Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая помощь при солнечном ожоге




Пострадавшего необходимо перенести в тень, сделать холодный компресс. В тяжелых случаях — искусственное дыхание. Устранить тепловое воздействие: удалить пострадавшего из зоны перегревания; уложить на открытой площадке в тени; вдыхание паров нашатырного спирта с ватки; освободить от верхней одежды; смачивание лица холодной водой, похлопывание по груди мокрым полотенцем; положить на голову пузырь с холодной водой; частое обмахивание; вызвать бригаду скорой помощи.

Первая помощь при обморожениях

Обмороже́ние — повреждение тканей организма под воздействием низких температур. Нередко сопровождается общим переохлаждением организма и особенно часто затрагивает выступающие части тела, такие как ушные раковины, нос, недостаточно защищённые конечности, прежде всего пальцы рук и ног. Распространяется от более удаленных областей (кончиков) органов к менее удаленным. Отличается от «холодных ожогов», возникающих в результате прямого контакта с крайне холодными веществами, такими как сухой лёд или жидкий азот. Чаще всего отморожения возникают в холодное зимнее время при температуре окружающей среды ниже −20—10 °C. При длительном пребывании вне помещения, особенно при высокой влажности и сильном ветре, отморожение можно получить осенью и весной при температуре воздуха выше нуля

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степени общего обморожения.

· Лёгкая степень: Кожные покровы бледные, синюшные, появляются «гусиная кожа», озноб, затруднения речи. Пульс замедляется до 60-66 ударов в минуту. Артериальное давление нормально или несколько повышено. Дыхание не нарушено. Возможны отморожения I—II степени.

· Средняя степень: температура тела 29-32 °C, характерны резкая сонливость, угнетение сознания, бессмысленный взгляд. Кожные покровы бледные, синюшные, иногда с мраморной окраской, холодные на ощупь. Пульс замедляется до 50-60 ударов в минуту, слабого наполнения. Артериальное давление снижено незначительно. Дыхание редкое — до 8-12 в минуту, поверхностное. Возможны отморожения лица и конечностей I—IV степени.

· Тяжёлая степень: температура тела ниже 31 °C. Сознание отсутствует, наблюдаются судороги, рвота. Кожные покровы бледные, синюшные, холодные на ощупь. Пульс замедляется до 36 ударов в минуту, слабого наполнения, имеет место выраженное снижение артериального давления. Дыхание редкое, поверхностное — до 3-4 в минуту. Наблюдаются тяжёлые и распространённые отморожения вплоть до оледенения.

Первая помощь:

При обморожении I степени охлаждённые участки следует согреть до покраснения тёплыми руками, лёгким массажем, растираниями шерстяной тканью, дыханием, а затем наложить ватно-марлевую повязку.

При обморожении II-IV степени быстрое согревание, массаж или растирание делать не следует. Наложите на поражённую поверхность теплоизолирующую повязку (слой марли, толстый слой ваты, вновь слой марли, а сверху клеёнку или прорезиненную ткань). Поражённые конечности фиксируют с помощью подручных средств (дощечка, кусок фанеры, плотный картон), накладывая и прибинтовывая их поверх повязки. В качестве теплоизолирующего материала можно использовать ватники, фуфайки, шерстяную ткань и пр.

Пострадавшим дают горячее питьё, горячую пищу, небольшое количество алкоголя, по таблетке аспирина, анальгина, по 2 таблетки "Но-шпа" и папаверина.

При общем охлаждении лёгкой степени достаточно эффективным методом является согревание пострадавшего в тёплой ванне при начальной температуре воды 24o С, которую повышают до нормальной температуры тела.

При средней и тяжёлой степени общего охлаждения с нарушением дыхания и кровообращения пострадавшего необходимо как можно скорее доставить в больницу.

Поражение электрическим током возникает при соприкосновении с электрической цепью, в которой присутствуют источники напряжения и/или источники тока, способные вызвать протекание тока по попавшей под напряжение части тела. Обычно чувствительным для человека является пропускание тока силой более 1 мА. Кроме того, на установках высокого напряжения возможен удар электрическим током без прикосновения к токоведущим элементам, в результате утечки тока или пробоявоздушного промежутка.

Сила поражения зависит от мощности разряда, от времени воздействия, от характера тока (постоянный или переменный), от состояния человека — влажности рук и т. п., а также от места соприкосновения и пути прохождения тока по организму.

Последствия

Из-за высокого электрического сопротивления человеческих тканей происходит довольно быстрое их нагревание, что может вызывать ожоги.

