Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы и тенденции развития представлений о воле




Первой реальностью, в рамках кот. была поставлена проблема воли, было порождение действия чел-ка, идущего от него самого. Рассм-ие воли в контексте порождения действия предполаг., прежде всего, побудител.функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивац.. Мотивац. подход к воле, осмысленный позже как проблема самодетерминации, явл. самым мощным в исследовании воли Начало мотивационному подходу к воле было положено в работах Аристотеля.Второй подход к исследованию воли условно можно обозначить как подход «свободного выбора». В рамках этого подхода воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий. Третий подход к исследованию воли сформиров-ся в связи с анализом регуляции исполнительной части действия и различных психич.процессов. Этот подход, кот. условно можно обозначить как регуляционный, представлен в психологии как проблема саморегуляции. Т.о, проблема воли представлена 2 вариантами: как проблема самодетерминации (мотивац. подход и подход «свободного выбора») и как проблема саморегуляции (регуляц. подход). 1. Мотивационный подход.В рамках этого подхода можно выделить 3 самостоят. варианта представлений о природе воли: 1)воля сводится к начальному моменту мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту). Воля как начальный момент мотивации действия - предмет исследования разных авторов (Т. Гоббса, Т. Рибо, К. Левина). Общим для всех концепций является положение о том, что воля обладает способностью побуждать действия. Т. Рибо добавлял, что она может не только побуждать к действию, но и тормозить какие-то нежелательные поступки. Отождествление К. Левиным побуд. функции воли с квазипотребностью как механизмом побуждения к намеренному действию привело западную психологию к отождествлению мотивации и воли. Левин различал волевое поведение, осуществляемое при наличии особого намерения, и полевое поведение, совершаемое в соответствии с логикой (силами) поля. В понимание воли Левин вкладывал в основном динамический аспект. Это - внутреннее напряжение, вызванное каким-то незавершенным действием. Реализация волевого поведения состоит в том, чтобы снять напряжение посредством определенных действий - движений в психологической среде (локомоций и коммуникаций). 2)воля выделяется как самостоят. сила непсихич. или психич. природы, не сводимая ни к чему иному и определяющая все др. психич. процессы. Понимание воли как активной силы, обеспечивающей действия человека, было характерно для Г.И. Челпанова. Он считал, что душа обладает собственной силой совершать выбор и побуждать действие. В волевом акте он выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов. 3)воля рассм-ся как тесно связанная, но не совпадающая с мотивацией способ-ть к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий. Воля как способность преодолевать препятствия исследовалась в работах Ю. Куля, Х. Хекхаузена, Д.Н. Узнадзе, Н. Аха, Л.С. Выготского. В данном случае воля не совпадает с мотивацией, а актуализируется в труд. ситуации (при наличии препятствий, борьбы мотивов и проч.), такое понимание воли в первую очередь ассоциируется с волевой регуляцией. Ю. Куль связывает волевую регуляцию с наличием затруднений при осуществлении намерений. Он различает намерение и желание (мотивацию). Активная намеренная регуляция включается в момент возникновения препятствия или конкурирующих тенденций на пути желания. Х. Хекхаузен выделяет 4 стадии мотивации действия, на кот. приходятся разные механизмы – мотивац-ые и волевые. С первой стадией соотносится мотивация до принятия решения, со второй - волевое усилие, с третьей - осуществление действия, с четвертой - оценка результатов поведения. Мотивация обусловливает выбор действия, а воля - его усиление и инициацию.

