Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальная культура Европы испытала влияние многих направлений модернизма. Фовисты в музыке предлагали претворить природу в звуки средствами «оркестровых цветов». Фольклор они рассматривали как грубый варварский материал, способный изменить музыку ХХ век




Музыкальная культура Европы испытала влияние многих направлений модернизма. Фовисты в музыке предлагали претворить природу в звуки средствами «оркестровых цветов». Фольклор они рассматривали как грубый варварский материал, способный изменить музыку ХХ века. Он сочетался с использованием динамики, ритма.

Представители футуризма в музыке – С. Прателла, А. Руссоло – считали задачей музыки «выражение души толпы, складов, автомобилей и т. п. » Прателла (Италия) написал в 1911 г. Манифест, в котором предложил использовать в музыке элементы самых невероятных звуков. Была разработана нотная грамота звуков, она ломала слуховые привычки, тональности. Изучая физику звука и цвета, они пытались создать «цветовую музыку». В период с 1928 по 1938 гг. было написано 30 крупных музыкальных произведений. «Металлический демонизм» Антейлю исполнялся с применением 16 ролей, пилы, наковальни, пропеллера. А. Руссоло для своей пьесы «Свидание автомобиля и аэроплана» изобрёл специальный инструмент «шумогармонику».

Одним из самых характерных явлений в музыке начала ХХ в. был экспрессионизм, подготовленный творчеством австрийского композитора и дирижёра Густава Малера (опера «Соломея», Электра»), и получивший наиболее полное выражение в творчестве главы т. н. «новой венской школы», основоположника атольной музыки Арнольда Шенберга и его последователей: Эрнста Кшенека, Альбано Берга.

Главным в музыке экспрессионисты считали мистику, патологию, гротеск. Всё это особенно остро ощущалось в оперной и вокальной музыке. Экспрессиинизм тяготел к сюжетам, в которых натурализм передачи мрачных сторон жизни сочетался с изощрённым психологизмом, с попытками воплотить в музыке мир подсознательного (монодрама А. Шенберга «Счастливая рука», опера «Воццек» А. Берга). Музыка экспрессионистов была лишена напевной мелодии. Естественное пение Шенберг в своих вокальных сочинениях заменил особым приёмом «шпрехштимме» – нотированным говором, стоящим между обычной речью и музыкальным речитативом (цикл «Лунный Пьеро»), а мелодию объявил «первобытным» средством музыкальной выразительности.

Многие произведения экспрессионистов воспринимались как порождение больной психики. Однако именно экспрессионизм качественно изменил музыкальный язык. Отказавшись от исторически сложившейся ладовой системы, Шенберг выдвинул уморительный принцип додекафонии (т. е. равноправия всех 12 ступеней хроматической гаммы без разделения их на устойчивые и неустойчивые звуки), что на практике создавало бесконечный звукоряд, но и приводило к полному распаду естественных закономерностей музыкального языка. Его особенности были теоретически осмыслены немецким философом, музыковедом и композитором Теодором Адорно в книге «Философия новой музыки»: «В наше время, – считал Адорно, – истинной является такая музыка, которая передает чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач».

Менее ярко в музыке проявилось другое модернистское направление – конструктивизм, с его отрицанием ведущего значения мелодии, главной задачей которого становится комбинирование различных музыкальных звуков. Он сказался в интересе композиторов к формальным проблемам композиции, например, к сочетанию нескольких независимых мелодических линий (т. н. линеаризм, наиболее типичным представителем которого был немецкий композитор П. Хиндемит). Нередко в творчестве композиторов этого направления парадоксально сочетался интерес к наиболее отвлеченным формам старинной полифонической музыки и к современному джазу. Черты конструктивизма наблюдались в произведениях ряда французских композиторов, в том числе Э. Саги и так называемой «Шестерки», в которую входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк и Ж. Тайфер, объединившиеся на почве оппозиции романтизму и импрессионизму, отрицания эмоциональности в музыке. Они выступали приверженцами принципа математического расчёта композиции.

Во всех европейских странах авангард использовал сходные теории и музыкальную технику. Он предлагал реформу звуков, заимствовал открытия в области математики, психологии, физики, стремились ошеломить публику необычными музыкальными образами. Появились другие направления: «серийная техника», «конкретная музыка», «пуантализм».

