Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи производственной практики. Приобретаемые компетенции




ПРОГРАММА

И

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

Направление подготовки: 40.03.01 юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения:

Очная-нормативный срок 4 года

Заочная-нормативный срок 5 лет

Очно-заочная-нормативный срок 4 года

Заочная сокращенная программа на базе СПО 3,1 год

Заочная сокращенная программа на базе ВПО 3 года

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

уголовно-правовых дисциплин

«05» мая 2015 г.

 

 

Киров - 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Раздел I. Программа производственной практики:

§ 1.1. Общие положения……………………………………………….............................................................

§ 1.2. Цели и задачи прохождения производственной практики.

Приобретаемые компетенции……………………………………………………………………….......

§ 1.3. Содержание производственной практики:

1.3.1. Содержание производственной практики у мирового

судьи………………………………………………………………………………………………….

1.3.2. Содержание производственной практики в районном

суде…………………………………………………………………………………………………….

1.3.3. Содержание производственной практики в прокуратуре, следственном органе, ином правоохранительном органе…………………………………………………..

1.3.4. Содержание производственной практики в представительных и исполнительных органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления……………………………………………………………………………

1.3.5. Производственная практика в юридическом отделе иных коммерческих и некоммерческих организаций…………………………………………………………………………………………..

1.3.6. Содержание производственной практики в арбитражном

суде…………………………………………………………………………………………………….

 

Раздел II. Методические рекомендации по организации и проведению производственной практики…………………………………………………………………………………………………………..


I. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Производственная практика является одной из форм учебных занятий и важнейшей составной частью учебного процесса при подготовке бакалавров в соответствии с квали­фикационной характеристикой юриста по направлению «Юриспру­денция».

Производственная практика проводится на основании действующего российского законодательства, «Положения об организации и проведении прак­тик обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ВятГУ») в соответствие с настоящей программой и методическими рекомендациями.

2. Производственная практика проводится для студентов всех форм обучения. Производственная практика проводится после окончания 4 и 6 семестра - для студентов соответственно 2 и 3 курса очной формы обучения, после окончания 6 и 8 семестра - для студентов заочной формы обучения; после 2 и 4 семестра - для студентов заочной формы обучения (сокращенная программа).

Допускается прохождение практики в иные сроки по согласованию с руководителем практики.

3. Руководство производственной практикой студентов осуществляется преподавателями-руководителями практики по профилю кафедр. У преподавателя-руководителя практики студент по­лучает консультации по всем вопросам организации и прохождения практики. До назначения преподавателя-руководителя практики, консультировать студента может другой преподаватель по назначению кафедры.

По месту прохождения практики студенту назначается руководитель практики от организации (практический работник).

4. Место прохождения практики определяет кафедра уголовно-правовых дисциплин(исходя из заключенных договоров).

5. Допускается прохождение производственной практики в студенческой юридической клинике, действующей в Университете, по индивидуальному заданию преподавателя-руководителя практики.

6. Для студентов заочной формы обучения (в т.ч. обучающихся по сокращенной программе) допускается прохождение производственной практики по месту работы студента по индивидуальному заданию,в исключительных случаях.

7. Студенты, заключившие договор с учреждениями (организациями) на их трудоустройство, производственную практику могут проходить в этих организациях, если имеется необходимая база.

8. Освобождение от прохождения производственной практики не допускается.

9. При определении места прохождения практики следует иметь в виду, что место прохождения производственной и ранее пройденной ознакомительной и учебной практик, как правило, не должны совпадать.

10. Во всех случаях окончательное место прохождения практики определяется по согласованию с преподавателем-руководителем практики и кафедрой УПД.

11. Производственная практика осуществляется, как правило, на основе договоров между Университетом и предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от организационно-правовой формы, в соответствии с которыми последние обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов Университета. Перечень таких организаций представлен на кафедре УПД и сайте Университета.

