Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторные теории: теории нативизма.




Факторный подход - это подход, согласно которому развитие определяется действием одного из двух факторов: наследственности или среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Преформизм - концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. Преформизм - один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития ребенка. Развитие же понималось как генетически запрограммированный процесс развертывания этих переформированных свойств. Сегодня преформизм, скорее, характерен для объяснения закономерностей пренатального, чем постнатального развития. Преформизму противостоит позиция эпигенезиса, согласно которой каждая новая форма в развитии возникает как результат взаимодействия между предшествующей формой организма и его окружением. Теория рекапитуляции, согласно которой индивидуальное развитие в онтогенезе есть быстрое повторение эволюции видов и истории человеческого рода (от лат. recapitulatio - повторения). Другими словами, онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза и социогенеза (Г.С. Холл). Концепция рекапитуляции в психическом развитии индивида основывается на идеях Ч. Дарвина об эволюции видов и единстве органического мира и биогенетическом законе Э. Геккеля, открытом в 1866г. Биогенетический закон определяет закономерности эмбрионального развития формулой: «Онтогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза». Концепция рекапитуляции, как и многие другие в возрастной психологии, дала путевку в жизнь определенной педагогической системе, так называемой системе свободного воспитания ребенка. Из самого названия - «свободное воспитание» - предполагается, что воспитатель должен занять позицию постороннего наблюдателя и дать возможность ребенку свободно и беспрепятственно реализовать свои внутренние потребности и интенции, не вмешиваясь в воспитание. Теории созревания рассматривают психическое развитие как эндогенный процесс, детерминированный биологическим созреванием морфологических структур мозга в соответствии с врожденной наследственной программой. Последовательность и содержание стадий психического развития, согласно теориям созревания, оказываются, полностью предопределены, последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов центральной нервной системы. Новые психические явления и формы развития представляют собой результат развертывания генетически заданной программы созревания. Теории созревания, как и преформизм, являются разновидностью нативизма в понимании движущих сил психического развития. Классическим вариантом теории созревания является теория трех ступеней К. Бюлера. Исследователь считал, что развитие психики в филогенезе происходит как последовательное развертывание трех стадий. Первая ступень (стадия) - инстинкт (врожденное поведение, не требует вручения, одинаково у всех членов вида, адаптивно для очень узкого круга ситуаций). Вторая ступень - навыки, или дрессура (не врожденны, возникают в результате научения, круг адаптации более широк). Третья ступень - интеллект, высшая форма поведения (научения не требует, основывается на внезапном постижении сущностных отношений проблемной ситуации - инсайте).

 

?10. Факторные теории: теория эмпиризма.

Согласно теории э., человек развивается в социуме.

Начало эмпиризма в понимании развития было положено работами Дж. Локка. Локк считал, что все дети рождаются с различными врожденными особенностями, например, темпераментом. Хотя эти различия следует учитывать, они не определяют закономерностей и результатов развития. Последнее определяется воспитанием и средой. Существование наследственно обусловленных различий не подвергается сомнению, но они не определяют законов развития. В психологии существуют две основные школы, которые стоят на позициях теории среды: ассоцианизм, крупнейшими представителями которого являются Дж. Локк, Д. Гартли, Н.А. Менчинская; бихевиоризм в его исторически существующих теориях. Сегодня ассоцианизм представляет интерес, скорее, для истории психологии. В качестве основного принципа законов научения рассматривается закон образования ассоциации. Все психические функции рассматриваются как цепь ассоциаций, определяющая процессы мышления, накопления ассоциаций и их функционирования. Бихевиоризм возник как альтернатива психологии сознания и провозгласил себя наукой о поведении. Современная американская психология развития выступает, в первую очередь, как наука о развитии поведения. Психическое развитие отождествляется с процессами научения. Основная схема, описывающая процессы развития: стимул => реакция. Бихевиористы считали, что ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертуаром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспособления к среде. Поэтому буквально с первых дней жизни ведущее место в развитии занимают процессы научения. В рамках бихевиоризма научение приравнивается к развитию. Однако не следует считать, что представители данной школы не делали попыток развести эти понятия. Такая попытка принадлежит Дж. Уотсону, выделившему следующие законы развития: хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций; увеличение количественной выраженности реакций. Однако эти законы ограничены простым феноменологическим описанием, не дающим ответа на вопрос: «Каковы причины развития?» Теория социального научения А. Бандуры указывает на принципиальные отличия в научении животных и человека. Научение человека осуществляется по механизму социального подражания. Если у животных выработка нового поведения идет путем проб и ошибок, то у человека - путем имитации поведения социальной модели. Таким образом, теория социального научения вышла за пределы факторного подхода, рассматривая развитие нового поведения как процесс подражания, где центральное место занимают процессы саморегуляции.