Даже сравнительно малые напряжения, порядка 110—230 В, при кратковременном контакте с грудной клеткой могут вызывать сбой в работе сердечной мышцы (60 мА для переменного тока, 300—500 мА для постоянного). Удар током также используется для восстановления работы сердца, таким образом устраняя эффект фибрилляции. Такой прибор называется дефибриллятором.

Удар током может вызвать сбой в работе нервной системы, например, беспорядочные сокращения мышц. Повторяющиеся удары могут вызвать невропатию. Острая электротравма может стать причиной нарастающей асистолии.

При поражении головы электрическим током возможна потеря сознания.

При достаточно высоких напряжении и силе тока могут возникать так называемые электрические дуги, наносящие сильные термические ожоги. Электрическая дуга также создает сильное световое излучение (ярче, чем Солнце), поэтому, например, сварщики используют специальные маски (очки) с тёмным стеклом (светофильтром), чтобы защитить глаза, и специальные перчатки и одежду, чтобы обезопасить себя от удара током.

Первая помощь при электротравме:

1. Выключить источник электропитания – повернуть выключатель, вывернуть пробки, или полностью обесточить помещение, в котором находится пострадавший.

2. Если повреждение произошло из-за электропровода, следует как можно дальше отодвинуть этот провод от человека с помощью сухой палки или стула. Обратите внимание: прикасаться к пострадавшему при включенном токе без защиты категорически запрещено.

3. При точечном повреждении током (разряд молнии, контакт с оголенным проводом) следует найти точки входа и выхода электрического разряда (точки темного цвета) и охладить их влажной салфеткой, после чего перебинтовать.

После оказания экстренной помощи при электротравме при любой разновидности поражения электротоком рекомендуется обратиться к врачу-специалисту. Даже если больной жалуется только на общую слабость и недомогание, лучше вызвать врача

Билет № 12

1. Охарактеризуйте особенности движения крови в организме человека и причины гипо- и гипертонии.
Движение крови по сосудам называется кровообращением. Только находясь постоянно в движении, кровь осуществляет свои основные функции: доставку питательных веществ и газов и выведение из тканей и органов конечных продуктов распада.

Кровеносные сосуды – это полые трубки различного диаметра, которые, не прерываясь, образуют замкнутую кровеносную систему. Различают три вида сосудов: артерии, вены и капилляры. Все сосуды в организме человека объединяются в два круга кровообращения: большой и малый.

Кровь движется по сосудам за счет ритмичной работы сердца, а также разницы давления в сосудах при выходе крови из сердца и в венах – при возвращении ее в сердце. Ритмические колебания стенок артериальных сосудов, вызываемые работой сердца, называются пульсом. Скорость тока крови в сосудах составляет: в аорте около 0,5 м/с, а в капиллярах – 0,5 мм/с. Благодаря столь малой скорости течения крови в капиллярах кровь успевает отдавать кислород и питательные вещества тканям и принять продукты распада.

При выбрасывании очередной порции крови из сердца в аорту и в легочную артерию в них создается высокое давление крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и наименьшим становится в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и легочной артерии и низким давлением в полых и легочных венах обеспечивает непрерывный ток крови по всему кругу кровообращения. У здоровых людей в состоянии покоя в норме давление 120/180 мм рт. Ст. Стойкое повышение кровяного давления называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. В обоих случаях нарушается нормальное кровоснабжение органов, ухудшаются условия их работы.

Для тренированных спортсменов и жителей южных районов гипотония является естественной.
2. Раскройте особенности вегетативного размножения растений и его практического применения в растениеводстве.
Как и все живые организмы, растения размножаются. Этот физиологический процесс воспроизведения себе подобных организмов, обеспечивает непрерывность существования вида и его расселение в окружающей среде.

В результате размножения увеличивается численность особей вида, растения занимают новые территории. При потере способности к воспроизведению, виды вымирают, что неоднократно имело место в ходе эволюции растительного мира.

У растений выделяют три типа размножения: половое, бесполое и вегетативное. Вегетативное размножение осуществляется путём развития новых особей из вегетативных органов или их частей, иногда из особых образований, возникающих на стеблях, корнях или листьях и специально предназначенных для вегетативного размножения. Как у низших растений, так и у высших способы вегетативного размножения разнообразны. Наиболее сложных и разнообразных форм вегетативное размножение достигло у высших и особенно у цветковых растений. Для них характерно размножение с помощью вегетативных органов: частей побега, корня, корневища, листа.