Допускается самостоятельный поиск студентом мест прохождения производственной практики и ее прохождение в учреждениях и организациях, с которыми у Университета отсутствуют соответствующие договоры и в которых возможно прохождение практики на безвозмездной основе. В этом случае студенту заблаговременно (не позднее 15 дней до начала практики) необходимо представить в Университет ходатайство (согласие) данного учреждения (организации) о предоставлении места прохождения практики с указанием срока ее проведения для дальнейшего заключения договора.

12. Содержание практики определяется в соответствие с § 1.3. настоящей программы.

При необходимости, дополнительно к заданию, содержащемуся в программе практики, преподавателем-руководителем практики может быть дано студенту индивидуальное задание.

Индивидуальное задание может включать в себя, например:

- формирование студентом статистики по всем или отдельным направлениям деятельности учреждения (организации), в том числе судебной статистики, в тех случаях, когда она не ведется самим учреждением (организацией);

- обобщение студентом практики договорной и иной работы в учреждении (организации), практики урегулирования индивидуальных трудовых споров, расследования несчастных случаев на производстве, судебной практики рассмотрения отдельных категорий дел, если соответствующие обобщения на официальном уровне отсутствуют;

- анализ студентом локальных актов учреждения (организации) на предмет их соответствия действующему законодательству;

- анализ студентом учредительных документов организации на предмет определения модели управления организацией, формулировка предложений по совершенствованию модели управления;

- анализ студентом типовых трудовых, гражданско-правовых договоров, используемых в учреждении (организации) и разработка предложений по их совершенствованию;

- изучение студентом судебной практики по направлениям работы организации (учреждения) и другое.

Индивидуальное задание может быть связано в том числе и с подготовкой курсовой работы, доклада (сообщения) в научном студенческом кружке или на научной студенческой конференции.

Во всех случаях при разработке индивидуального задания преподаватель-руководитель практики должен руководствоваться учебным планом и учитывать специфику учреждения (организации), которое избрано в качестве места прохождения практики.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ. ПРИОБРЕТАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

 

Целями производственной практики являются:

- углубление и закрепление полученных знаний по правовым дисциплинам;

- приобретение и развитие профессиональных знаний, умений и навыков;

- укрепление связи обучения с практической деятельностью.

Задачами производственной практики являются:

- овладение формами и методами работы государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций;

- выработка навыков правильного применения нормативных актов и составление правовых документов;

- выработка навыков организации самостоятельной работы;

- приобретение и совершенствование практических навыков в выполнении различного рода обязанностей в правовых управлениях и юридических отделах государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций различных форм собственности;

- получение дополнительной информации, необходимой для написания отвечающих требованиям государственного образовательного стандарта письменных работ.

В ходе производственной практики осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:

- нормотворческой, в ходе осуществления которой студент готов участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих различный круг общественных отношений;

- правоприменительной, в ходе осуществления которой студент готов совершать действия, связанные с реализацией правовых норм, юридически грамотно составлять правовые документы, обоснованно принимать решения в пределах должностных обязанностей;

- правоохранительной, в ходе осуществления которой студент готов к обеспечению законности, правопорядка; защите прав и законных интересов субъектов права;

Прохождение производственной практики позволит студенту овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями.

Общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- наличие культуры поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Профессиональные компетенции:

- в нормотворческой деятельности:

способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- в правоприменительной деятельности:

способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

наличие навыков подготовки юридических документов (ПК-7);

- в правоохранительной деятельности:

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

- в экспертно-консультационной деятельности:

готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способность толковать различные правовые акты (ПК-15).

Требования к глубине и степени освоения компетенций зависит от полученных студентом на момент прохождения практики знаний (согласно учебному плану) и блока практики.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Содержание производственной практики у мирового судьи

 

Руководство производственной практикой у мирового судьи осуществляется мировым судьей, помощником мирового судьи.

