Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы избегания конфликтов в общении с подростком.




Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением. В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию. Родители формируют интересы подростка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, подросток может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников. У подростков много потребностей, но мы ограничиваемся характеристикой только основных:

1. Потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Подросток должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам и действиям. Со своей стороны, дети проявляют большой интерес к жизни родителей.

2. Необходимость в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются свои индивидуальные способности.

3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует, если к нему относятся пренебрежительно и несерьезно, если его унижают, критикуют и непрерывно поучают. От постоянной критики он будет склонен ощущать свою неполноценность. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку, с какими - то либо серьезными проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить с товарищами. Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это - взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно. Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь взрослые знают: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Родителям следует быть мудрее, не провоцировать своего ребенка на грубость. В этом им помогут следующие правила поведения.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем. От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно решать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.

10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.

Вывод по 2 главе:

Развитие личности подростка характеризуется изменениями многих психологических особенностей. Они стремятся признания своей взрослости, у них усиливается стремление быть самостоятельными. Подросткам нравится анализировать действия и мысли других, разговаривать о своем внутреннем мире, о своих переживаниях и чувствах. Но они часто не довольны собой, их поступки бывают импульсивными, они не всегда способны к самоанализу. Помощь семьи становится им особенно необходимой. Проводя свое исследование, я сделала вывод, что часто взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремлений к новым взаимоотношений с родителями и учителями. В этот период у подростков возникает постоянная потребность в доброжелательном отношении, тактичности со стороны взрослых.

Чтобы обстановка в семье была благоприятной необходимо стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, возможность беседовать на интересующие всех темы, желание вместе выполнять домашнюю работу, открытость семьи, ее широкие контакты. В такой семье подростку будет легче преодолеть свой «трудный» возраст.

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, заполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых. Это не только рождает новые интересы, но и вызывает положительные эмоции.

Заключение:

Семья – это важнейший институт социализации, т.к. является средой развития человека от самого рождения и до смерти. Это сложная система процессов взаимосвязанных между собой. Становление личности ребенка и подростка зависит от задатков способностей, наследственной предрасположенности к развитию определенных черт характера, здоровья и главным образом – от условий его жизни. В своей исследовательской работе я выдвинула гипотезу о том, что в подростковом возрасте детско-родительские отношения обостряются, следствием чего являются конфликты и разногласия между детьми и взрослыми. Мои наблюдения и проведенный тест подтвердили это. Суть кризиса заключается в глубоком качественном изменении всего процесса психологического развития подростка, его внутреннего мира. Бурное развитие и кризис подросткового возраста обуславливают появление психологических новообразований, центральным из которых является самосознание. Другим новообразованием является чувство взрослости. Это проявляется в принадлежности к миру взрослых – постоянном стремлении занять место взрослого в системе реальных их отношений между людьми. Задача семьи создание максимальных условий для успешного преодоления этого кризиса. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и подростками формируются при благоприятном климате в семье. Велико влияние семейного микроклимата на становление и развитие личности подростка. Для формирования психологического климата семьи, как следствия этого успешного развития необходимо постоянное общение всех членов семьи, их совместная деятельность. Семейный досуг может быть очень разнообразным: семейные праздники, совместные культурные походы, прогулки, проведение отпуска и т.д. Семейные традиции, крепкие устои и принципы способствуют оптимизации взаимоотношений в семье.

 

Список литературы:

1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

2. Виилма, Л. Главная книга о воспитании детей или о том, как помочь своему ребенку стать счастливым / Л. Виилма. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 318 с.

3. Галунчикова, А.В. Психологический климат в семье / А.В. Галунчикова // Школьный психолог. – 2013. -№9 –С. 36-39.

4. Гурко Т.М. Теоретические подходы к изучению семьи / Т.М.Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 184с.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2012.- 384 с.

6.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспиова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2011. – 102 с.

7. Лесгафт, П. Ф. Воспитание ребенка / П. Ф. Лесгафт. – СПб.: Северо-Запад, 2012. – 416 с.

8. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – СПб.: Питер, 2010. – 368 с.

9. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Политиздат, 2010. – 494 с.

10. Сатир В. Вы и ваша семья / В. Сатир. – Институт общегуманитарных исследований, Апрель-Пресс, 2014. – 288с.

11. Сурженко, Л. А. Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик / Л. А. Сурженко. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.

12. Семья-это… [Электронный ресурс] https://sites.google.com/site/questfam/psihologiceskij-klimat-semi

13. Психологический портал [Электронный ресурс]

14. http://www.anypsy.ru/content/psikhologicheskii-klimat-v-vashem-dome

15.http://mila-lyudaym.ru/klimat-v-seme/

16.http://gymn3-vorkuta.ucoz.ru/publ/sluzhby_ou/sovety_psikhologa/psikhologicheskij_klimat_semi/2-1-0-3

17.http://www.anypsy.ru/content/psikhologicheskii-klimat-v-vashem-dome

Приложения:

Приложение 1:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...