У низших растений (например, у водорослей) чаще осуществляется путём деления, у грибов – почкованием (например, у дрожжей, некоторых базидиальных грибов) или частями мицелия (например, у шляпочных грибов), у высших растений – частями вегетативных органов (корень, стебель, лист), но чаще их изменёнными формами – корневищами (пырей, свинорой и др.), клубнями (картофель, георгина и др.), луковицами (лук, тюльпан и др.), корневыми отпрысками (малина, вишня, слива и др.), усами (клубника, земляника) и др. Свойственно почти всем многолетним растениям (основано на их способности к регенерации). Вегетативное потомство одной особи называется клоном. Искусственные способы вегетативного размножения включают все естественные, а также размножение черенками (смородина, облепиха, виноград, алоэ, бегонии и др.), прививкой черенками и почкой (груша, яблоня, роза, сирень и др.), отводками (смородина, фундук и др.).
Вегетативное размножение культурных растений применяется уже многие столетия. В современной практике используются эффективные методы культуры тканей (микроразмножение). Клональное микроразмножение основано на получении посадочного материала из клеток верхушечной меристемы (верхушек побегов). Этот метод позволяет из одного растения в течение года получать к нужному сроку несколько тысяч растений, обладающих признаками материнского и свободных от вирусной и другой инфекции. Таким образом получают посадочный материал овощных, плодовых и декоративных растений. У животных вегетативное размножение осуществляется либо путём фрагментации – отделения от материнского организма частей тела, которые затем достраивают себя до целого организма, либо путём почкования. При почковании на материнском организме образуется вырост (почка), из которого развивается новая особь. Вегетативное размножение свойственно некоторым червям, губкам, кишечнополостным, оболочникам. Вегетативное размножение растений в современном мире имеет большой научный и практический интерес и часто применяется в растениеводстве и лесоводстве.

Чтобы понять всю важность способа вегетативного размножения растений, достаточно вспомнить, что многие растения; имеющие крупное народнохозяйственное значение, размножаются исключительно вегетативно. В сельском хозяйстве вегетативно размножаются картофель, топинамбур (земляная груша). Плодовые растения — яблони, цитрусовые, виноград и многие другие — размножаются преимущественно вегетативно — прививками. Плантации таких технических культур, как кок-сагыз, ароматические (мята), хинное дерево, создаются благодаря способности этих растений размножаться вегетативно.

В лесном хозяйстве также давно используется эта особенность размножения древесных растений. На месте порубок дуба, березы, ясеня, клена уже на следующий год появляется поросль, а через два-три года уже растет молодой низкоствольный лесок. Осина завоевывает себе большие территории, вытесняя часто такие породы, как дуб, ель, сосну и др., благодаря способности быстро размножаться при помощи корневой поросли. Такие породы как ивы и тополи, размножаются на больших плантациях исключительно черенками.

3. Докажите, что сон – это приспособление, защищающее организм от переутомления.
Сон является физиологической потребностью организма. Согласно учению И. П. Павлова, сон — это глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.

Сон охватывает большие полушария, средний и промежуточный мозг. Во время сна в организме происходит ряд изменений. Резко расслабляются мышцы, их тонус понижается. У спящего человека теряется связь с окружающей средой. Органы чувств перестают воспринимать обычные раздражители. Дыхание становится более редким и глубоким, работа сердца, температура тела несколько снижаются и т. д.

В течение всего периода сна глубина его меняется. Наиболее глубокий сон бывает в первые 1–2 часа, затем следует спокойный сон и, наконец, пробуждение. У некоторых людей сон вновь становится глубоким на 6–7-м часу. Взрослые люди спят 7–8 часов в сутки, новорожденные — 20 часов, затем продолжительность сна у детей постепенно снижается и в возрасте 4–10 лет составляет 10 часов.Кроме нормального суточного сна, различают сезонный сон (спячки медведей и других животных), наркотический, возникающий под действием наркотиков (морфия, хлороформа, эфира, алкоголя и т. д.), гипнотический и, наконец, патологический.

Физиологическое значение сна И. П. Павлов видел в его охранительной роли. В основе сна лежит иррадиированный (широко охватывающий) по коре тормозной процесс, захватывающий н ближайшие подкорковые отделы, то есть распространяющийся на всю массу полушарий и на лежащие ниже отделы головного мозга. Таким образом, сон — защитное приспособление организма, предохраняющее мозг от вредных последствий утомления. Утомление — это состояние временного снижения работоспо­собности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление — это нормаль­ное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологи­ческих изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и тем­па реакций, в появлении ошибок, нарушении координации дви­жений.Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочув­ствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.Развитие утомления во многом связано с организацией режи­ма работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и по­степенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять само­контроль за показателями длительности и интенсивности ум­ственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели само­контроля условно можно разделить на субъективные и объектив­ные. К субъективным показателям самоконтроля относят само­чувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Билет № 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...