Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Течение «культура и личность». Конфигурационизм: Рут Бенедикт, Маргарет Мид.




 

Р. Бенедикт и конфигурационизм. Э. Сэпир нашел единомышленника в любимой сотруднице Ф. Боаса – его ассистентке Рут Бенедикт (1887–1948). Р. Бенедикт не во всем согласна с Э. Сэпиром. Культура и в ее представлении зависима, вторична по сравнению с личностью, но не фиктивна. Личности как-то группируются. Можно обнаружить некие типы.

Кроме того, у А. Кребера конфигурации, порождаемые культурной традицией, доминировали над личностью и определяли ее поведение, а у Р. Бенедикт они в каждой культуре отражали психику личности, типичной для этой культуры, и само их порождение осуществлялось через личность.

У Р. Бенедикт в каждой культуре какой-нибудь один тип, наиболее отвечающий духу культуры, доминирует. Развитие людей движется к насаждению типа личности, соответствующего норме культуры, психическому типу, характерному для данной культуры. Такую личность можно называть конфигурационной личностью. Каждая культура порождает свою типичную личность. Кто не смог адаптироваться к нормам культуры, расценивается как ненормальный человек с неподобающим поведением, и общество такое отклоняющееся поведение клеймит.

По мнению Бенедикт есть три типа конфигурации культур:

Дионисический тип - они агрессивны и индивидуалисти чны; из кичливости задают роскошные пиры с разда чей даров (потлач) и даже порой уничтожают на потла че огромное количество имуществ, чтобы показать свое бескорыстие и богатство. В магических обрядах они применяют болевые приемы (от боли впадают в транс) (у племени у квакиютль по описаниям Боаса)

Аполлонический тип – Они мирные, мягкосердечные, дружелюбные, во всем ценят гармонию. Она описывает их так: «Зуньи – народ церемоний, народ, ценящий умеренность и безвредность превыше всех других добродетелей. Их интерес сосредоточен на богатой и сложной обрядовой жизни. Их культы – богов в масках, исцелений, Солнца, священных фетишей, войны, мертвых – являются формальными и установленными системами ритуала с официальными жрецами и календарными наблюдениями. Ни одно поприще деятельности не может соревноваться с ритуалами за первенство в их внимании»

Параноидный тип - Этот тип она нашла не в Америке, а у меланезийского племени добу. Это у них она обнаружила взаимную ненависть и увлечение вредительской магией. Для них хороший человек – тот, что «ворует, убивает детей и своих близких колдовством, жульничает, где только смеет». Книга вышла с сочувственным предисловием Ф. Боас, хотя это было уже явно другое направление, которое можно назвать «конфигурационным подходом»: обобщение культурного материала с выделением типов культур на основе психологических различий. В ее представлении мир был разделен на народы, способные создавать очень различные культуры, но все они были приблизительно равны как формы существования. Для нее было очевидным удовлетворением придти к выводу, что любое отклонение может быть принято в соответствующей культурной ситуации.

К тому же Рут Бенедикт:

• Считала все типы равноправными и не укладывала их в одну схему

• Даже не ставила вопросов о возникновении типов

Основные темы, которые затрагивала Маргарет Мид это были темы взросление, отношения между полами, становление личности.

Она стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в “цивилизованном мире” практикой воспитания детей и подростков.ак она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений — вообще не более, чем черта, присущая западным культурам.

У Р. Бенедикт в каждой культуре какой-нибудь один тип, наиболее отвечающий духу культуры, доминирует. Развитие людей движется к насаждению типа личности, соответствующего норме культуры, психическому типу, характерному для данной культуры. Такую личность можно называть конфигурационной личностью. Каждая культура порождает свою типичную личность. Кто не смог адаптироваться к нормам культуры, расценивается как ненормальный человек с неподобающим поведением, и общество такое отклоняющееся поведение клеймит. Кардинер вводит понятие базовой личности, определяя ее как основную личностную структуру, формируемую данной культурой. По определению американского исследователя, базовая личность – это склонности, представления, способы связи с другими людьми. Это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка, т.е. базовая личность есть адаптация к фундаментальным реальностям жизни в определенной культуре.