 

 

?11.двухфакторные теории психич.развития.
Большинство исследователей склонны к тому,что на психическое развитие влияют обо фактора(соц.и биолог.). Только одни считают, что 2 фактора дополняют друг друга и взаимодействуют, другие,что они подавляют и вытесняют друг друга. К теории взаимодействия двух факторов относится теориия конвергенции Штерна.
Штерн. По аналогии зерна пшеницы, которая попадает в почву, развивается с психикой человек. Среда-условия, почва-качество, генетический код-наследственность. Сторонники такого подхода делали попытку установления соответствия биологич.и соц.
Ряд ученных считают,что среда и наследственность находятся постоянно в состоянии противодействия-онтогонизма.
Фрейд. Психоанализ. Врожденные инстинкты, влияние,желание постоянно подавляются нормами среды.
Эриксон. Об-во навязывает на каждом этапе развития человека определенные соц-психолог.задачи.
Пиаже. Психич.развитие- интеллектуальное развитие. Именно оно позволяет ему адаптироваться в социуме и человек вынужден развивать свой интеллект.

 

12? Отечественные теории психического развития.

Отечественная психология исходит из положения Л.С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Имея в виду, что развитие ребенка – это присвоение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения, выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: 1) принцип историзма; 2) принцип развития в деятельности. Исторический характер возрастной периодизации заключается в том, что детство – это продукт эволюции, а человеческое детство – еще и результат исторического развития. Чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. Человеческое дитя является на свет самым беспомощным, по сравнению со всеми остальными детенышами, что ему предстоит присвоить богатство культуры, накопленное человечеством. В ходе исторического развития происходило удлинение детства, путем надставки новых стадий и одновременное ускорение темпов психического развития на предшествующих более ранних стадиях. Возникновение новообразований в психическом развитии ребенка происходит в процессе его деятельности. Особое значение имеет ведущая деятельность. Культурно-историческая теория периодизации психического развития ребенка по Л.С.Выготскому С точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. Переход к следующему возрастному периоду предшествует появлению неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремлению это место изменить. Развитие ребенка протекает и литически (спокойно), и критически. Периоды стабильного и кризисного развития по Л.С. Выготскому представлены в табл.

Возраст Стабильный период развития Критический период
0–2 мес.   Кризис новорожденности
2 мес. – 1 год Младенческий возраст Кризис 1 года
1–3 года Раннее детство Кризис 3 лет
3–7 лет Дошкольное детство Кризис 7 лет
7–13 лет Школьный возраст Кризис 13 лет
13–17 лет Пубертатный возраст Кризис 17 лет

Эльконин Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими.

В пределах одной и той же деятельности можно выделить ее этапы:

1. Усвоение мотивов и задач деятельности.

2. Активность ребенка направлена на действия с предметами, их познание.

3. Познание взаимоотношений с людьми. Общение. В процессе общения формируются потребность, мотивы, цели другой складывающейся деятельности. Представим концепцию периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину (табл. 3.9).

