет вырывать глаза, кастрировать, отрубать голову и выполнять все прочие наказания соответственно разному характеру преступлений.

24. Также обязанность тюремного надзирателя состоит в том, чтобы так же был послушен телонеарию и магистру монеты (monetarius), как и шультгейсу.

25. Также должен вызывать в суд обвиненных перед шультгейсом или судьями.

26. Способ же вызова таков. Пусть назовет истца и объявит его противнику, что он вызван на суд, либо устно самому ему присутствующему, где бы с ним ни встретился, либо у его дома в первый, второй и третий раз с перерывом в одну ночь (одни сутки).

27. Если, когда будет сделан первый, второй или третий вызов, тот не придет, и посланец судьи докажет, что он сделал эти три вызова, – или но крайней мере первый лицом к лицу, – то тот уплатит судье композицию в тридцать солидов.

28. Будучи же вызван на суд, должен явиться в первое время (т. е. по первому зову?) и, сколь долго судья будет заседать в суде, столь долго будет ожидать истца или уйдет по разрешении судьи. Не должен, однако, судья отказывать ему в разрешении уйти, если попросит. Если же судья обвинит его, что в установленное время не пришел, то он поклянется, что там был или уплатит ему композицию.

29.Шультгейс или судья не должен разбирать в суде никакого дела, за исключением того, с которым обратились к нему. Если же будет уличен, что сделал что-либо помимо судебного порядка и справедливого суда, по закону теряет свою должность.

30. Горожанина, находящегося в состоянии готовности к дороге, т. е. уже входящего на корабль или садящегося на лошадь или в повозку, никто из согорожан не должен задерживать из-за жалобы. Но так как он настолько не заботился о себе, что дело свое отложил до такого крайнего времени, то справедливо, чтобы все, что против того имел, до его возвращения отложил.

31. Если кто обвинит своего согорожанина вне города перед чужим судьей, то из-за этой вины обязан уплатить композицию и судье города и тому, кого обвинил, и возместить ему ущерб, который из-за его жалобы тот понес.

32. Никому не должна платиться композиция, исключая того, кому она присуждена.

33. Всякая же композиция, которая следует за frevela, доходит до 30 солидов.

34. Если кто-либо будет обязан уплатить композицию судье и истцу и ее в определенные сроки не уплатит, то, если дело правильным образом будет доведено до конца, должен содержаться в общественном месте заключения (publica custodia), до тех пор, пока заплатит свою композицию сначала истцу, потом судье.

35. Если кто-либо оскорбит другого словом или делом при народе и если оба захотят предстать на суд народа (ad indicium populi) судья решит согласно суду и приговору народа. Если же, однако, они не захотят этого, то обвиненный очистит себя простой клятвой, или же тот (обвинитель) пусть уличит его (докажет его вину) посредством поединка.

36. Если кто-либо без судьи или посланца судьи резко нападет на своего согорожанина внутри ограды его дома или двора, уплатит судье 30 солидов за frevela. Тому же, на кого напал, оплатит свое преступление в троекратном размере.

37. Во всех дворах монастырских братьев или министериалов, в которых они сами лично не будут жить, шультгейс или судья имеет право вызова на суд и принуждения их обитателей.

38. Точно так же шультгейс имеет право судить слуг братьев любого монастыря в отношении их личности (de ipsis), а именно, в делах, касающихся торговли, если они занимаются торговлей (mercatores esse).

39. Всякий, кто прибудет в город, являясь должником какого-либо человека, если будет обвинен перед судьей, должен быть представлен шультгейсу на суд тем каноником или министериалом, в дом которого он вступил. Если же (каноник или министериал) этого не сделает, то должен ответить вместо него.

40. Из всех композиций, следуемых за кражу (Furtum) и frevela, две части причитаются шультгейсу, а третья – фогту. При этом должно соблюдаться следующее различие. Если композиция будет уплачена фогту, то его право отделить себе третью часть, шультгейсу – две. Сам, именно, пусть получает следуемую ему композицию, и какую сумму при получении композиции он установит– большую или малую, – шультгейс не должен ее ни уменьшить, ни увеличивать, но пусть считает правильной.

41. Наоборот, если композиция будет уплачена самому шультгейсу, его будет право взять две части себе, а третью дать фогту.
И, сходным образом, какую сумму композиции сам установит, фогт пусть ее не отменяет.

