Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений




 

Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874-1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973).

По мнению А.Ф. Лазурского, отношение является си­стемообразующим фактором структуры личности. Ха­рактеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.

Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязан­ных и взаимозависимых психических элементов и функ­ций. Это внутренний механизм человеческой личности.

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде; это природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусст­во, религия, душевная жизнь самого человека.

По мнению Лазурского, существует семь характерис­тик отношений, и они являются базовыми. Это:

в модальность отношений — согласно данному кри­терию, отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными; и степень интенсивности отношений;

■ качественные особенности отношений;

■ уровень развития и дифференцированности отно­шений;

■ степень сознательности отношений;

■ степень культурности форм отношения или его осу­ществления (позднее В.Н. Мясищевым данная ха­рактеристика была трансформирована в такое по­нятие, как форма обращения);

■ широта или объем отношения, то есть количество объектов, привлекающих интерес человека.

Разработку концепции психологии отношений про­должил В.Н. Мясищев.

Он разработал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личнос­ти. Согласно его точке зрения, «...система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, форми­рует его субъективные отношения ко всем сторонам дей­ствительности. И эта система отношений человека к ок­ружающему миру и к самому себе является наиболее спе­цифической характеристикой личности, более специфи­ческой, чем, например, ряд других ее компонентов, та­ких как характер, темперамент, способности».

Сама по себе деятельность может оказаться нейтраль­ной для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятель­ности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

По мнению Мясищева «"дефектные" отношения, в ко­торые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности. И наоборот, соци­ально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, состав­ляющие структуру личности».6

6 Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1998.

 

Отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действитель­ности.

Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, спо­собности и характер человека. Отношения человека оп­ределяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

В системе отношений центральное место занимают от­ношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе.

Для понимания личности важен характер преоблада­ющих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений опреде­ляются:

■ уровнем отношений личности (идейный, конкретно-личный и витальный);

■ сравнительной ролью общественно-коллективис­тических и индивидуально-эгоистических тенден­ций во взаимоотношениях с людьми;

■ избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). Среднему уровню соот­ветствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредствен­ного утилитарного интереса или расчета. Высшему уров­ню соответствует преобладание идейных отношений-убеж­дений, сознания долга, общественно-коллективистичес­ких мотивов. По мере повышения уровня отношений воз­растает их социальность.

Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Дальнейшее раз­витие концепции отношений было предпринято Борисом Федоровичем Ломовым (1927-1989).

По мнению Б.Ф. Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим ана­лиз отношений «индивид — общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные от­ношения.

Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, уста­новки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обме­ну и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологичес­кую жизнь общества»7.

7 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы пси­хологии. - М.: Наука, 1984.

 

В жизнедеятельности личности общественные отно­шения проявляются в многообразных формах. Это лич­ные и межличностные отношения, взаимовлияния и вза­имные действия, содействия и противодействия, поступ­ки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т. д. и т. п. Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как соци­альное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоци­ональные и волевые психологические свойства человека. Процесс взаимодействия личности и системы об­щественных отношений осуществляется путем социали­зации и индивидуализации личности. Социально-психо­логические качества личности особенно отчетливо прояв­ляются в ее направленности. По мнению Ломова, направ­ленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. От­ношения личности с другими людьми отражаются в ее потребностях, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих по­требностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются нсизкенные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Б.Ф. Ломова о субъек­тивных отношениях.

Эти отношения отражают, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интере­сах и др., т. е. о том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них.

Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, выступают в роли своего рода «ко­стяка» субъективного мира личности.

Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. От­ношения ко всем другим сферам действительности опос­редуются ими.

Полем формирования субъективных отношений вы­ступают предметная деятельность, совместная деятель­ность и общение. Выступая как форма отражения вза­имодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характе­ристикой социальной психологии личности.

Согласно комплексной теории Б.Г. Ананьева, в изуче­нии человека как личности особо выделяется:

· статус личности, то есть ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);

· общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;

· мотивация ее поведения и деятельности в зави­симости от целей и ценностей, образующих внут­ренний мир;

· мировоззрение и вся совокупность отношений лич­ности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъективных свойств и ка­честв человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

В.Г. Ананьев считал, что структура личности строится по двум одновременно действующим принципам:

· субординационному, или иерархическому, при ко­тором более сложные или более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементар­ные и частные социальные и психофизиологиче­ские свойства;

· координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускаю­щих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них. Необходимость изучения личности в системе соци­альных связей и отношений, по мнению Б.Г. Ананьева, обусловило то, что историческое, социологическое и со­циально-психологическое исследования личности состав­ляют единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.