«Конкретная музыка» создаёт звуковые композиции с помощью записи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. Всё это затем смешивается и монтируется. Изобретателем «конкретной музыки» является французский инженер-акустик и композитор Пьер Шеффер. Пуантализм излагает музыкальную мысль не в виде тем или мелодий, а с помощью отрывистых звуков, мотивов. Сюда же могут присоединяться сливающиеся с ним разнотембровые звуки-точки ударных и другие шумовые эффекты. Наиболее известный представитель пуантализма – австрийский композитор и дирижёр Антон Веберн, один из основателей «нововенской школы» в музыке.

Алеаторика провозглашает принцип случайности главным формирующим началом в процессе искусства и творчества. Представители этого направления вносят в музыку элемент случайности разнообразными методами. Так, музыкальная композиция может строиться с помощью жребия. На основе ходов шахматной партии, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей и пр. В результате возникает некая запись, предлагаемая исполнителям. Алеаторика появилась в Западной Германии и во Франции в 1957 г. Среди её сторонников – самые влиятельные представители современного музыкального авангарда: немецкий композитор, пианист и дирижёр К. Штокгаузен и французский композитор П. Булез.

Разнообразны были приёмы проведения концертов. Даже в этом модернисты стремились к оригинальности. Они использовали комментарии к авторской музыке, упрощение музыкального содержания до чёрного юмора (Кагель «речитатив»). Вводились своеобразные концерты: круглосуточные, пленэры с факельными шествиями, многодневные хэппенинги со звуком, цветом, ароматизацией.

Из поставангардных течений, возникших в 1970-е гг. из авангарда и вошедших в музыкальный обиход, выделяют электронную музыку, созданную с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. Объектом работы композитора в электронной музыке становится не только звуковая система и композиция, но и сами звуки, которые «сочиняются» путём складывания в музыкальные тона и шумы синусоидных чистых тонов. Первенство изобретения здесь принадлежит немецким композиторам Х. Эймерту, К. Штокгаузену и В. Майер-Эпперу. Экспериментировали над электронной музыкой также Р. Либерман, П. Беккер и др. В Италии и Франции с помощью такой музыки создавались «электронные мессы», «апокалиптические сонаты», вводящие слушателей в религиозно-мистический экстаз.

Помимо авангарда в ХХ в. в музыке развивались различные стили: реализм – Б. Бриттен, импрессионизм – К. Дебюсси, О. Мессион, классицизм – Ф. Бузони, романтизм – В. Хенце. Они взаимодействовали между собой, в результате чего появились их новые разновидности. Но тем не менее лидерство принадлежит популярной музыке, первой формой которой является шлягер. Его популярность в 1910-20-х гг. была спланирована и организована. С этой целью были созданы специальные танцевально-развлекательные заведения в Австрии, Германии и других странах, которые получили название «рай для буржуа». Затем в подобного типа заведения, только для народа, стали превращать бары и закусочные. Началось производство пластинок, появились музыкальные фильмы.

Особым явлением в музыке стал джаз, который из США распространился по всему миру. В 1920-30-е гг. появляется «импровизационный джаз», создавший музыку на темы популярных мелодий. Позднее появился «коммерческий джаз», он вошёл в систему популярной музыки. В его распространении в Европе видели опасность уничтожения национальной музыкальной культуры.

С 1950-х гг. издаются специальные журналы, где печаталась информация из области поп-музыки. Поляризации этой музыки способствовали такие телевизионные передачи, как «Рок – дворец», Ночные концерты» и т. п. В начале 1960-х гг. возникает особый стиль – рок-музыка, который отразил социальные проблемы современности. Она стала музыкой протеста. Но со временем её ввели в систему коммерческой музыки, в которой использовались различные приёмы: громкость звука, вызывающее поведение, особый имидж и т. д. Всё это способствовало превращению рока из музыки социальных проблем в развлекательное шоу.

Возникновение «новой» поп-музыки относят к середине 1950-х гг. Основу её составили стили: джаз, ритм – энд, блюз, кантри, рок-н-ролл. В ней утвердился английский язык. Она ориентировалась на танцевальную основу. Новая аппаратура, усиливающая громкость музыки, позволила ей завоевать огромные пространства стадионов, парков. Создаются различные эффекты звукозаписи, аранжировка. С 1967 г. ансамбли, в первую очередь «Битлз», свою деятельность переносят в студии, где записывают музыкальные альбомы.