42. Фогт не должен судить нигде, кроме как во дворце епископа. Если же кого-либо вызовет к себе на дом, то тот, кто не придет, не должен из-за этого платить ему какую-либо композицию.

43. Когда же фогт умрет или когда по какой-либо причине фогство будет вакантно, епископ никакого фогта не должен назначать без избрания и согласия каноников, министериалов и горожан.

44. К обязанности бургграфа принадлежит назначать магистров почти всех officiorum в городе, а именно седельников, кожевников, перчаточников, сапожников, кузнецов, мельников и тех, которые делают винные бочки и кружки, и изготовителей мечей, и которые продают плоды, и трактирщиков. И в отношении них имеет право суда, если в чем-либо прегрешат в своих обязанностях (in oificiis suis).

45. Место же суда и наказания их находится во дворце епископа.

46. Если же некоторые из вышеупомянутых окажутся непокорными бургграфу, то он пусть доведет дело до епископа.

47. К праву бургграфа принадлежит также получение некоторых пошлин, как например, с мечей, которые в ножнах выносятся на рынок для продажи. С других же, которые на кораблях привозятся из Кельна или откуда бы то ни было, пошлину пусть получает телонеарий.

48. Также с растительного масла, орехов, плодов, – откуда бы
они ни были привезены и проданы за деньги, пошлину получает бургграф. Если же они проданы за соль, вино, зерно или какую угодно другую цену, то пошлину пусть поделят бургграф и телонеарий.

49. Помимо вышеназванных, все остальные пошлины принадлежат к должности телонеария. Они же взимаются по-разному.

50. Если кто с одного корабля на другой корабль перегрузит свои товары, с каждого корабля даст 4 денария.

51. Всякий купец (mercator), который пройдет в (через) этот город со своим грузом на вьючных животных, – если ничего не продаст или не купит,– не уплатит никакой пошлины.

52. Если кто-либо из зависимых людей этой церкви (de familia ecclesiae), мужчина или женщина, продаст в этом городе вещи, которые сделал своими руками или которые выросли у него, то не даст пошлины. И если купит что-либо для своих надобноcтей, чего не будет продавать ради наживы, также не даст пошлины. Если же, однако, кто-либо наклевещет на него, что проданные вещи не выросли у него и не были им самим сделаны, или что он купил их ради наживы, то простой своей рукой пусть себя очистит.

53. Если кто купит или продаст до (менее чем на) 5 солидов, не дает пошлины.

54. С пяти солидов пусть даст монету, с таланта 4, с лошади 4, с мула 4, с осла 1 денарий.

55. Пошлину с углей и пеньки, каковую епископы до сих пор взимали, равно как плату за винный и печной банн, отныне пусть телонеарий не взимает.

56. К должности т елонеария относится удостоверять раскаленным железом все меры малые или большие – для соли, вина, растительного масла и зерна, сделанные магистром трактирщиков. И он никому не должен их уступать, разве согорожанину своему для измерения амы (ama) вина, или четверти зерна, и при подобных мелочах и притом бесплатно.

57. Однако, если их [меры] пожелает иметь, кто либо из горожан для своей надобности, то ему дозволяется, но так, чтобы они были добросовестно и самим лично клеймены телонеарием, так же, как и каждому из горожан можно иметь в доме свои собственные весовые гири, так, однако, чтобы они были сделаны магистром монеты (monetarius).

58. Также обязанность телонеария все мосты нового города сколько их будет нужно, и бургграфа все мосты старого города строить настолько прочно, чтобы всякий мог безопасно переехать со своими повозками и вьючными животными. Если же из-за старости, слишком большой изношенности или какой-либо неисправности мостов кто-либо потерпит ущерб, то телонеарий или бургграф должны быть принуждены каждый по своей части по праву возместить.

Следует об обязанности магистра монеты (monetarius).

59. Он по праву имеет судебную власть в делах относительно фальшивой монеты и над самими фальшивомонетчиками как в городе, так и вне его по всему епископству без какого-либо препятствия со стороны судей.

60. Где бы во всем епископстве он ни нашел фальшивомонетчика, пусть доставит его в город и судит согласно судебному праву города.

61. Монета же должна быть такого веса, чтобы 20 солидов составляли марку, каковые денарии (т. е. чеканенные из этого расчета) называются pfundig. Та монета, постоянная и устойчивая, должна обращаться в этом епископстве, если только не будет подделана. Тогда же по совету (буквально совещанием) мудрых пусть будет изменена соответственно другой форме, но не другому весу.