 

Деятельностная теория

 

Деятельностная теория основывается на фундаменталь­ном принципе — деятельностном подходе к психике. Пси­хика неразрывно связана с деятельностью человека. А деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика — это не просто картина мира, си­стема образов, но и система действий. Хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию. Ни один образ, ни чувствен­ный, ни абстрактный, не может быть получен без соот­ветствующего действия субъекта. Восприятие как чув­ственный образ — результат действий восприятия. Поня­тие — продукт различных познавательных действий че­ловека, направленных на исследуемые объекты. Исполь­зование образа в процессе решения различных задач так­же происходит путем включения его в то или иное дей­ствие. Следовательно, образ без действий субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни исполь­зован.

По мнению сторонников этой теории психическое раз­витие человека имеет социальную природу: прогресс че­ловечества определяется не биологическими, а социальны­ми законами.

Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью механизмов генетической наследственности, а закрепля­ется в продуктах материальной и духовной культуры. Человек не родится с готовыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново ни ло­гических законов мышления, ни известных обществу за­конов природы — все это он усваивает как опыт человече­ства, опыт общественно-исторической практики. Учение и воспитание — специально организованные виды деятель­ности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих поколений.

Единство психической и внешней материальной дея­тельности в том, что то и другое — деятельность, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение (цель, мотив, объект, на который она направлена, определен­ный набор операций, реализующих действие и деятель­ность; образец, по которому она совершается субъектом; является актом его реальной жизнедеятельности, принад­лежит субъекту, выступает как активность конкретной личности). Их единство заключается и в том, что внут­ренняя психическая деятельность есть преобразованная внешняя материальная деятельность, есть порождение внешней практической деятельности.

Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».8

8 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: По­литиздат, 1975.

 

Главными психологическими составляющими деятель­ности являются ее мотивы. А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.

Личностный смысл выступает как особое сверхчув­ственное качество личности. Личностные смыслы ин­тегрируются друг другом в связанную систему, обозна­ченную А.Н. Леонтьевым термином «смысловые обра­зования личности». Иерархические связи мотивов об­разуют ядро личности.

Леонтьев отмечал: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий.,. Внутренние соотношения основных мотивационных ли­ний в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий "психологический профиль" личности». В кон­цепции А.Н. Леонтьева категории «личность», «сознание>, «деятельность" выступают в своем диалектическом вза­имодействии, триединстве.

А.Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, спо­собности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирова­ния этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо во­левой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное вы­ражение мотивационных структур, т. е. ядра личности,

Личность получает свою структуру из видового строе­ния человеческой деятельности и характеризуется поэто­му пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал оп­ределяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и са­мопознания. Этот потенциал включает в себя психологи­ческие качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетичес­кой сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеж­дениями и устремлениями. Речь идет здесь, следователь­но, о единстве психологических и идеологических момен­тов сознания личности и ее самосознания, которые выра­батываются с помощью эмоционально-волевых и интел­лектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощуще­нии, мировоззрении и мироустремлении. Творческий по­тенциал личности определяется полученными ею и са­мостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разруши­тельному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, харак­тером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Худо­жественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потреб­ностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, про­фессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» про­изведений искусства.

Таким образом, личность определяется не своим ха­рактером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Реализация деятельностного подхода л социальной психологии личности представлена в концепции деятель­ностного опосредования межличностных отношений Ар­тура Владимировича Петровского.

Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются личность, деятельность и коллектив. Межлич­ностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы. Социально-психологические явле­ния в группе определяются содержанием этой деятельно­сти, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого развития — от диф­фузной группы до развития коллектива, который пред­ставляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значи­мым содержанием совместной деятельности... Личность может быть понята только в системе устойчивых меж­личностных связей, которые опосредуются содержанием. ценностями, смыслом совместной деятельности для каж­дого из участников».9

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М,: Политиздат, 1982.

 

Выделение главного в личности явилось основанием для обозначения своей концепции личности как концеп­ции личности в коллективе, в группе, в системе межлич­ностных отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...