Модальная личность это тот психический тип, к которому относятся не средние по своим характеристикам люди этой популяции, а наиболее часто встречающиеся однотипные взрослые данного общества или некой его группировки. Название образовано от математического понятия моды – пика в частотном распределении. А пик не всегда располагается в середине кривой, он может быть и смещен к одному из краев. Допускается, что в популяции может быть не один такой тип, а несколько, и ни один из них не оказывается преобладающим. То есть такая популяция оказывается мультимодальной(Буа).

 

36. Проблема добра и зла. Существующие варианты решения: абсолютизм, релятивизм, имморализм.

Ценности это основа любой человеческой культуры. У ценностей другая шкала – добро и зло. Различие между тем и другим люди устанавливают сами, на иррациональной основе собственных представлений. Так в чём же разница между добром и злом? Где та лакмусовая бумажка, которая позволила бы их различить?

Все существующие ответы на этот вопрос можно свести к трём основным концепциям: этический абсолютизм, этический релятивизм, имморализм.

Этический абсолютизм самая старая и распространенная доктрина. Согласно ей, различие между добром и злом абсолютно и не зависит от человека, а коренится в самом устройстве мироздания. Личности дано лишь встать на сторону мирового добра или зла – и получить соответственно награду или наказание.

Прежде всего, добро – это воля Бога или богов. Достаточно её исполнять, и никакие нравственные проблемы не возникнут. К этому сводится сущность любой развитой религии.

Они так же рассматривают добро и зло не по отдельным случаям а в мировых масштабах. Крайний случай такой позиции: добро и зло – две разные стихии, между которыми нет ничего общего. У этой концепции есть несколько вариантов. Так по этим вариантам: добро – это свойство добрых (и рассматривают они в данном случае высшее сословие. Кто выше, тот добрее); добро – это свойство целого (то что едино и цело не имеет причин творить зло); всё в мире добро (зло – лишь его недостаточная или сравнительно меньшая степень).

Слабости абсолютизма. Этический абсолютизм привлекает своей кажущейся простотой: для всех случаев жизни он предлагает одну и ту же мерку. Однако эта простота оборачивается недостатком – чрезмерной упрощённостью. Абсолютизм обращён не к отдельной личности, а к коллективу, всем членам которого он предлагает одно и то же.

Этический релятивизм(относительность). Его варианты сводятся к тому, что нормы морали не связаны с законами мироздания. Они созданы людьми и потому относительны, хотя от них и нельзя отказаться. Первым крупным философом-релятивистом был Протагор из Абдеры. Он учил, что всё в мире относительно. Оценим ли мы гору как высокую или низкую, назовём ли хитон (рубаху) белым или чёрным – смотря с чем будем сравнивать.

В рамках релятивизма повися утилитаризм. Его воздвиг Дж. Бентам: люди считают хорошим то, что для них полезно. Казалось бы, это – полнейшая аморальность: делай всё, что тебе выгодно, и ни о чём не беспокойся. Поэтому Бентам рассуждает тоньше: пользу и выгоду надо видеть дальше собственного носа. Мелкая выгода, которая потом обернётся крупным убытком, осуждается именно из-за дурных отдалённых последствий.

Позитивисты: только наука дает нам положительное. Всё остальное - иллюзия и зло.

Крупнейший английский позитивист XX века Бертран Рассел выдвинул этическую идею эмотивизма: неважно, какой моральной системы придерживаться, так как всё равно ни одна из них не может научно обосновать своё превосходство.

Конвенционализм: моральные нормы это условность о которой люди договорились в обществе.

Иммолрализм. Суть его – в отрицании любой морали, навязанной человеку извне, и в праве (оно же обязанность) личности на сотворение своей и только своей морали. Это течение относится к двум другим, как синтез в гегелевской триаде:

Тезис: У морали есть абсолютная основа.

Антитезис: Нет никаких абсолютных основ морали.

Синтез: Во внешнем мире нет абсолютных основ морали, но каждый должен создать их сам для себя.

Но подлинным творцом имморализма стал Фридрих Ницше. Подобно Диогену, он прожил всю жизнь без дома и без гражданства. Одна из главных тем его сочинений – уязвимость любой нравственной системы, претендующей на надличностный авторитет. Он объявил, что «мораль – это важничанье человека перед природой».

С любым страданием можно справиться, либо устранив его причину, либо объявив его благом; для второй цели и служит наркотик религии. Никогда ещё «ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически» ни одна религия не содержала истины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...