Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс».




Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из важнейшей предпосылки о том, что человек является одновременно и произ­водителем, и потребителем экономических благ. Человек не только создает, но и приводит в действие и определяет способы использования техники и тех­нологии, которые, в свою очередь, предъявляют и новые требования к физи­ческим и интеллектуальным параметрам человека.

Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизнен-

ной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматривать (шо­ку первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс - стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, зас­тавляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ. Так, чтобы не ходить пешком, изобретается колесо; чтобы не рыть землю руками - созда­ются мотыги, лопаты, а затем и современные экскаваторы и т. д. Недаром существует поговорка, что богатство создано не трудом, а ленью человека: в этом забавном выражении отражен вышеприведенный парадокс.

Таким образом, мы приходим к проблеме мотивации труда, т. е. опре­делению движущих стимулов, побуждающих человека заниматься тру­довой деятельностью в самом широком ее понимании. История станов­ления и развития цивилизации знает два основных стимула этой деятель­ности - внеэкономическое и экономическое принуждение к труду. Пер­вое основано на страхе быть наказанным властью в самых ее различных ипостасях - рабовладельцем, помещиком, диктатором и т. п. - в случае ук­лонения от трудовой повинности. Второе предполагает личную материаль­ную заинтересованность и стремление человека повысить уровень своего благосостояния. Внеэкономическое принуждение предполагает личную за­висимость работника от работодателя, отсутствие у него экономической, а, следовательно, и любой другой (политической, религиозной и пр.) свобо­ды. Напротив, экономическое принуждение к труду возможно лишь при наличии экономической свободы. Принуждение здесь выступает не как раз­новидность насилия одного человека над другим, а как материальная заин­тересованность, которая и заставляет человека трудиться. Как заметил выдающийся австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек, «.,.появление важного элемента этой свободы -- свободы индивидов или под­групп преследовать свои особые цели в зависимости от имеющихся у них различных знаний и навыков - стало возможным не только благодаря зак­реплению за отдельными лицами контроля над разнообразными средства­ми производства, но и благодаря еще одному установлению, практически неотделимому от первого: признанию законными испытанных способов передачи этого контроля».

Таким образом, характер стимулов трудовой деятельности определяет­ся господствующей системой прав собственности на ресурсы и результаты производства (см. подробнее о правах собственности в гл. 4, § 2). Здесь же следует отметить, что экономическое стимулирование эффективного труда немыслимо без права частной собственности, явившейся основой экономи­ческой свободы.

Многообразие человеческой личности, ее неповторимая индивидуаль­ность, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать модель человека, т. е. унифицированное представление о человеке, действующем в опре­деленной системе социально-экономических координат. Модель челове­ка, как и всякая научная модель, построена на некоторых упрощениях. Она включает в себя основные параметры, характеризующие индивида, и, прежде всего, мотивы экономической активности, ее цели, а также позна­вательные, или когнитивные (от лат. со§ш11о - знание, познание) возмож­ности человека, используемые им для достижения поставленных целей. При этом важно отметить, что все гуманитарные науки (философия, исто­рия, социология, экономика и др.) пытаются понять человека с точки зре­ния своего предмета и поэтому его облик, создаваемый каждой из этих наук, не может не страдать известной односторонностью. Как здесь не вспомнить притчу о слепцах, прикоснувшихся и ощупывающих слона и пришедших к различным выводам о природе этого животного. Тот, кто про­вел рукой по его ноге, утверждал, что перед ним - дерево; державшийся за хобот был уверен, что это - змея и т. д. Полное (но не абсолютно достовер­ное) представление о многообразии личности человека могут дать лишь все гуманитарные науки, да и то лишь в рамках достигнутого каждой из них уров­ня познания.

Необходимо различать 3 подхода к понятию «экономика».

Первый подход рассматривает экономику как хозяйственную деятельность, особую сферу жизнедеятельности людей.

Второй рассматривает экономику как науку о хозяйствовании.

Третий рассматривает экономику как отношения между людьми, возникающие в процессе хозяйствования.

Рассмотрим содержание этих подходов.

1.Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность людей, то есть усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на определенном расчете и направленные на удовлетворение их разного рода потребностей.

2.При изучении экономики как науки следует иметь в виду, что комплексной, общетеоретической наукой об экономике является экономическая теория. При ее изучении необходимо выделять:

а) сферу исследования – экономическую жизнь или среду, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

б) объект исследования – экономические явления;

в) субъект исследования – человек, группа людей, государства;

г) предмет исследования – жизнедеятельность экономического человека, группы людей, государства; их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся (схема №2).

Экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория является методологической наукой, так как вооружает все другие конкретные экономические науки приемами, методами исследований экономических явлений. Место экономической теории в системе экономических наук показывает схема № 1.

 

 

3. Экономика представляет собой сложную систему экономических отношений различного рода.

Различают три группы отношений:

1. технико-экономические отношения, обусловленные техникой и технологией производства;

2. организационно-экономические, которые зависят от организации и управления производством, институциональной структуры экономики.

3. социально-экономические отношения (отношения собственности и распределения доходов).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...