Популярную музыку исследователи называют «триумфом обыденности». Причины её распространения очень разнообразны: 1) усложнение серьёзной музыки, неподготовленность аудитории, слабая реклама и организация концертной деятельности; 2) легкая музыка отличается множеством тем, жанров, фикций. Она связана с различными видами искусства, воскрешает ретро-жанры; 3) она дифференцирована по возрасту, вкусам и т. п.

В1960-е гг. появилась система циркуляции поп – музыки, которую разрабатывали различные концерны. В неё вошли радио, телевидение, концертные организации, пресса, гастрольные бюро, фестивали, клубы, фанаты, магазины и т. п. Между музыкантами и слушателями сложились особые звенья –это «делающие» музыку люди: организаторы концертов, создатели имиджа музыкантов. Общества поддержки и пр. Благодаря средствам массовой информации поп – музыка становится постоянным фоном жизни людей.

В1970-е гг. формируется диско-культура. Её основой стала так называемая «подпольная» музыка, поскольку она использовалась первоначально в подвалах, переоборудованных под дискоклубы. Эта музыка собирала своих особых слушателей, так как носила эзотерический характер, понятный лишь посвящённым. Затем, с целью её популяризации, в неё была внесена мелодичность, использована реклама, создана теория дискотек, определившая их как «место открытия клапана после серьезной работы». Разрабатывалась также система пропаганды диско-культуры (максимальная громкость, «нон-стоп», светоэффекты, игры, призы и т. п. ).

ВХХ в. создают свою музыку композиторы, имена которых вошли в мировую культуру. Они представляют свою национальную музыку. традиции народов европейских стран. В Германии – это Р. Штраус. Он не только пишет разнообразную музыку: симфонические поэмы «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», опера «Электра», «Соломея». Занимался Штраус и концертной деятельностью, писал книги о музыке, руководил оперными театрами. Известны произведения П. Хиндемита «Камерная музыка» и др. Музыка Германии после второй мировой войны развивала многие направления и стала центром музыкального авангарда.

Под влиянием немецкой музыки формируется и австрийская культура. Здесь появились особые школы, в частности «Новая Венская». С ней связана деятельность, как указывалось выше, А. Шенберга. Австрия известна своим театром Венской оперы, оркестрами, фестивалями. Знаменитыми композиторами Франции стали К. Дебюси, М. Равель, Э. Сати, Д. Мийо. Об их творчестве написана обширная литература. В музыкальной жизни Европы Бельгия представлена такими исполнителями, дирижёрами, как Д. Дефо, А. Грюмьо, Дюмортье и др.

Италия и ХХ в. сохранила свою славу центра классической музыки. Ее певцов знает весь мир – Э. Карузо, Р. Тибальди, Марио дель Монако. Выступать в итальянской «Ла Скала» считается для певцов очень престижным. В XIX в. начали своё творчество композиторы, ставшие в ХХ в. легендарными: Дж. Пуччини, Л. Ново, М. Зафред. В то же время в Италии проводились также фестивали Международного общества современной музыки, которое возникло после второй мировой войны. На них звучали произведения музыкального авангарда.

Одной из особенностей испанской музыки исследователи считают её увлечение итальянским искусством. Тем не менее, в ХХ в. самобытность испанской музыки проявилась в творчестве М. Де Фалья, Э. Грандоса.

Музыка ХХ в. активно развивается благодаря концертной деятельности. С созданием особой техники музыка вышла из концертных залов на площади городов. Достаточно вспомнить концерты ведущих итальянских певцов П. Доминго, Л. Паворотти. Эти концерты соединяют лучшие исполнения современной и классической музыки, часто носят благотворительный характер. Можно отметить творческую деятельность М. Кабалье и Ф. Меркури.

 Литература

Первая мировая война явилась переломным моментом для деятелей литературы и искусства. Рушились традиционные представления о гуманизме, справедливости и добре, заставляя писателей пересмотреть все прежние критерии и ценности. Многие из них, осознавая невозможность изменить мир, впадали в отчаяние. Не случайно, поэтому не передний план выдвинулись наиболее крайние, авангардистские течения, порождённые хаосом и беспорядочной «неустроенностью» жизни, обнажившей глубочайшие противоречия эпохи.