 

Возраст Эпоха Период Ведущая деятельность Тип отношений
0–1 год Раннее детство Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение Человек – человек
1–3 года Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек – предмет
3–7 лет Детство Дошкольное Сюжетно-ролевая игра Человек – человек
7–11 лет Младшее школьное Учебная деятельность Человек – предмет
11–13 лет Подростничество Младшее Интимно-личностное общение Человек – человек
13–15 лет Старшее Учебно-профессиональная деятельность Человек – предмет

Петровский А.В. считает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, а деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается. Соответственно внутри каждого периода А.В.Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом микрофазы. 1 – адаптация – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. 2 – индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуализации. 3 – интеграция – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям. Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга. Петровский делает акцент в своей периодизации на социальную детерминацию процесса социализации и на соответствующие изменения личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, А.В.Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы, внешние по отношению к индивиду. В основу теории общего психического развития и соответствующей ей периодизации положено понятие «со-бытийной общности». Данное понятие, по мнению В.И. Слободчикова, одновременно охватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри со-бытийной общности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть само-бытным. Данная идея со-бытийной общности связана с фундаментальным представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции. С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.

 

Основные понятия психологии развития: развитие, рост, созревание.

Развитие - это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека. Созревание -это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума. Рост - процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Развитие -это сочетание и роста и созревания, для реализации общей направленности (единая линия развития). Это многоплановое движение по восходящей линии, оно детерминировано (обусловлено) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием соцсреды. Развитие осуществляется по типу колебаний и имеет две фазы: катаболизм (процесс распада соединений) и анаболизм (процесс образования соединений в новые вещества). В целом, развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий к более высоким способам действий. Основные свойства развития, отличающие его от других изменений, является: - необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений; - направленность – способность к наличию единой линии развития; - закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Развитие обусловлено (детерминировано) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды. Развитие осуществляется по типу колебаний. В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень. Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса. Психологическими предпосылками развития являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействия с внешним миром. Движущими силами развития являются противоречия: - между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром; - между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека: - между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни. Факторы развития: наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд.

 

?14. Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики

Первоначально, исходя из теории Дарвина, психологи считали, что развертывание психики происходит постепенно, эволюционно. При этом существует преемственность при переходе от стадии к стадии, а темп развития строго фиксирован, хотя частично и может ускоряться или замедляться в зависимости от условий. Работы Штерна, в частности его идея о том, что темп развития психики индивидуален и характеризует особенности данного человека, несколько поколебал этот взгляд, зафиксированный Холлом и Клапаредом. Однако естественнонаучные постулаты, доказавшие связь психического с нервной системой, не давали возможности подвергнуть сомнению поступательный характер развития психики, связанный с постепенным созреванием нервной системы и ее совершенствованием.Однако работы генетиков, рефлексологов, психиатров, психоаналитиков, показали, что нервная система человека является продуктом его социального развития. Это доказывали и эксперименты бихевиористов, продемонстрировавшие гибкость и пластичность психики при формировании и переформировании поведенческих актов, также как и работы Павлова, Бехтерева, которые устанавливали достаточно сложные условные рефлексы у маленьких детей и животных. Таким образом было доказано, что при целенаправленной и четкой организации среды возможно добиться быстрых изменений в психике ребенка и существенно ускорить темп его психического развития, например при обучении определенным знаниям и умениям. Это привело некоторых ученых к мысли о том, что возможны не только эволюционные, но и революционные, скачкообразные периоды в развитии психики, при которых происходит резкий переход накопленных количественных изменений в качественные.

 

?15.Понятие возраста в психологии. Хрогологический. Биологический. Психологический возраст

Психологический возраст-в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение

Хронологический возраст-фактический возраст который ведется с рождения

Биологический возраст-понятие обращающее на степень морфологического и физического развития организма

 

?16.стабильные и критические периоды развития.
Л.С.Выготский различал 2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические.
В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной соц.ситуации развития, медленно,эволюционно,такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования.
В критические периоды,напротив,развитие совершается бурно,стремительно.

 

 

?17 структура психологич.возраста

Психологич.возраст-относительно замкнутый детского психич.развития, имеющий свою структуру и свою динамику,т.е.сущ-ют переходы от одного возраста к другому,есть границы.
П.в. Имеет свою динамику. Динамика возраста определяется необходимостью перестройки социальной ситуации развития. Это происходит в кризисе.
Выготский говорит о том,что психич.развитие не линейно,а скачкообразно,стабильные этапы развития сочетаются с критическими.
1)соц.ситуация развития
2)задача возраста
3)вед.тип дея-ти

4)психологич.новообразования(те феномены,которые раньше не наблюдались).
Психологические новообраз-возникают и развиваются внутри вед.дея-ти.
Соц.сит.развития-специфический для каждого возраста своя неповторимая система отношений между ребенком и взрослым миром.
Вед.дея-ть возраста-та дея-ть,благодаря которой осущ-ся психич.развитие.

