Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цивилизационная теория общественного развития.




1. Индетерминистские и детерминистские концепции развития человеческого общества.

С точки зрения оценки периодизации социально-экономического развития общества, все теории можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся теории, отрицающие единство исторического процесса, всеобщие закономерности прогрессивного социально-экономического развития человечества. Ко второй – теории, признающие определенные прогрессивные закономерности этого процесса.

В индетерминистских концепциях история человечества представляется не как закономерный естественноисторический процесс, а как совокупность сосуществующих, рождающихся и умирающих культурно-исторических типов (А. Тойнби, Н.Я.Данилевский), локальных культур (О.Шпенглер) или культурных суперсистем (П.Сорокин), каждая из которых совершает свой самостоятельный путь. Основной единицей исторического процесса в системе Арнольда Тойнби является понятие локальной цивилизации, которое служит для обозначения проживающей на определенной территории общности людей, объединенных духовными традициями. Он различает первичные (возникающие непосредственно из примитивных обществ), вторичные (производные от первичных) и даже третичные цивилизации. Всего в истории человечества А.Тойнби насчитывает свыше двух десятков цивилизаций, из которых к середине ХХ в. в той или иной мере сохранилось семь (западная христианская, православная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддистская, христиано-иудаистская).

Детерминисткие концепции исторического процесса признают прогрессивное развитие человеческого общества. Однако явления, положенные в основу развития, используются разные. Определяющей причиной может выступать либо один, либо несколько элементов базиса технического (рост населения, природные условия или изменения в технике и технологии) или экономического (развитие формы производственных отношений), либо один из факторов, относящийся к надстройке (право, государство, социальная психология и т.д.). В рамках первого направления можно выделить концепции демографического, географического и технологического детерминизма, а также теории, абсолютизирующие форму производственных отношений. Различные разновидности второго направления развиваются в рамках институционализма.

Демографический детерминизм. Отдельные попытки объяснения истории развития человечества ростом населения появились уже в древности и средние века. Однако лишь в ХVIII в. начинают оформляться элементы будущей концепции демографического детерминизма (Ж-Ж.Руссо, К.А.Гельвеций). Позднее, в учении Т.Р.Мальтуса, рост населения стал рассматриваться как независимая переменная величина, как источник бедности и нищеты масс. Однако мальтузианская концепция народонаселения не была теорией исторического процесса в строгом смысле этого слова, так как она не устанавливала зависимости между качественными этапами роста населения и изменениями формы общества.

Наряду с мальтузианством – пессимистической формой демографического детерминизма – в конце ХIХ – начале ХХ в. получает большое развитие оптимистическая форма демографического детерминизма (А.Кост, А.Секретан, О.Бугле). Особое распространение она получает во Франции, для которой в последние десятилетия ХIХ в. были характерны медленные темпы роста населения и где мальтузианство не пользовалось популярностью.

Именно в это время французский политэконом и статистик А.Кост (1842 – 1901) выпустил две работы – «Принципы объективной социологии» (1899) и «Опыт народов и предложения, на нем основанные» (1900), в которых он пытается доказать, что все социальные явления зависят от демографического фактора.

Географический детерминизм. В концепциях географического детерминизма взаимодействие человека и природы рассматривается односторонне, как зависимость человеческого общества от окружающей среды. Между тем взаимодействие общества и природы – более сложное явление, которое не сводится только к замедлению или ускорению развития человечества. С одной стороны, под воздействием человеческой деятельности изменяется среда обитания, происходит накопление этих изменений, а с другой – воздействуя на внешнюю природу, изменяя ее, человек в то же самое время изменяет и свою собственную природу. В ходе исторического развития общество вовлекает в производство все новые и новые компоненты окружающей среды, ранее недоступные человеку. Поэтому само взаимодействие общества и природы глубоко исторично. Оно зависит не только от уровня развития производительных сил, но и от характера существующих производственных отношений.

Таким образом, окружающая среда не только выступает как условие развития производства, как фактор развития производительных сил, но и сама является в определенной и всевозрастающей мере результатом этого развития.