Авангардизм в литературе этого периода был представлен творчеством француза А. Жида, ирландца Дж. Джойса, англичан Д. Г. Лоуренса и Т. С. Элиота, немца А. Деблина, итальянцев Л. Пиранделло и Г. Д. Аннунцио, а также австрийца Ф. Кафки, названного «Отцом новой, т. е. модернистской литературы» ХХ в. Используя свои собственные методы, авангардисты стремились отразить в литературе отчаяние, безысходность, беспомощность человека в существующем мире. Таковы, герои романов Ф. Кафки «Америка», «Процесс», «Замок», предвосхитившие появление экспрессионизма и экзистенциализма в литературе. Авангардистские направления создавали художественную литературу, по-своему отражавшую новые явления современности оставившую заметный след в приёмах и технике последующего реалистического искусства. Таким направлением был, например, экспрессионизм, провозгласивший единственной реальностью субъективный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. В литературе он проявился в идеях трагизма и пессимизма, анализе духовного мира личности. В разрушении художественных приёмов литературы, поиске новых форм (гротеск, гипербола и др. ) (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии). Как и в других видах искусства. В литературе экспрессионизма наметилось два направления: правое и левое.

Ощущениями безысходности, безнадёжности, страхом пронизаны и работы экзистенциалистов. Экзистенциализм в прозе приобрёл совершенно во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Ж. -П. Сартра и А. Камю. Он также дал литературе А. Мальро и С. де Бовуар, Г. Марселя и Ж. Ануя, испанца М. де Унамуно, англичанина У. Голдинга и др. Человек должен осознавать, утверждал экзистенциалисты, что он живёт только сегодня и никакого завтра у него нет. Все разговоры о «прекрасном будущем» – это химера, поэтому жить надо в настоящем и настоящем.

Дадаисты в литературе свои идеи воплощали в анархическом бунте, абсолютном отрицании всех проявлений цивилизации. Дадаизм утверждал алогизм как основу творческого процесса («мысль формируется во рту»), провозглашал полную самостоятельность слова, призывал к разрушению искусства как формы отражения действительности. Футуристы объявили человеческие чувства, идеалы любви, счастья, добра – «слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «скорость», «силу», «мотор – лучший из поэтов». Наибольшего расцвета футуризма достиг в Италии и Франции. Все эти группы модернистской «бури и натиска» дали культуре ряд больших мастеров (Г. Аполлинер, П. Элюар, Л. Арагон, И. Бехер и др. ).

В 20-е гг. формируется сюрреалистическая литература, которая применяфет методы «разговорной мысли», «монолога подсознания» и др. Появляется и особая литература «потока сознания», получившая признание в Западной Европе. У. Джеймс ещё в 80-е гг. ХIХ в. писал: «Сознание никогда не рисуется самому себе раздробленным на куски … В нём нет ничего, что могло бы связываться, – оно течет. Поэтому метафоры «река» либо «поток» всего единственнее рисуют сознание». В современном литературоведении «поток сознания» называют крайнюю форму внутреннего монолога.

Вокруг идеи «потока сознания» объединилась целая школа, составившая литературу этого направления – М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, Дж. Джойс. С выходом романа Дж. Джойса «Улисс» (1922 г. ) «поток сознания» был провозглашён многими модернистами (В. Лабро, И. Свево, Т. Лиот и др. ) единственно современным методом. 15 томов «В поисках утраченного времени» М. Пруста отразили поток воспоминаний, ощущения и настроения главного героя Дж. Джойса пытался показать самые тёмные инстинкты психики, описывал натуралистические подробности происходящих событий (роман «Политики по Финнегану»). Творчеству этих писателей продолжают подражать и по сей день.

Реализм ХХ века опирался на выдающиеся художественные достижения писателей, получивших международное признание (Б. Шоу, Г. Уэллс, Д. Голсуорси, Р. Ролан, С. Цвейг и др. ). Начиная с 20-х гг. он вступил в полосу нового подъёма в связи с возросшим вниманием художников к проблеме общественной жизни. Некоторым писателям стали близки революционные идеи (А. Барбюс, Дж. Рид, Л. Ренн, А. Шарер).