 

? 18.психологический возраст. Понятие вед.дея-ти.
Психологич.возраст-относительно замкнутый детского психич.развития, имеющий свою структуру и свою динамику,т.е.сущ-ют переходы от одного возраста к другому,есть границы.
П.в. Имеет свою динамику. Динамика возраста определяется необходимостью перестройки социальной ситуации развития. Это происходит в кризисе.
Выготский говорит о том,что психич.развитие не линейно,а скачкообразно,стабильные этапы развития сочетаются с критическими.
Вед.дея-ть-это не та дея-ть,которая занимает у ребенка больше времени,а главная де-ть и ее значение для психич.развития.
Показатели:
-в форме вед.дея-ти возникают и внутри нее дифференцируются другие,новые типы дея-ти(в игре возникают и складываются элементы учения)
-в вед.дея-ти формируются или перестраиваются частные психич.процессы(формируются процессы активного воображения)
-от вед.дея-ти зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка(осваивает мотивы и нормы поведения,формирование личности).

 

?19.психологический возраст. понятие соц.ситуации развития.
Соц.сит.развития- это «совершенное»,специфическое для данного возраста,исключительное,единственное и неповторимое отношение между ребенком и окр.его действительностью,прежде всего социальной. Выготский подчеркивал,что среду надо рассматривать,в ее отношении к ребенку,в связи с переживаниями самого. Понятие «соц.сит.развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутр.мира ребенка,т.е. Окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы.

 

?20. Сензитивный период развития. Возрастные психологические новообразования.

Периоды, наиболее благоприятные для той или иной стороны психики, наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Так, наиболее успешным для овладения родным языком является возраст от 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевая связной речью. Важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его развития в это. В этот период, как считал Л.С. Выготский, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже обратное влияние на ход развития. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Младенчество - потребность в общении; базовое доверие к миру; дифференциация ощущений и эмоциональных состояний; различение близких и посторонних людей; преднамеренные действия; «истинное» подражание; предметное восприятие; автономная речь; ходьба; мотивирующие представления. Раннее детство - овладение предметными действиями; символические, замещающие действия; предметная игра; начальные этапы продуктивной деятельности; активная речь; наглядно-действенное мышление; личное действие; сознание «Я сам»; отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними. Дошкольное детство – воображение; наглядно-образное мышление; начала понятийного мышления; картина мира «абрис», новые мотивы поведения; соподчинение, иерархия мотивов; произвольность поведения; первичные эстетические инстанции; самосознание; самооценка; практическое развитие речи. Младший школьный возраст – «умение учиться»; понятийное мышление; внутренний план действий; рефлексия интеллектуальная и личностная; новый уровень произвольности поведения; самоконтроль и самооценка; ориентация на группу сверстников; зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности. Подростковый возраст – чувство взрослости, новый уровень самосознания; стремление к самоутверждению; возникновение внутренней жизни; Я-концепция; формально-логическое мышление; рефлексия. Юность – потребность самоопределения; готовность к личному и профессиональному самоопределению; жизненные планы; устойчивое самосознание; идентичность; ценностные ориентации.

?21. Характеристика критических периодов развития.

Развитие не линейно, а скачкообразно. Стабильные этапы сочетаются с критическими (кризисами). Кризис имеет две стороны: разрушительную и созидательную, позитивную, на которой возникают новые задачи. Кризис объективно необходим. Кризис развития вытекает из противоречия между новыми возможностями ребенка и старой системой отношений. Кризис новорожденности (от 0 до 2 мес.) - переход от внутреутрбного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни. Кризис 1 года – физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции. Кризис 3 лет – «Семизвездие симптомов кризиса» - упрямство, негативизм, строптивость, протест, бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм. Психологическое отделение от взрослого. «Гордость за достижения». Кризис 7 лет – потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции. Кризис предподростковый (12) – «мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный переход на себя. Кризис перехода к юности (15-18) – становление человека как субъекта собственного развития. Кризис перехода к взрослости (18-20) – отрыв от родительских корней.