62. Место же чеканки монеты находится около рыбаков. Чеканить денарии надо в одном помещении, чтобы все взаимно видели работу рук своих.

63. Никто не должен делать денарии, если не принадлежит к зависимым людям (familia) этой церкви.

64. В месте, где сидят менялы, никто другой не должен покупать серебро, кроме только одних чеканщиков денариев. В других местах по всему городу пусть покупают и продают серебро все желающие, если это не будет воспрещено из-за чеканки новой монеты.

65. Когда новая монета чеканится и старая запрещена, считая от дня запрещения, объявляется срок в трижды четырнадцать дней,
т. е. шесть недель, в течение которых магистр монеты (monetarius) может всякого, кого захочет, задержать зато, что принимает запрещенную монету. Если же тот захочет отрицать, то cum septima manu поклянется, что он не сделал этого. В противном случае уплатит магистру монеты композицию в 60 солидов.

66. По истечении шести недель никого не должен задерживать, если не увидит, что кто-либо получает запрещенную монету.

67. Если увидит, что кто-либо получает денарий, пусть возьмет денарий и отведет его (преступника) в суд и там его обвинит. И если тот будет отрицать вину, с тремя честными людьми пусть уличит его, что получил. И уличенный уплатит ему композицию в 60 солидов. Если же не захочет его уличать, то он своей рукой себя очистит.

68. Нельзя, однако, никого задерживать, и никто не должен платить композицию, если не за денарии, которые называются phundig.

69. Если кто перед магистром монеты получит осуждение руки, будет судиться, как выше описано, перед шультгейсом.

70. Если епископ захочет переплавить серебро своей камеры и из него чеканить денарии, пусть примет его магистр монет и разделит между монетчиками, чтобы из него делали денарии. И если денарии суть phundig, возвращает с каждой маркой 20 солидов без двух денариев.

71.Если же будут отчеканены в сколь угодно более легком
весе, то все равно всегда сдается с марки на 2 денария меньше.

72. Когда епископ приказывает чеканить новую монету, то сначала делают 5 солидов той формы и того веса, которые должна иметь в обращении новая монета.

73. Из камеры епископа доставляются угли. На марку даются три секстария углей.

74. Их будет хранить бургграф, сколь долго монета эта продлится (будет обращаться), с тем расчетом, чтобы в случае обвинения, что эта монета подделана, посредством тех 5 солидов она была испытана и удостоверена.

75. Магистр монеты также поклянется, что будет чеканить монету того веса и формы, которые имеют те пять солидов.

76. Когда магистр монеты будет возвращать епископу железные приспособления, в которых делаются денарии, пусть возвратит ему два штампа в форме монет (денариев) и два в форме оболов. Кроме этого, все остальное полностью возвратит и поклянется, что он не имеет ничего более и не знает, что бы кто-либо имел. При этом формы будут уничтожены и разломаны, и обломки возвращены магистру монеты, или же сам магистр монеты по разрешению епископа удержит их целыми и неповрежденными.

77. Всякий, желающий получить право монетчиков, даст епископу половину марки золота, магистру монеты пять денариев золота, монетчикам 20 солидов тяжелой (полновесной) монеты.

78. Когда епископ пожелает изменить монету, то даст железные приспособления для изготовления монеты на шесть недель.

79. Всякий монетчик, живущий вне города, который в городе купит серебро, пусть оплатит право монеты.

80. Каждый, кто повредит стены или ров (vallum) города, уплатит бургграфу композицию в 40 солидов.

81. Всякий, кто застроит улицу, также предстанет для уплаты штрафа перед бургграфом. Никому же бургграф не должен давать разрешения.

82. Пусть никто не вываливает навоз или отбросы перед своим домом, если не желает немедленно вывезти их, за исключением предназначенных для этого мест, а именно: около мясных ларей, также около св. Стефана, и также около колодца на конном рынке, и около места, которое называется Гевиркс.

83. Ров города должен иметь по окружности вне стены в ширину шестьдесят футов, внутри от стены тридцать футов.

84. Всякий, кто желает выстроить мельницу, пусть просит разрешения у бургграфа и согласия у горожан. Заручившись тем и другим, пусть даст бургграфу золотую монету.