В конце 20-х гг. появляются работы, написанные в стиле критического реализма. В историю литературы их авторы вошли как «потерянное поколение». Они ненавидели войну, презирали болтовню политиканов, действительность представлялась им бессмысленным диким хаосом. Их герой – человек, оставивший на войне все свои иллюзии, превратившийся в скептика, и все же сохранивший живое и деятельное человеколюбие в самых уродливых и бесчеловечных условиях войны. Впервые термин « потерянное поколение» прозвучал в эпиграфе к роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Очень скоро он стал применяться к целой группе писателей разных стран, объединенных общим умонастроением и близостью художественного восприятия мира. Представителями литературы «потерянного поколения» стали немец Эрих Мария Ремарк («На Западном фронте без перемен», 1929 г; «Возвращение», 1931; «Три товарища», 1938) и англичанин Ричард Олдингтон («Смерть героя», 1929; «Все люди – враги», 1933; «Сущий рай», 1937).

Своё видение мира показывали представители реалистического направления, которые работали во всех европейских странах: в Германии – это Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер. Б. Брехт и др.; во Франции – Р. М. дю Гара, Ф. Мориак, Ж. Жироду, А. Барбюс, П. Вайян-Кутюрье, Л. Арагон, Ж. Фревиль. народную героику в искусство принёс один из самых выдающихся писателей ХХ в. Ромен Роллан. Идейными и художественными исканиями отмечены его повесть «Пьер и Люс», роман «Клерамбо», пьеса «Лилюли». В них писатель изображает войну как безумную кровавую бойню. К пафосу революционности Роллан пришёл в произведениях, созданных в конце 20-х и 30-е гг., – в сборниках публицистических статей.

В1930-е гг. появляется большое количество теоретических работ в области литературы, посвящённых выяснению сути реализма и его новых направлений (Р. Фокс, К. Кодуэлл). Они изучали новаторство в реализме, появление революционных баллад, поэтических трагедий, гротескноисторических пьес. Символом времени становиться объединение писателей Европы против фашизма, создание международных объединений, проведение форумов, конгрессов против войны и фашизма – Амстердам, 1934; Париж, 1935; Испания, 1937. В борьбе с испанским фашизмом погибли многие писатели Ф. Г. Лорка, Р. Фокс, Д. Конфорд и др.

В40-е гг. эта борьба приобретает новые оттенки и смысл, многие представители литературы эмигрируют или работают в подполье. Особое направление составила литература французского сопротивления (П. Элюар).

После войны в литературе возрождаются идеи периода 20-х гг. писатели А. Камю, Ж. -П. Сартр создают новый символ времени – героя, не уверенного в себе, одинокого, вечно недовольного окружающим интеллигента.

Во Франции 50-х гг. появилась литературная школа «неоромана или «антиромана», была разработана особая теория, которая исходит из отрицания классической формы (А. Роб-Грийе и Натали Сарот).

В неоавангарде 50 – 60-х гг. возникают произведения, в которых её авторы стремятся деидеолигизировать литературу, создавать систему образов и языка, которая стала несколько не понятна публике, что привела к снижению интереса к ней.

В качестве антипода элитарной культуры выступает массовая культура, к созданию которой привело стремление буржуа видеть в сфере духовной деятельности товар, а также мощное развитие средств массовой информации. Многие творческие организации сегодня тесно связана с банковским и промышленным капиталом, что программирует их выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. И как следствие – широкое распространение таких жанров, как детектив, фантастика, исторический роман ит. п. Исследователи массовой культуры отмечают, что четвёртая часть западной литературы посвящена преступлениям. Анализу этого явления посвятил свои работы литературовед Дж. Саймонс («Кровавый убийца»).

С изменением общества ХХ в. меняется и главный герой детектива. Он становится агрессивным, циничным. В английской литературе утверждается идея «показа образа жизни общества через образы смерти». Формируются различные направления детективного жанра: классическое (А. Кристи), разоблачительное (Ж. Сименон), реакционное (Н. Жак).

В 50-е гг. появились триллеры (в анг. «дрожь», «трепет»), в которых подражали персонажам американских героев – Н. Хаммеру, Д. Бонду. Они породили множество последователей в литературе Запада.

