Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность как мотивационный фактор




Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность

СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ _____________________________________________________________

деятельности считается ответственность. Иногда руководители принимают на себя ответственность "за все" Это значит, что руководители перестраховываются Они отдают распоряжения на более низкие уровни управления, чтобы на самом деле снять с себя ответственность и перенести ее на плечи своих подчиненных Вследствие этого ответственность руководителя становится своей противоположностью и разрушительно действует на самого руководителя, делая его неэффективным /8/

Принимая во внимание специфику управленческих решений, важно иметь в виду, что в некоторых ситуациях принятое руководителем верхнего звена управления интуитивное решение в отдельных случаях может оказаться выходом из положения по сравнению с выбором не всегда качественных альтернатив /8/

Как основной субъект управления, руководитель является ответственным лицом за принятие решений и выбора средств его реализации. Ориентированный на успех в деятельности, имея положительную мотивацию, руководитель проявляет высокую активность, самостоятельность, рискует в выборе средств, адекватных поставленной цели

Но управленческая практика знает и таких руководителей, которые ориентируются на "избегание неуспеха" в деятельности Такие руководители стремятся уйти от ответственности и самостоятельности, ими руководит страх действовать без указаний "сверху". Такой руководитель не может считаться эффективным Он боится как ошибки, так и наказания от вышестоящего начальства

Неэффективные руководители предпочитают жить прошлым, т е имеющимися у него стереотипами поведения и мышления, используя традиционные средства в управлении Сохранить свое положение в организации становится для них самоцелью.

Как отмечают современные теоретики менеджмента М Мескон, М Альберт и Ф Хедоури, принятие решений и коммуникации (т е обмен информацией) следует считать связующими процессами в связи с необходимостью реализовывать решения при выполнении любой функции управления /10/

В каждой организации информация перемещается по вертикали сверху вниз Но она должна перемещаться также и по восходящей линии в виде обратной связи, поскольку это имеет непосредственное отношение к росту производительности труда /10/

Руководитель как субъект управления

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 279


В. А. Розанова

Спектр рассмотрения особенностей коммуникативных процессов достаточно широк Он включает психологические барьеры, конфликты, вербальные и невербальные средства общения с учетом особенностей контактируюищх сторон. Особое значение приобретает правильность обратной связи, поскольку ее отсутствие может стать серьезным ограничителем эффективности межличностного обмена информацией.

2.3. Эффективность шкизмкнной организации

Оценка эффективности организации связана с действием многих факторов и поэтому решение этой проблемы требует комплексного подхода На рисунке 2 наглядно показана связь эффективной деятельности организации с действием отдельных факторов Эффективность и конкурентоспособность организации обуславливают друг друга, не может быть конкурентоспособности без эффективной деятельности Целесообразно рассмотреть некоторые психологические факторы, повышающие конкурентоспособность компаний западного и восточного образцов, которые успешно функционируют на мировом рынке и опыт которых может быть использован и учтен в отечественных условиях с учетом российского менталитета, а также культурных, нравственных и иных традиций

Эффективная организация

Рис. 2. Связь эффективной деятельности организации с действиями отдельных факторов

Библиотека журна\а "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность

СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ _____________________________________________________________

В мире бизнеса считается, что, если организация не в состоянии удовлетворить потребителей, то она становится неконкурентоспособной и в будущем прекращает свое существование Главная задача организации, занимающейся бизнесом, — это создание товарной продукции или услуг в рамках определенных ограничений /10/. Эта задача отражена в целях компании — прибыльности и рентабельности

Крупные организации обычно имеют несколько взаимоувязанных целей Для получения прибыли бизнес строит свои цели в таких областях, как определение доли рынка, разработка новых видов продукции, качества услуг, подготовка и отбор руководителей, подбор и смена персонала, оценка вопросов социальной ответственности и т д

Известный авторитет в области мирового бизнеса, лауреат Нобелевской премии М Фридман, видел истинную роль бизнеса "в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману" /10/

Персонал считается основным фактором конкурентоспособности организаций. Относиться к нему следует как к великому богатству, а не как к издержкам, что иногда случается в ошибочных суждениях руководителей

Россия, несмотря на трудности, до сих пор считается страной больших возможностей, включая не только ее природные, но и людские ресурсы Хотя в настоящее время о цивилизованном бизнесе в России говорить не приходится