85. Пусть никто не платит пошлины с рогож (или цыновок), кур, гусей, яиц, лука, капусты и других каких угодно овощей, с чаш (scuttelis), с кружек, если не продаст на 5 солидов.

86. Никто не должен иметь в городе свиней, если не поручит их пастуху.

87. Место же, где пасутся свиньи, находится между воротами, которые называются Wallemanus burgetor, и другими воротами ближайшими.

88. К праву епископа принадлежит иметь из этого города 24 посланца (legatos) и только лишь из числа торговцев (mercatores). Их обязанности в пределах только епископства совершать поездки с поручениями епископа к его людям. Если же в то время они понесут какой-либо ущерб – или в отношении своей личности или в отношении своих вещей, которые везли с собой в пути, – епископ должен им возместить.

89. Отдельные из них обязаны ежегодно три раза совершать такие поездки с поручениями за счет епископа. Со стороны епископа им оказывается такая почесть, чтобы при его празднествах, когда он пригласит своих людей, они имели перед ним самим почетные места за столом, чтобы те люди его, благодаря этому, сделались тем более известны.

90. Когда епископ вступит в город, то его лошади должны быть размещены в господской конюшне, которая начинается от странноприимного дома (или богадельни) и идет по окружности стены до сада епископа.

91. Если епископ будет иметь больше лошадей, то их возьмут шультгейс или судьи его и конюшим и разместят их по домам, где обычно находятся пристанища для пришлых людей. Если еще больше будет иметь лошадей, то по праву не может разместить их в каких-либо других домах города, если не сможет этого добиться посредством просьб.

92. Если же император или король вступят в город, его лошади размещаются всюду.

93. Отдельные горожане должны также ежегодно пять дней работать на господской барщине (in dominico ореге), за исключением всех монетчиков, которые принадлежат к числу зависимых людей (farmlia) церкви, и за исключением двенадцати среди кожевников, и за исключением всех седельников, и четырех среди перчаточников, и четырех среди пекарей, и восьми среди сапожников, и всех кузнецов, и всех плотников, и мясников, и бочаров винных бочек.

94. На господский двор, находящийся внутри города, шультгейс пусть дает для плугов епископа тринадцать быков, которых получает в случае смерти людей церкви, и одну лошадь, на которой магистр двора (magister curtis) будет ездить и возить семена в поле.

95. Даст также 12 свиней и двух боровов, одного для нужд епископа, другого для нужд горожан.

96. Епископ в тот же двор назначает Stadelarium. Stadelarius даст плуг и борону.

97. Все остальное, что необходимо, пусть предоставит шультгейс, за исключением оплаты и пропитания слуг.

98. Каждый из судей даст во время жатвы пять солидов и магистр мельников один солид, и магистр трактирщиков один солид для покупки хлеба при жатве.

99. И когда будут обмолачивать хлеб епископа, каждому из судей он даст один мальтер зерна, так как судьи и глашатаи (precones) должны стеречь хлеб епископа при жатве, пока идет уборка.

100. Быков, предназначенных для плугов епископа, шультгейс не должен употреблять для других надобностей, разве только для обработки его Schuchbuze, но и епископ не должен использовать их на другие нужды, кроме как для своего плуга.

101. Если среди этих быков один или два, или еще более вследствие старости или какой-либо другой причины, кроме заразной болезни, сделаются не пригодны для обработки земли, то мясники обязаны мясо их продать, а деньги отдать шультгейсу. И тем временем никакое другое мясо не может быть продаваемо.

102. Среди кожевников есть 12, которые за счет епископа (cum expensis episcopi) должны делать (обрабатывать) кожи и изготовлять меховые одежды: сколько епископу понадобится. Материал для них магистр кожевников, взяв с собой сколько будет нужно из числа этих двенадцати, пусть купит на деньги епископа в Майнце или Кельне. Если какой-либо ущерб потерпят в дороге как в вещах, так и в отношении плена (т. е. благодаря плену), епископ должен им возместить.

103. Право (обязанность) кузнецов таково. Когда епископ отправится в поход императора, каждый кузнец даст по 4 подковы со своими гвоздями. Из них бургграф даст епископу на 24 коня, остальные удержит себе.

104. Если епископ отправится ко двору императора, каждый кузнец даст по две подковы со своими гвоздями, из числа которых бургграф даст епископу на 12 лошадей, а остальные удержит себе.

105. Кр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...