Жанр научной фантастики также имеет свою историю. Если 20 лет назад он считался элитарным. Его книги выпускались небольшими тиражами, то в настоящее время он обрёл массовую аудиторию. Существует даже особая теоретическая литература, которая разрабатывает модели фантастических романов. Несмотря на разнообразие новых жанров и стилей литературы, постоянное развитие получил реализм. В 50-70-е гг. появились произведения философско-аналитического направления (Н. Льюис, Г. Грин, У. Эш). Ведущими темами в литературе становятся антиколониализм, потребительство, мещанство. Происходит тематическое и идейное сближение реалистических направлений. Но одновременно литература переживает период споров и борьбы, дискуссий по вопросам реализма, его методов, поскольку его сторонники и их произведения часто оказывались в центре политической, идейной борьбы в своих странах. Были созданы романы «Бунтари» Ж. Шаброля, «Семена» Л. Лоренса и др.

 Образование

Основная задача системы западноевропейского среднего и высшего образования ХХ века – это соответствие его быстрым и качественным изменениям в социальной, научной, технической сфере. Потребность учитывать эти требования привела к многочисленным реформам образования в европейских странах и их реализации на практике. Интенсивное реформирование школ основано на демократизации образования, суть которой– преемственность его ступеней, высокое качество обучения, связь с жизнью. На практике эти реформы носили противоречивый характер, поскольку были связаны с политическими и идеологическими изменениями в обществе, что способствовало возникновению кризисов в системе образования. В Западной Европе ХХ веке они оказались связанными с падением интереса и престижа преподавательской и исследовательской деятельности, уменьшением расходов на образование, низким уровнем знаний в школах и т. п.

Вопросы эффективности образования связаны с престижем профессий, проблемами трудоустройства, нехваткой квалифицированных работников среднего звена. Целью образования становится высокий профессионализм, энциклопедизм знаний и непрерывное их пополнение через «открытые университеты» и различные формы повышения квалификации. Существуют многочисленные учебные заведения, в которых осуществляется подобная подготовка: вечерние и заочные институты, центры по подготовке, комплексные вузы.

Главными средствами эффективности образования в ХХ веке стали специализация и дифференциация, которая предполагает выбор дисциплин в школах по интересам в соответствии с определёнными циклами обязательных дисциплин и предметов углубленного курса. Дифференциация позволяет сформировать классы по уровню способностей и получить на базе школы «двойную квалификацию». Изменения в школах связаны с компьютеризацией образования, введением курсов информатики.

Во многих европейских странах разработаны программы перспективного развития образования, созданы специальные правительственные организации. Во Франции впервые в 1946 г. появился Генеральный комиссариат планирования, затем подобные организации на уровне правительства были образованы в других странах. В Англии многие вопросы образования обсуждались на уровне правительства с принятием соответствующих законов и рекомендаций Комиссии по образованию, Департамента по образованию и науке. Усиление европейской интеграции в этих сферах, начиная с середины 60ых гг., позволило объединить усилия специалистов в Комитете образования государств, членов ЕС, ввести единые программы и дипломы. Большое внимание уделялось унификации профессионально-технического образования, иммиграции из ряда европейских стран молодых специалистов, вопросам финансирования различных программ. На основе передового опыта к середине ХХ в. разработана единая модель западного образования.

Изменения коснулись увеличения сроков образования, продолжительности уроков, различных вариантов системы оценки знаний. Основной акцент направлен на подготовку педагогов, контроль за уровнем их знаний, дифференциацию оплаты их труда, повышение квалификации.

Впервой половине ХХ века резко увеличилось количество разных видов начальных школ, с учетом национальных особенностей и традиций образования, сложившихся в разных европейских странах. В Германии существуют высшие реальные училища, реальные и классические гимназии, модель которых признана как эталон во многих странах Европы. Традиционные особенности способствовали созданию в Англии школ различного типа: технических, грамматических, объединенных. Школы грамматического типа ориентированы на подготовку в высшие учебные заведения, а объединенные школы способствуют получения среднего образования с учетом различных способностей и интересов детей. Выпускники таких школ Англии составляют 4 % учащихся страны, однако получают 65 % мест в наиболее престижных университетах Кембриджа и Оксфорда.

Исторически сложились различные модели классических и реальных гимназий. Наиболее популярными стали немецкие, австрийские и шведские классические гимназии. Немецкая модель предусматривает базовое образование по философии, нескольким языкам и довузовским дисциплинам. В старших классах обучение осуществляется в унитарных группах, по семестрам и индивидуальным планам обучения. Шведская модель представляет интегрированную школу, их 22 отделений, причём выпускники только 5 из них имеют право дальнейшего обучения в вузах. Австрийская модель гимназий создана на базе 4-летней начальной школы и имеет 8-летний срок обучения, разделенный на 2 ступени. Выпускники гимназий принимаются в вузы без вступительных экзаменов.