При прохождении производственной практики у мирового судьи студент:

- изучает нормативно-правовые основы деятельности мирового судьи – Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ;

- знакомится с функциями мирового судьи, помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания;

- знакомится с организацией работы аппарата мирового судьи;

- знакомится с порядком делопроизводства на судебном участке мирового судьи;

- присутствует при приеме от граждан заявлений, исковых заявлений, ходатайств, жалоб;

- изучает граж­данские, административные, уголовные дела, находящиеся в производстве мирового судьи, а также дела, сданные в архив;

- знакомится с судебной статистикой;

- изучает материалы дел, назначенных к разбирательству в судеб­ном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам;

- присутствует при рассмотрении мировым судьей гражданских, административных, уголовных дел, обращая при этом внимание на категории (виды) рассматриваемых дел и особенности их рассмотрения (сколько дел было рассмотрено за время прохождения практики, какие категории дел, круг лиц, участвующих в судебном разбирательстве, виды изу­ченных процессуальных документов (приговор, решение, определение и др.);

- анализирует выступления прокурора, представителя/защитника (адвоката, юрисконсульта), других участников процесса в судебных заседаниях;

- анализирует правовые вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел, докладывает судье свое мнение относительно того, как надлежит разрешить дело по существу;

- анализирует справедливость и обоснованность принятого судебного акта, устанавливает правильность правовой оценки совершенного деяния (по административным и уголовным делам), соблюдение принципа равенства сторон и состязательности;

- по возможности, старается выделить спорные, проблемные моменты, возникающие в судебной практике, найти пробелы в праве, установить нарушения действующего законодательства, допущенные судьей и другими участниками процесса;

- параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания, по желанию может составлять проекты иных процессуальных документов (копия протокола по одному из дел, проект жалобы и решения по ней, проекты иных процессуальных документов приобщаются к отчету о прохождении производственной практики);

- выполняет любые иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.

По результатам прохождения производственной практики на судебном участке мирового судьи студент должен знать правовые основы деятельности мировых судей; знать и уметь определять положение мировых судей в судебной системе РФ; знать иные судоустройственные основы деятельности мировых судей (порядок создания и упразднения участков мировых судей; требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи; порядок назначения (избрания) мировых судей на должность; срок их полномочий; порядок приостановления и прекращения полномочий, временной замены судьи).

Помимо указанного, студент должен знать и уметь разграничивать функции мирового судьи, помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания; хорошо представлять организацию работы и основы делопроизводства на судебном участке мирового судьи.

Кроме того, студент должен иметь общее представление о порядке и основных принципах рассмотрения мировым судьей гражданских, административных, уголовных дел, о нормативно-правовых актах, на основе которых осуществляется такое рассмотрение.

Студент должен иметь четкое представление о территориальном принципе распределения дел между судебными участками мировых судей; знать и уметь определять категории дел, рассмотрение которых входит в компетенцию мирового судьи, владеть статистическими данными по ним; знать (применительно к определенному виду судопроизводства) особенности рассмотрения дела в закрытом судебном заседании, порядок отвода судьи, состав участников процесса, принимаемые процессуальные документы (приговор, решение, определение и др.).

Кроме того, студент должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.

Помимо указанного, при прохождении у мирового судьи практики,следует также руководствоваться указаниями п. 1.3.3. настоящей программы касаемо особенностей прохождения производственной практики в районном суде.

 

 

Содержание производственной практики в районном суде

 

Для прохождения производственной практики студент вправе выбрать суд общей юрисдикции любого уровня, если ранее он не проходил практику в данном суде. Однако рекомендуется начинать прохождение практики в судах общей юрисдикции с судов первой инстанции (районных, городских).

Студент вправе по своему выбору пройти практику в районном суде в целом, что позволит сравнить порядок отправления правосудия по гражданским, административным и уголовным делам (особенно рекомендуется при прохождении практики первого блока) либо только в одном из составов районного суда (гражданском либо уголовном).

Руководство производственной практикой в районном суде осуществляется судьей районного суда, помощником судьи.

При прохождении практики в гражданском составе районного суда, студенту должна быть предоставлена возможность пройти часть практики в канцелярии и архиве районного суда.