Ряд экспертов по вопросам развития бизнеса объясняют его неудачи психологическими причинами К ним они относят "чрезмерно раздутый штат персонала", "наличие недальновидных менеджеров", "неправильные психологические установки" и др Анализ человеческой деятельности в этой области сложный и требует комплексного изучения

При решении организационных задач, связанных с планированием предпринимательской деятельности, психология как наука может оказать помощь в оценке роли человеческого фактора как одного из компонентов труда и наиболее важного вида ресурсов в

Цели бизнеса

Роль психологии в бизнесе

Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852


В. А. Розанова

экономике. Человеческие ресурсы как одна из существенных внутренних переменных организации, с одной стороны, требует их экономии, а с другой — более полного и активного использования

Сложившиеся традиции и устаревшие представления о роли человека в производственной деятельность связаны с инерцией мышления и консервативностью сознания как руководителя, так и его подчиненных И те, и другие с трудом привыкают к изменениям, к новому, а привыкнув, сопротивляются следующим изменениям

Инертность мышления приводит, к узости понимания руководителями организационных целей в развитии и функционировании производства.

2.4. Конкурентоспособность современной организации

Ведущие конкурентоспособные компании мира определили свои преимущества в виде определенных правил, лозунгов и собственной философии К таким организациям мирового класса в последние десятилетия относятся. "Роллс-Ройс", производящий автомобили; "Фер-рари" — компания, ставшая известной благодаря скоростным качествам и техническому уровню автомобилей, "Тойота", прославившаяся высокой надежностью своих малолитражек Лозунгом "Тойоты" является "Тойота" — автомобиль без дефектов1".

Компания "Хьюллет-Паккард", всегда опиралась на новые виды продукции, которую другие компании не в состоянии были произвести Успех ее зиждется на мощных подразделениях НИОКР /12/

Можно также отнести к ведущим компанию "АЙ-БИ-ЭМ"

В деловом мире различают фирмы первого и второго уровней конкурентоспособности, которые успешно функционируют, используя жесткие и авторитарные методы управления Для них основной функцией управления является контроль за производством

Руководитель высшего звена управления такими фирмами использует особый стиль, сводящийся к тому, чтобы за ним оставалось право принятия решений по распределению основных ресурсов компании при опоре на штабной персонал, специалистов или экспертов, приглашенных из других организаций

В таких компаниях работники беспрекословно выполняют приказы, указания и инструкции, за которыми жестко следят менедже-

Компании мирового класса

Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"


Часть IV. Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность

СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ __________________________________________________

ры среднего и низшего уровней управления. Деятельность подчиненных остается предметом пристального внимания руководителей всех рангов В таких компаниях квалификация работников, как впрочем и их менеджеров, остается величиной заданной, а меняющиеся внешние факторы обычно слабо учитываются высшим руководством. Следствием такого подхода является строгое установление иерархии в системе управления и принятия решений

Система организации управления в компаниях мирового класса показывает, что они сильно отличаются и по характеру управленческого мышления и по отношению к работникам от компаний первого и второго уровня конкурентоспособности

В организациях мирового класса предоставляется творческий простор и возможности делового и профессионального роста всем работникам. В них создаются мощные связи и системы взаимоотношения работников по горизонтали в масштабах всей компании /12/.

Чтобы достигнуть самых высоких результатов в труде, как утверждает американский консультант в области управления Робер Н. Лерер, работник должен строго выполнять только такую работу, которая в наибольшей степени способствовала бы решению задач организации /12/.

Одним из принципов работы экспертов по изучению производительности труда является постановка индивидуальных целей и задач перед персоналом для достижения частных результатов в рамках общей цели.

Каждая американская конкурентоспособная компания в процессе принятия целей не прибегает к стереотипам. Выработка решений считается не менее важной, чем сами решения. Принятые цели оцениваются как личностно значимые.

Чтобы деятельность организации была успешной, требуются обновления и перемены, о чем уже говорилось выше.

Без конкуренции руководители многих отраслей промышленности никогда бы не согласились с возможными переменами. Решительные и уверенные в себе люди, умеющие целенаправленно работать" и не тратить по пустякам свою энергию, в случае необходимости готовы начать свою деятельность заново, у американцев такой опыт имеется /13/.

Американские практики управления считают, что для повышения конкурентоспособности предприятий требуются совершение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...