В80-90–ые гг. основной формой в системе среднего образования становится лицей, который является ступенью предвузовской подготовки, а в каждой стране существуют его особые варианты: общеобразовательный, технологический, профессиональный. Большинство европейских стран ориентируются на французскую модель лицея. Она связана с 3 циклами обучения: 1-ый – класс определения (выбор будущей профессии), 2-ой и 3-ий циклы предполагают изучение обязательных и факультативных предметов, а их окончание завершается выпускными экзаменами, которые принимает специальная комиссия. Диплом лицеиста даёт право поступления на любой факультет вузов. Необходимость управления подобными учебными заведениями в ХХ в. способствовала созданию централизованной и децентрализованной систем. В первом случае школы работают по единому плану, предоставленному Министерствами образования (Франция). Второй вариант предполагает, что подобные министерства разрабатывают лишь рекомендации и распределяют субсидии (ФРГ).

В каждой стране сложились свои особые системы подготовки специалистов с высшим образованием, а так же различные виды высших учебных заведений. В Нидерландах существует 3 типа вузов: институт, университет и «открытый университет», где проводят переподготовку и повышение квалификации кадров. В Англии существуют университеты коллегиального типа, объединяющие различные колледжи. Структурой унитарных университетов являются факультеты. В 1964 г. в этой стране создан первый технологический университет, а в 1969 г. – первый в мире университет дистанционного обучения.

Исследования показывают, что каждые 7–8 лет в вузах Западной Европы меняются программы инженерного образования. Противоречия между потребностями производства и подготовкой инженерных кадров решаются путём создания новых типов учебных заведений. В Англии – это политехнические колледжи, во Франции – технологические институты, в ФРГ – высшие профессиональные школы.

На протяжении ХХ столетия продолжалась дифференциация и специализация вузов, усилилось разделение между ними функций и их профессиональное расслоение. Во второй половине ХХ века актуальным становится открытие новых типов учебных заведений: интегрированных вузов, с кратким циклом обучения. Произошло изменение академической системы образования и осуществлён переход от узкой специализации к более широкой. Реформы высшей школы способствовали интеграции вузов с предприятиями, промышленными фирмами. В ФРГ 2/3 научных разработок в университетах выполняется по заказам государства или частных фирм. Это стало возможным путём создания в учебных заведениях научных лабораторий и оплаты работы студентов. Подобные изменения сформировали особые черты, свойственные высшему образованию в ХХ веке: открытость и демократизм системы; специализация и дифференциация образования; повышение его престижа; ориентация на потребности производства, рынка, коммерции

ХХ век стал уже историей и, оглядываясь в прошлое, можно сказать с уверенностью, что единая западноевропейская культура дала миру величайшие художественные открытия и стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Практика культуры в ХХ столетии была теоретически обоснована и подготовлена философскими учениями, повлиявшими на умы европейского общества. Это – фрейдизм и неопозитивизм, герменевтика и феноменология и многие другие.

Глобальные проблемы мировой цивилизации также оказали влияние на культурные процессы, происходящие в Европе.

Идеологическое влияние сил, расколовших мир на две политические системы – капиталистическую и социалистическую, – способствовало борьбе двух культур.

Компьютеризация общества значительно изменила природу культуры и привела к формированию информационной культуры Западной Европы.

Западноевропейская культура ХХ века основана на преобразующей деятельности человека и затрагивает сферу предпринимательства, активно влияющую на культурологические процессы.

Многие традиционные вопросы культуры ХХ века были вновь подвергнуты анализу: в чём сущность искусства, какая роль деятелей культуры в обществе? Искусство оказалось тесно связано с внехудожественными формами: дизайном, художественным конструированием.

Многие художественные течения существовали краткий период (дадаизм), другим была уготовлена долгая жизнь (сюрреализм). Одни из них своё влияние распространили на все виды искусства (экспрессионизм), рамки других ограничены несколькими его видами (фовизм).

Уже в начале ХХ века Восток и Запад, африканская и европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процесс ассимиляции культуры. Европейские контакты с различными регионами позволили познакомиться с необычными явлениями в религии, образовании, искусстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...