При прохождении производственной практики в районном суде студент:

- изучает нормативно-правовые основы организации и деятельности судов общей юрисдикции в РФ, основы статуса судей - Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ГПК РФ, КоАП, УПК РФ;

- знакомится со структурой районного суда, изучает полномочия и основы деятельности каждого структурного подразделения;

- знакомится с функциями председателя районного суда, его заместителя, судей районного суда, их помощников, секретарей судебного заседания, работников аппарата суда;

- знакомится с работой канцелярии и порядком делопроизводства в районном суде, порядком приема и учета гражданских, административных и уголовных дел;

- присутствует при приеме от граждан заявлений, исковых заявлений, ходатайств, жалоб;

- изучает граж­данские, административные, уголовные дела, находящиеся в производстве судьи районного суда (в зависимости от состава, в котором проходит практика), а также дела, сданные в архив;

- знакомится с судебной статистикой;

- по возможности, принимает участие в обобщении судебной практики, в составлении статистических отчетов;

- в рамках подготовки дел к рассмотрению, изучает материалы дел, назначенных судьей к разбирательству в судебном заседании, подбирает необходимый законодательный материал, относящийся к этим делам;

- присутствует при рассмотрении в первой инстанции дел судьей, обращая внимание на порядок единоличного и коллегиаль­ного рассмотрения дел, а также на отдельные категории рассматриваемых дел, особенности их рассмотрения (сколько дел было рассмотрено за время прохождения практики, какие категории дел, в каком составе суда, круг лиц, участвующих в качестве участников судебного разбирательства, виды изу­ченных процессуальных документов (приговор, решение, определение и др.);

- параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания, по желанию может составлять проекты иных процессуальных документов (копия протокола по одному из дел, проекты иных процессуальных документов приобщаются к отчету о прохождении производственной практики);

- присутствует при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, обращает внимание на особенности апелляционного производства (в сравнении с производством в суде первой инстанции);

- анализирует выступления прокурора, представителя (адвоката, юрисконсульта), других участников процесса в судебных заседаниях;

- анализирует правовые вопросы, возникающие в ходе рассмотрения дел, докладывает судье свое мнение относительно того, как надлежит разрешить дело по существу, какой приговор вынести;

- по возможности, старается выделить спорные, проблемные моменты, возникающие в судебной практике, найти пробелы в праве, установить нарушения действующего законодательства, допущенные судьей и другими участниками процесса, что обязательно отражается в отчете;

- выполняет любые иные поручения судьи, направленные на получение новых знаний, формирование умений и навыков.

По результатам прохождения производственной практики в районном суде студент должен хорошо представлять судебную систему РФ и место в ней районных судов, знать правовые основы функционирования судебной системы и правовые основы статуса судей. Студент должен знать и уметь разграничивать функции судьи, помощника судьи, секретаря судебного заседания; хорошо представлять организацию работы в отдельных структурных подразделениях аппарата суда, основы делопроизводства в районном суде.

Кроме того, студент должен иметь общее представление о порядке и основных принципах рассмотрения в районном суде гражданских, административных, уголовных дел, о нормативно-правовых актах, на основе которых осуществляется такое рассмотрение.

Студент должен знать и уметь определять категории дел, рассмотрение которых входит в компетенцию районного суда, владеть статистическими данными по ним; знать особенности рассмотрения дел и принятия судебного акта в коллегиальном составе суда, в закрытом судебном заседании, порядок отвода судей, состав участников процесса, основные процессуальные документы (приговор, решение, определение и др.), этапы рассмотрения дела в суде первой инстанции и систему обжалования судебных актов. Все вышеперечисленное – применительно к определенной категории дел – (гражданским, административным, уголовным) в зависимости от того, в каком составе районного суда практикуется студент.

Кроме того, студент должен овладеть навыками работы с законодательством, судебной практикой и статистикой, процессуальными документами, локальными актами, договорами, иными официальными документами, навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...