Д.Н. Узнадзе соотносит формирование воли с деят-тью, кот. направлена на создание независимых от актуальных потреб-ей чел-ка ценностей. Удовлетворение актуальной потреб-ти происходит с помощью импульсивного поведения. Другой вид поведения не связан с импульсом актуальной потреб-ти и наз. волевым. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, кот. так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта. Преодоление препятствий, согласно Н. Аху, возможно при актуализации волевых процессов. Мотивация и воля не совпадают. Мотивация определяет общую детерминацию действия, а воля усиливает детерминацию. В волевом акте выделяется две стороны: Феноменологическая включает в себя такие моменты как 1) ощущение напряжения (образный момент), 2) определение цели действия и ее соотношение со сред-ми (предметный), 3) совершение внутр. действия (актуальный), 4) переживание трудности, совершение усилия (момент состояния). Динамическая сторона волевого акта закл. в реализации, воплощении мотивир-го(волевого) действия. Л.С. Выготскиий рассма-ет преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства). Таким дополнит. мотивом может быть жребий, счет на раз, два, три и др. В своих ранних работах Л.С. Выготский объясняет произвольную форму регуляции психич.процессов через намеренную организацию внешних стимулов. "Если вы заставляете ребенка часто делать что-нибудь по счету "раз, два, три", то затем он сам привыкает делать точно так же, как, например, мы делаем, бросаясь в воду”.В более поздних работах он меняет свой взгляд на волю, используя понятие смысловых образований сознания, кот., если в них изменить смысловой акцент, могут усилить/ослабить побуждение к действию. По его мнению, интересна тенденция, кот.обнаруживается при выполнении бессмысленных поручений. Она состоит в том, чтобы путем создания новой ситуации, внесения изменений в психологическое поле, придти к ее осмыслению. В целом мотивац. подход харак-ся тем, что воля анализируется как способ-ть к инициации действий или к усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внеш. или внутр. препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов. В зависимости от представлений о механизмах такой способ-ти воля понимается либо как самостоят-ое психич. образование, либо как самостоят-ая сила непсихологич. природы, либо как мотивац. или эмоц. образование (желания, аффекты, потребность), либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции. Реже и в неявной форме в этом подходе наблюдается сведение воли к интел-ым процессам, чаще просто подчеркивается большее или меньшее включение познават-ых процессов в волевую регуляцию. Однако ориентация именно на побудит. функцию воли обеспечивает во всех вариантах мотивац. подхода акцентирование мотивац. составляющей воли. 2. Подход "свободного выбора Одной из тенденций развития подхода <свободного выбора> явл. перевод исследований выбора и, более широко, принятия решений в такие направления исследований, кот. прямо не связаны с проблемой воли и имеют свой концептуальный аппарат. Поэтому актуальными задачами подхода <свободного выбора> явл. вычленение волевых аспектов проблемы выбора и разработка адекватных методов их эксперимент. исследования. В рамках подхода <свободного выбора> можно выделить два варианта представлений о воле.:1)воля рассм-ся как самостоят. сила (волюнтаристический тип теории), Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной сущ-ет единая мировая воля, кот.полностью свободна в своих проявлениях, она ничем не ограничена и поэтому могущественная. У чел-ка же универ. воля, кот. представлена в собственном хар-ре. Он дан чел-ку от рождения как неизменный и вообще неопознанный. Волю эти ученые трактовали как самостоят. силу души (ничем не обусловленную и никем не опознаную), способная к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джем). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость челов-ой воли от окруж. действит-ти. 2)воля сводится к функционир-ию познават. процессов (интеллектуалистические теории). Ученые рассм-ли волю не как самостоят. силу, а как способ-ть разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевой действия (Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн). 3. Регуляционных подход. Многие ученые занимались исследованием регулятивной функции воли. Волевой регуляция - опосредованное целями и мотивами создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и правильного направления этой активности. Представители этого направления считают, что специфику воли невозможно вывести из анализа стимульной сферы личности или сознательного преодоления препятствий. Они ставят вопрос о свободе не в связи с проблемой возникновения действий, а в контексте активности чел-ка, направленной на саму себя. Здесь волю понимается как психич. механизм, через кот. личность регулирует свои психич. функции. Тогда воля занимает центр. место в ядре личности. Через свободу "Я" управляет мышлением, эмоциями, воображением, желаниями и др.психич. процессами. У свободы есть направляющая и регулятивная функции, она балансирует и конструктивно использует все виды активности чел-ка, не подавляя ни одну из них (М. Я. Басов, Р. Ассаджоли).Др. план связан с идеей регулирования поведения как особого самостоят-го процесса, кот. не требует психич. образования, кот. наз. волей. Причины действий при этом связывают с эмоц. возбуждением, мыслями, нравственными чувствами, кот. оказывают действия опред. смысла. В таком случае чел-к способен к саморегуляции и самоорганизации в ходе деят-ти, направленной на достижение цели (И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй). В целом исследование регуляции психич. процессов способствовали возникновению в рамках проблемы свободы аспекта саморегуляции. Это направление отделилось практически в самостоят-ые исследования, где предметом анализа стали приемы саморегуляции.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...