Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология как наука. Сущность и основные функции культуры




Культурология

Учебно-методическое пособие для бакалавриата

Для всех направлений подготовки

Форма обучения: (очная, заочная)

 

 

КРАСНОДАР 2016

Составитель: Харсеева Наталья Вячеславовна – кандидат культурологии, д-р философских наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин

 

Рецензент: Волкова Полина Станиславовна – д-р искусствоведения, д-р философских наук, профессор, профессор кафедры социологии и культурологии Кубанского аграрного государственного университета

 

Пособие включает планы семинарских занятий с заданиями и вопросами для самопроверки, задачи и упражнения, тематику и вопросы для организации самостоятельной контролируемой работы с заданиями для индивидуальной работы студентов, рекомендуемую литературу, а также контрольные вопросы и тесты для проверки знаний.

Учебно-методическое пособие соответствует требованиям, изложенным в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Цели освоения дисциплины

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции)

3. Содержание разделов дисциплины

4. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

5. Планы практических занятий

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1 Перечень вопросов по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачету

6.2 Темы рефератов для студентов очной формы обучения (темы контрольных работ для обучающихся по заочной форме обучения):

6.3 Тесты для проверки знаний по логике

7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

Краткий словарь терминов


Введение

При изучении курса культурологи необходимо помнить о том, что знание данной дисциплины не складывается из набора терминов, названий произведений культуры, имён их авторов и т.д. Изучение культурологи должно быть направлено на выявление закономерностей функционирования культуры, на постижение её связи с другими сферами жизни, на понимание особенностей различных этапов развития культуры. Иными словами, при изучении курса у студента должно сложиться целостное теоретическое представление о культуре, и тогда на эту теоретическую канву будут «нанизываться» факты.


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Культурология» является:

– формирование у студентов системных знаний в области культурологии,

– развитие у них умения оценивать достижения культуры на основе исторического контекста их создания,

– включение в межкультурный диалог,

– изучение основ знаний по охране культурного наследия.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

– дать представление об основных проблемах теории культуры;

– выявить объективные закономерности мирового и национального культурных процессов;

– выяснить генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного наследования;

– рассмотреть культурные аспекты различных областей общественной жизни;

– выявить особенности культурной жизни разных стран, регионов, исторических эпох, культурно-исторических типов;

– проанализировать тенденции и процессы в современной социокультурной среде;

– рассмотреть конкретно-исторические формы существования культуры на различных этапах человеческой истории и в различных районах мира;

– все культурные процессы, происходящие в России рассматривать в связи и в сравнении с европейским и мировым развитием культуры.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенции):

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Культурология» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра:

− способность решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

− способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).

Результатом освоения курса являются следующие знания и умения.

В результате изучения дисциплины, студенты должны обладать следующими знаниями:

– иметь представления об основных теориях развития культуры: предмете, важнейших понятиях, структуре, функциях культурологии, а также о главных школах, направлениях и концепциях культурологии;

– иметь представление о генезисе и основных исторических этапах развития мировой культуры;

– знать основные периоды развития особенности и конкретные формы проявления культуры России на всём протяжении отечественной истории;

– знать основные культурологические понятия (см. выше);

– иметь представление и специфике культурологического анализа и об основных методологических подходах к нему;

– осознавать место российской культуры в мировом культурном процессе.

В результате изучения учебной дисциплины «Культурология» студенты должны уметь:

– использовать знания, полученные в курсе культурологии для оценки явлений культурной жизни современного общества;

– ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом к культурной, развитой личности;

– раскрывать взаимодействие культурологии с другими гуманитарными дисциплинами;

– объяснять место и роль России в мировой культуре;

– раскрывать роль культуры в человеческой деятельности;

– понимать способы хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

– включаться в межкультурный диалог;

– выполнять в дальнейшей жизнедеятельности опыт освоения культуры;

– использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

 

Содержание разделов дисциплины

Лекция 1.

Культурология как наука. Сущность и основные функции культуры

1. Культурология в системе гуманитарного знания. Культурология как синтезирующая научная и учебная дисциплина. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, история культуры. Методы культурологических исследований.

2. Структура культурологии.

3. Функции культуры: человекотворческая, познавательная, смыслообразовательная, трансляционная, нормативная, ценностная, коммуникативная, компенсаторная и др.

4. Проблемы культуры в современном мире.

Лекция 2.

Язык и символы культуры

1. Язык и коммуникационные аспекты эволюции культуры.

2. Знак и символ. Типология знаковых систем культуры: естественные знаки, функциональные знаки, конвенциональные (условные) знаки, вербальные знаковые системы (естественные языки). Роль символов в культуре.

3. Миф как символ.

4. Культура как текст. Тексты и их интерпретация. Герменевтика. Культурные коды и межкультурная коммуникация.

Лекция 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...