Технологический детерминизм. Под влиянием научно-технической революции все чаще возникают и получают широкое распространение теории, абсолютизирующие технический прогресс. Истоки этих теорий можно проследить в трудах ученых начала ХХ в.: П.Энгельмейера (Россия), Ф.Десеауера, М.Шнейдера, М.Эйта (Германия). Переоценка научно-технических факторов и недооценка общественно-исторических условий были характерны для «легальных марксистов» (П.Струве), а также немецких социал-демократов (Э.Бернштейн, К.Каутский) и русских меньшевиков (Л.Мартов, Н.Суханов). Однако наибольшее развитие технологические теории исторического процесса получают в послевоенные годы.

В 1960 г. выходит книга американского экономиста Уолта Уитмена Ростоу «Стадии экономического роста» с характерным подзаголовком «Некоммунистический манифест». В этой книге У.Ростоу выделяет пять основных стадий роста: 1) традиционное общество, 2) стадия создания предпосылок для взлета, 3) взлет, 4) движение к зрелости, 5) эпоха высокого массового потребления.

Для стадии «традиционного общества», считает У.Ростоу, характерно, что свыше трех четвертей производителей занято производством продовольствия. Национальный доход используется в основном непроизводительно. Структура общества образует иерархию, в которой политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. Вторая стадия является переходной к взлету. В этот период происходят существенные изменения в трех непромышленных сферах: сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле. Третья стадия – «взлет» – охватывает сравнительно небольшой промежуток времени - одно-два десятилетия. В это время растут темпы капиталовложений, заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Происходит победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества. Период «движение к зрелости» характеризуется У.Ростоу как длительный этап технического прогресса: развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда, руководство промышленностью сосредоточивается в руках квалифицированных управляющих – менеджеров. В пятую эпоху – стадию «высокого массового потребления» – осуществляется сдвиг от предложения к спросу, от производства к потреблению.

В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971) У.Ростоу добавляет шестую стадию – «стадию поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Более широкий исторический подход характерен для теоретиков постиндустриального общества (Р.Айрис, Д.Белл, Г.Кан, Т.Стоуньер и др.). Том Стоуньер, например, в своей книге «Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики» (1983) выделяет в развитии человечества три качественных этапа: периоды аграрной, индустриальной и информационной экономики.

В отличие от У.Ростоу, Т.Стоуньер выделяет в развитии общества не одну (промышленную), а две (промышленную и информационную) революции. Более того, он связывает качественные этапы в развитии производительных сил с революциями в экономике и политике. В результате промышленной революции «вначале экономическая, а затем политическая власть постепенно перешла из рук аристократии в руки капиталистов»; в процессе же информационной – «экономическая и политическая власть переходит к производителям информации».

В конце ХIХ – начале ХХ в. возник институционализм – течение, отрицающее обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями и признающее в качестве движущей силы неэкономические факторы: психобиологические (Т.Веблен), социально-правовые (Дж. Коммонс), государственные (К-А. Виттфогель) и другие институты.

В послевоенные годы появились попытки институционализма описать развитие человечества в целом. Одной из крупнейших работ, претендующих на объяснение исторического процесса, является книга профессора китайской истории Вашингтонского университета Карла- Августа Виттфогеля (1896 – 1988) «Восточный деспотизм. Сравнительное изучение тотальной власти» (1957).

Структурообразующим элементом в концепции К-А.Виттфогеля является восточный деспотизм, который характеризуется ведущей ролью государства. Государство опирается на бюрократический аппарат и подавляет развитие частнособственнических тенденций. Богатство господствующего класса в этом обществе обусловлено не собственностью на средства производства, а местом в иерархической системе государства. Таким образом, получается, что природные условия и внешние влияния определяют форму государства, а она, в свою очередь – тип социальной стратификации.

По степени централизации экономических функций Виттфогель выделяет три основных типа деспотий: 1) «гидравлическое общество» (Египет, Вавилон, Индия, Китай, Мексика, Перу и т.д.), 2) «маргинальное общество» (Византия), 3) «субмаргинальное общество» (Турция и Россия). Если в обществах первого типа возникновение более или менее централизованного деспотизма диктуется природной необходимостью (строительство дамб, каналов и других ирригационных сооружений), то в обществах второго и третьего типа деспотическая власть возникает под давлением «гидравлического общества». Строительство социализма в СССР Виттфогель изображал как возврат к «гидравлическому обществу», но уже на базе современной машинной техники.

Для концепций институционалистов характерна недооценка ряда важных звеньев анализа. В частности, у Виттфогеля выпадает анализ таких конституирующих элементов способа производства, как производительные силы и производственные отношения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...