Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативная база, значение и задачи бухгалтерского учета и аудита денежных средств




 

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", Положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.

Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др. При умножении денежных средств их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет.

При бухгалтерском учете и проведении аудита денежных средств предприятия необходимо принимать во внимание следующие законодательно-нормативные документы:

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) <#"justify">проверка правильности оформления, законности документов;

своевременное и полное отражение операций в учете;

обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;

своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;

обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;

изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход;

создание условий для повседневного контроля за наличием и движением денежных средств.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгупо установленной форме.

Прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, согласно с Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (ред.27.07.10)"О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей, в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 "Типовая форма договора о полной материальной ответственности".

В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней (включая день получения денег в банке) в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, пенсий и премий.

Для учета кассовых операций применяются типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров, собранные в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 88 от 18 августа 1998г.) (ред. от 3.05.2000г.).

Руководители организации обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей организации не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операции - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Кассы организаций могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках хранятся у руководителей организаций. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты ее фиксируются в акте.

При обнаружении утраты ключа руководитель организации сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.

В организациях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.

В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера организации или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем организации. О результатах пересчета и передачи ценностей составляют акт за подписями указанных лиц.

В организациях, имеющих большое количество подразделений или обслуживаемых центральными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий могут производиться по письменному приказу руководителя организации (решению, постановлению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные Порядком ведения кассовых операций в РФ утвержденного решением Совета директоров Центрального банка РФ от 04.10.1993 № 18 и сообщенного письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 [25]. В малых организациях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего может исполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации при условии заключения с ним договора о материальной ответственности.

В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяют с данными учета по кассовой книге. Для осуществления ревизии кассы приказом руководителя организации назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывают их сумму и обстоятельства возникновения.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

В настоящее время в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.11.01 г. № 1050-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами на уровне 60000 рублей по одной сделке. При этом следует учитывать, что под сделкой в данном случае понимается один отдельный договор. Для расчетов с физическими лицами предельный размер расчетов наличными не установлен.

Существенные ограничения по порядку осуществления кассовых операций устанавливает Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" [13]. В соответствии с данным Указом организациям запрещено вносить из кассы наличные денежные средства непосредственно на расчетные счета других лиц (юридических и физических), минуя свой счет. За несоблюдение этого порядка налоговые органы накладывают на организацию штраф в 2-кратном размере от суммы произведенного взноса.

Организациям запрещена прямая выплата наличных денежных средств физическим лицам и организациям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты по контракту, выполнение которого было прекращено. За нарушение данного порядка налоговые органы налагают штраф в размере суммы наличных денежных средств, выданных через кассу организациям и физическим лицам.

Использование контрольно-кассовых машин для учета расчетов с населением обязательно для всех организаций. Если организации в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения не имеют возможности применять контрольно-кассовые машины, то в качестве документов строгой отчетности при расчетах с населением могут использоваться формы бланков документов, утвержденные Минфином России.

За нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применяются штрафные санкции к организациям в зависимости от характера нарушения.

Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам, с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Формы безналичных расчетов определены статьей 862 Гражданского Кодекса РФ и Положением Центрального банка РФ "О безналичных расчетах в РФ" (ред.27.07.10):

расчеты платежными поручениями;

расчеты по инкассо;

расчеты по аккредитиву;

расчеты чеками.

Платежные поручения на перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней оформляются, согласно Приложению 5 к Приказу Министерства финансов РФ от 24.11.2004 года № 106н "Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему российской Федерации".

 

1.3 Краткая характеристика предприятия ООО "Торговый Центр Арника"

 

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Центр Арника", именуемое в дальнейшем Общество, образовано на основании Решения Собрания учредителей протокол № 1 от 07.02.2000г. и регистрировано Решением отдела регистрации предприятий Администрации Первореченского района Владивостока Приморского края № 39 от 09.02.2000г. Свидетельство 30 серия 000 Регистрационный номер 3333. Общество зарегистрировано в ИМНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока ОГРН № 1022501901245 от 31 октября 2002 г.

