Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программирование на языке Паскаль




Введение

Книга настолько важна для нашей цивилизации,

что коль скоро изменить цивилизацию можно,

только изменив постепенно все её части, то

все стараются в первую очередь обновить книгу.

Мишель Бютор. 1926 г.

Людям в повседневной жизни постоянно приходится решать различные задачи. Решить задачу – это означает получить результат, отвечающий целям данной задачи, причём для каждой задачи всегда известно, что считать результатом. Процесс решения задачи представляет собой совокупность вполне определённых действий над исходными данными. Эта совокупность действий может быть задана в виде инструкций.

Полученная информация может быть пригодна для решения не только конкретной задачи с разными исходными данными, но и для решения ряда однотипных задач. Такая инструкция называется алгоритмом.

При составлении алгоритмов следует учитывать ряд требований, выполнение которых приводит к формированию необходимых средств.

Алгоритм должен быть однозначным, исключающим произвольность толкования любого из предписаний и заданного порядка исполнения. Реализация вычислительного процесса, предусмотренного алгоритмом, должна через определённое число шагов привести к выдаче результатов. Требования к изображению алгоритмов определяются единой системой программной документацией. Алгоритм составляется из блоков, каждый из которых выполняет определённую функцию. Совокупность блоков образует алгоритм, или блок-схему.

Наименование блока Обозначение блока Содержание
Процесс вычислений   Обработка информации
Принятие решения Логический блок проверки истинности или ложности некоторого условия
Передача данных Ввод или вывод информации
Пуск, остановка Начало или конец программы
Модификация Организация циклического процесса - заголовок цикла
Подпрограмма Обращение к подпрограмме с указанием её имени

Алгоритмы могут образовывать линейную, разветвляющуюся и циклическую структуры, а также циклы с условием и вложенные циклы. Переход от алгоритма к программе представляет собой процедуру записи алгоритма на языке программирования высокого уровня.

Решение любой конкретной задачи предполагает наличие разнообразных реальных объектов – объектов задачи. Каждый объект задачи имеет свои характеристики-атрибуты, или свойства. При формализации объекты задачи должны быть заменены объектами алгоритма. Каждому объекту задачи соответствует объект алгоритма, который наследует его атрибуты. При разработке алгоритма могут появляться вспомогательные объекты, которых нет в условии задачи, например, различные переменные циклов, файловые переменные и т.п.

Разработка любого алгоритма состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. На каждом из них решаются свои специфические вопросы, определяющие в конечном итоге общий результат алгоритмизации. Этап анализа постановки задачи – это основа решения задачи.

На этом этапе определяются составляющие, необходимые для разработки алгоритма. Главная цель анализа – это понять задачу. Если совершена ошибка на этом этапе, то вся последующая работа становиться бессмысленной. При решении задачи необходимо определить все исходные данные и требуемые результаты, составить макет исходных данных, макет печати результатов и таблицу идентификаторов. Макет исходных данных – это форма представления исходных данных с записью конкретных значений. При составлении макета целесообразно сразу же назначить имена объектам.

Таблица идентификаторов

Объекты задачи Объекты алгоритма Имена Атрибуты
Площадь треугольника переменная S Вещественная

Макет печати результатов – это форма выходного документа. В нём должны быть предусмотрены поясняющие тексты, фамилия исполнителя, дата заполнения. Если макет печати в постановке не оговорен, то его содержание определяет автор алгоритма и делает форму выходного документа максимально удобной для пользователя.

Таблица идентификаторов задаёт соответствие между объектами задачи, объектами алгоритма, именами и атрибутами.

Данное пособие содержит аннотированный теоретический материал и указания к лабораторным работам по курсу «Информатика» (раздел «Основы алгоритмизации и программирования»).

Требования к оформлению отчёта по лабораторным работам:

1. Содержание (титульный лист);

2. Цель работы, задание;

3. Постановка задачи;

4. Блок-схема алгоритма решения задачи;

5. Программа;

6. Распечатка результатов расчёта;


Программирование на языке Паскаль

Структура программы

PROGRAM <ИМЯ_ПРОГРАММЫ>; {ЗАГОЛОВОК ПРОГРАММЫ}

USES <ИМЯ_МОДУЛЯ>;

 
 


LABEL

CONST

TYPE РАЗДЕЛ ОПИСАНИЙ

VAR

PROCEDURE, FUNCTION

BEGIN

ОПЕРАТОР1;

ОПЕРАТОР2; РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ

END.

Готовая программа состоит из двух частей: заголовка и собственно программы, называемой блоком, который разделяется на описательную часть и исполняемую часть. Заголовок означает начало программы, присваивает ей некоторое имя и описывает средства, через которые можно взаимодействовать с этой программой. Блок состоит из разделов, которые располагаются в следующем порядке:

1. Описательная часть:

a. раздел меток – LABEL;

b. раздел констант – CONST;

c. раздел типов – TYPE;

d. раздел переменных – VAR;

e. раздел процедур и функций – PROCEDURE, FUNCTION;

2. Исполняемая часть:

a. раздел операторов.

Все используемые в программе имена должны быть описаны до их употребления. Отсюда строгое деление на описательную часть и исполняемую.

Раздел описания служит для объявления новых меток (раздел label), типов (раздел type), переменных (раздел var), констант (раздел const), подпрограмм (раздел procedure, function). Например, описать переменную означает указать компьютеру, по какому адресу она будет храниться, и указать какой объём памяти для неё требуется.

Раздел операторов заключается в операторные скобки begin (начало) end (конец). В нём указывается последовательность действий, которые должны выполняться ЭВМ, необходимых для решения поставленной задачи. Каждое действие в Паскале называется оператором. Все остальные разделы носят описательный характер.

Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделителем между разделами и операторами служит точка с запятой. В конце программы ставится точка. В любое место программы могут быть включены комментарии, которые не влияют на ход выполнения программы. Комментарии заключаются в фигурные скобки.

Программа в Паскале содержит следующие объекты:

1. Зарезервированные слова, они являются неотъемлемой частью языка. Например, program, uses, var, begin, end;

2. Идентификаторы – это последовательность символов, используемая для описания переменных, констант и подпрограмм.

Правила формирования имён идентификаторов:

1. должен содержать только латинские буквы, цифры и знак подчёркивания;

2. идентификатор должен начинаться только с буквы;

3. нельзя использовать зарезервированные слова;

4. длина идентификатора (имени переменной) произвольная, но значимыми являются первые 63 символа.

Например, a3, a3, a*3, 100d, alfa, max 2, sin(2), EA.B.00, EA_B_00_1, lab1_1, pi.

Типы данных

В Турбо Паскале введены следующие типы:

· неструктурированный (простой) тип данных;

· структурированный тип;

· указатель;

· процедурный тип;

· объект.

Неструктурированный (простой, базовый) тип данных:

· целый тип;

· логический тип;

· символьный тип;

· перечисляемый тип;

· тип-диапазон;

· вещественный тип.


Целый тип данных

В Турбо Паскаль 7.0 введены 5 стандартных целых типов, отличающихся форматами и диапазоном допустимых значений (табл. 1).

Таблица 1

Тип Значение Формат Размер памяти, байт
BYTE 0..255 Беззнаковый  
SHORTINT -128..127 Знаковый  
INTEGER -32768..32767 Знаковый  
WORD 0..65535 беззнаковый  
LONGINT -2147483648..2147483647 Знаковый  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...