Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тотальный (всеобщий) менеджмент качества




Всеобщий, или тотальный, менеджмент качества (TQM - Total Quality Management) – это современная концепция, идеология, корпоративная культура, методы и средства повышения качества продукции, услуг, работ, социального обеспечения и т.п., а также уровня качества жизни общества и отдельных его членов. Под всеобщим управлением качеством продукции на предприятии понимают подход к решению проблемы качества, основанной на участии всех сотрудников предприятия в деле достижения долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и экономической выгоды для предприятия – изготовителя и общества в целом.

Существует и такое определение: всеобщее управление качеством продукции – это «концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах реальности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих все уровней и при рациональном использовании технических возможностей».

При управлении качеством в масштабах региона или страны под всеобщим управлением качеством понимают методы и средства идеологической, образовательной, морально-этической, воспитательной, административно-правовой и другой работы, направленной на повышение качества производимой продукции, различных услуг и уровня качества жизни всех членов руководимого сообщества людей.

По мнению американского специалиста А. Фейгенбаума, «качество – это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни». Создание в обществе такого образа жизни, когда все делается высококачественно, и есть цель всеобщего управления качеством.

Практика показала, что борьба за качество данного конкретного продукта не приводит к должному результату, если все сопутствующие обстоятельства (факторы) не способствуют этому. Трудно или почти невозможно производить качественные, например, холодильники, если на предприятии плохие условия труда, а смежники создают некачественные насосы, перекачивающие фреон, некачественные электродвигатели, если плохая герметизирующая резина и недолговечные переключатели и т.д. Кроме того, нельзя достичь высокого качества работ и продукции на предприятии с низкой культурой производства и неквалифицированными исполнителями. Нужна также и высокая культура общества в целом, а также отдельных его членов.

Переход на высший уровень всеобщего управления качеством, т.е. управлением качеством всех сторон жизнедеятельности (в т.ч. изготовлением и потреблением высококачественной товарной продукции), требует, чтобы в обществе сформировались отношения сотрудничества и доброжелательности между рабочими, служащими, управляющими и работодателями.

Важный принцип достижения «всеобщего качества» состоит в стремлении каждого производителя продукции или услуг в полной мере удовлетворить требованиям потребителей. Каждый работник потребляет продукцию других работников. Поэтому задача каждого работающего заключается в том, чтобы качество его работы удовлетворяло других – потребителей результатов его труда.

Законодательное и административное управление качеством продукции и услуг – это элементы всеобщего управления качеством. Важную роль в борьбе за качество играют и общественные организации. Так, например, одной из главных задач общегосударственной кампании США за повышение качества стала реализация на деле лозунга «Качество – прежде всего!». В рамках названной кампании всеобщего управления качеством в США ежегодно проводится месячники качества, инициатором которых выступает Американское общество по контролю качества (АОКК). Это общество было организовано в 1946 году и насчитывает уже более 53 000 коллективных и индивидуальных членов.

Известно, что в Японии на производственных предприятиях культивируются такие суждения, как «Твой потребитель – исполнитель следующей производственной операции»; «нормальному человеку стыдно плохо работать» и другие, имеющие мировоззренческую направленность. Лозунги, которых придерживаются члены кружков качества и другие работники таковы: «Качество определяет судьбу предприятия»; «Что сегодня кажется прекрасным, завтра – устареет»; «Думай о качестве ежеминутно» и т.д.

Лозунги и призывы, аналогичные распространенным в США, Японии и в других странах, по отношению к качеству пропагандировались и в нашей стране. Теперь же большие надежды возлагаются на то, что рыночные отношения сами по себе (автоматически) отрегулируют и решат вопросы качества продукции, различных услуг, уровня жизни людей и т.д. Однако исторический опыт реальной экономики свидетельствует, что без участия государственных органов управления экономикой всеобщая проблема качества не может быть решена успешно и в короткие сроки.

Анализируя действующие системы качества в их историческом (временном) появлении и развитии, можно выделить шесть этапов становления современной всеобъемлющей системой управления качеством:

· Сначала был только индивидуальный контроль качества

· Потом появились цеховой контроль качества и контроль качества при приеме продукции

· Далее – контроль с использованием статистических методов получения необходимых данных о качестве продукции, т.е. возник статистический контроль качества

· Современная система комплексного управления качеством, основанная на использовании всех предшествующих методов (систем), была и остается наиболее совершенной системой параметрического управления качеством продукции, работ и услуг

· После этого, наконец, сформировалась методология, и всеобщее управление качеством получило практическое распространение

Всеобщее управление качеством (ВУК) содержит в своей иерархической многоуровневой структуре все другие системы управления качеством, контроля и обеспечения качества. Следовательно, понятие всеобщего управления качеством выражает, по существу, совокупность всех методов и средств, приемов и объективных условий, используемых для управления качеством всех объектов потребления – предметов, процессов или явлений и т.д., относящихся к сфере практической экономики.

В рамках мероприятий всеобщего управления качеством организуются специальные международные и внутригосударственные симпозиумы, конференции, совещания и т.п. На этих мероприятиях вырабатываются и уточняются принципы, методы и приемы управления качеством, происходит обмен опытом и т.д., что способствует общему подъему уровня качества всех сторон жизни людей. По решению ООН ежегодно во второй четверг ноября проводится Всемирный день качества, главная задача которого - поддержание должного внимания сообщества людей к проблеме качества.

В настоящее время принципы ВУК начинают использоваться при управлении качеством окружающей среды, здравоохранении, экономических и социальных отношений и т.д. Такое тотальное, всеобъемлющее, всеобщее управление качеством распространяется на то, что мы называем качеством жизни человека и общества в целом.

Задача повышения качества всего, что удовлетворяет разнообразные потребности людей, является для нас важнейшей, фундаментальной, основополагающей. В связи с этим вспомним, что еще Аристотель заметил: «Качество есть благо, обеспечивающее счастье».

Литература

1. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. ПИТЕР, М., С,-П,, 2010, 463с.

2. Грибанов Д.Д., Зайцев С.Л., Митрофанов А.В., Основы метрологии., МГТУ «МАМИ», М., 1999, 152.с.

3. Никифоров А.Д., Бакиев Г.А. Метрология, стандартизация и

сертификация.М., Высшая школа, М., 2002, 423 с.

4. Столярова Г.В., Кувшинова В.А., Ковалерова О.В. Метрология, стандартизация, сертификация. Издательство ЮУрГУ, Ч., 2005, 85 с.

5. Шклярова Е.И. Погрешности измерений. Обработка результатов однократных и многократных измерений. Альтаир-МГАВТ, М.,2009, 27с.

6. Федюкин В.К., Атронянко С.А. Системы контроля качества и сертификации продукции и услуг. СПбГИЭУ, С-П, 2005, 111 с.

7. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. Машиностроение, М., 1979, 344 с.

8. Технология судостроения п/р А.Д.Гармашева. С.-П., Профессия, 2003г., 250 с.

9. Сайт "Стандартинформ": www.standards.ru и nd.gostinfo.ru

10. Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии www.gost.ru/wps/portal/


*/[1] По сертификации СМК Россия стремится к присоединению к международной системе признания результатов оценки систем качества QSAR.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...