Местонахождение Общества: 690089, г. Владивосток, ул. Мичуринская, д.32-а к.3. Учредителем (Участником) Общества является гражданка РФ: Текутьева Людмила Александровна.

Полное фирменное название Общества - Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Центр Арника". Сокращенное фирменное название Общества - ООО "Торговый Центр Арника".

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенных уставом.

Общество является юридическим лицом по Российскому Законодательству. Оно считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском суде.

Общество ООО "Торговый Центр Арника" создано как коммерческая организация в форме хозяйственного общества, является единым хозяйственным комплексом и действует на договорной основе и на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости, в том числе валютой.

Общество в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за её приделами.

Уставный капитал на 1 января 2010 г. учредительными документами предусмотрен: 13 тыс. руб.

Учредителем в соответствии пунктом 14.2 Устава предприятия (Приложение А) является Текутьева Людмила Александровна, ей принадлежит 100 процентов Уставного капитала. Генеральным директором является Текутьева Людмила Александровна, назначенная решением учредителя от 12.09.06 г.

Пунктом 19.7 предусмотрено формирование Резервного фонда в размере 15 процентов от уставного капитала, не менее 5 процентов в год. Фактически резервный капитал не формировался.

Ответственность за финансовую и хозяйственную деятельность за весь проверяемый период несет Генеральный директор ООО "Торговый Центр Арника" Текутьева Людмила Александровна. Приказом от 12 сентября 2006 г. Ответственность за ведение бухгалтерского учета и отчетности возложена на Текутьеву Людмилу Александровну.

Общее количество работающих на предприятии ООО "Торговый Центр Арника" на 1 января 2010 г. составляло 17 человек.

На предприятии создан Совет директоров, в который входят генеральный директор, первый заместитель генерального директора и главный бухгалтер.

Структура компании "Торговый Центр Арника" представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Структура ООО "Торговый Центр Арника"

 

Учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету ООО "Торговый Центр Арника" ведется согласно приказу от 29 декабря 2009 г. № б/н "Об учетной политике на 2010 год ООО "Торговый Центр Арника" (Приложение Б). Бухгалтерский и налоговый учёт на предприятии ведётся согласно учетной политике. На основании учетной политике инвентаризация материалов, товарных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности проводится на начало года, также в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризация основных средств проводится раз в три года.

Методы учёта доходов и расходов: в налоговом учёте доходы и расходы учитываются методом начисления.

Фактическая стоимость приобретённых материалов в бухучёте отражается на счёте 10 "Материалы". В бухгалтерском и налоговом учёте материально-производственные запасы списываются по средней себестоимости. Учёт МПЗ производится без применения счетов 15 и 16.

Расходы, связанные с доставкой товаров на склады от иностранных поставщиков учитываются на сч.41 "Товары" и включаются в фактическую себестоимость приобретённых товаров. В бухгалтерском и налоговом учёте товары списываются по средней себестоимости закупаемых товаров. Все прочие расходы, связанные с продажей товаров, относятся к косвенным расходам, учитываются на сч.44 и списываются в полном объёме.

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя из фактически уплаченного налога на прибыль за предыдущий квартал. Налог между филиалами распределяется. Показателем для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, приходящейся на обособленные подразделения, принимается удельный вес расходов на оплату труда в подразделениях.

На предприятии ООО "Торговый центр Арника" ведется раздельный учёт операций, облагаемых и не облагаемых НДС с помощью субсчетов бухгалтерского учёта. А именно к счёту 90 "Продажи" открывается три субсчёта "Выручка, облагаемая НДС по ставке 18%", "Выручка, облагаемая НДС по ставке 10%", "Выручка, необлагаемая НДС".

Рабочий план счетов ООО "Торговый Центр Арника" представлен в Приложении В.

Согласно п.1 ст.40 НК РФ "для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки".

Порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность, состав и порядок списания затрат, связанных с получением и использованием займов и кредитов, отражено в учетной политике организации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...