 

?22..Л.С.Выготский о проблеме возрасной периодизации.
Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики».
Он выделил 3 способа их построения:
1)периодизация детства на основе ступенчато образного построения других процессов,так или иначе связанных с развитием психики ребенка. Н-р, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики,стадия первобытности и др. у Холла или согласно исторически сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном возрасте, школьном возрасте.
2)за основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий
3)производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности,как в работах Гезелла.
Выготский предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологич.периодизация,учитывающая сущность процесса детского развития. Критерий выделения периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию. Критерий должен быть объективным,разграничения возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно.
Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку, поскольку в ходе развития симптоматичность и важность признака изменяется при переходе от возраста к возрасту. Выготский заложил основы возрастной психологии,разработав принципиально новый подход к явлениям психич.развития,разворачивающимся во времени. На первом плане выдвинуто понятие «психологический возраст» и рассматриваются возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития.

 

?23. ведущий вид дея-ти на разных возрастных этапах.
Вед.дея-ть-главная дея-ть по ее значению для психического развития.
Младенчество-непостредственно-эмоциональное общение(2месдо 1 года).
Раннее детство-орудийно предметная(1-3 года).
Дошкольное детство-игра(3-7)
мл.школьный возраст-учебная дея-ть(6-7 до 10 лет).
Подростковый-интимно-личностное общение-Эльконин:(10-11)-(14-15);общение в общественно полезной дея-ти-фельдштейн.
Юность-учебно-проф.дея-ть,ранняя 15-17,проф.самоопределение поздняя 17-21.
взрослость и зрелость(30-60): молодость(20-30)-труд,максимальная реализация сущностных сил человека.труд,семья,общение-остается постоянно,но изменяется их соотношение.
Взрослость и старость(60-75;75-90;90..): старение-хобби,передача жизненного опыта,прародительство,постепенный отказ от активности.

 

? 24.новообразования различных возрастных этапов.
Возр.новообраз.-это результаты,продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития.
Младенчество:потребность в общении,доверие миру,различие близких и посторонних,автономная речь.
Раннее детство:овладение предметными действиями,предметная игра,активная речь,сознание «я-сам», отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними.
Дошкольное детство:самооценка,самосознание,новые мотивы поведения,начала понятийного мышления,наглядно-образное мышление.
мл.школьный возраст: «умение учиться»,понятийное мышление,рефлексия-интеллектуальная и личностаная,самоконтроль,самооценка,ориентация на группу сверстников.
Подростковый возраст:чувство взрослости,новый уровень самосознания,стремление к самоутверждению,рассуждающее мышление,рефлексия.
Юность: потребность самоопределения,жизненные планы,устойчивое самосознание,мировоззрение,готовность к личностному и проф.самоопределению.
Взрослость:молодость,зрелость:материнство/отцовство,смысложизненные решения.
Взрослоть:старение,старость: принятие своей жизни,жизненная мудрость,счастливая старость.

? 25..соц.ситуация развития на разных возрастных этапах.
Соц.сит.развития-совершенно своеобразное,специфическое для данного возраста,исключительное,единственное и неповторимое отношение между ребенком и окр.его действительностью.
Младенчество:ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого «мы».
Раннее детство:ребенок и взрослый(близкий),я и другой,ребенок-предмет-взрослый,познание мира и человеческих предметов.
Дошкольное детство:ребенок и взрослый(общественный и обобщенный),познание мира человеческих отношений.
Младший школьный:внутренняя позиция ученика как личности,совершенствущегосамого себя.
Подростковый,отроческий:формирование сознательного отношения к себе как к члену об-ва.благоприятные условия(сензитивность) для проявления индивидуальности.
Юность: поиск своего места и более широкий социальный общности,начало практической самореализации.
Взрослость:молодость,зрелость:принятие на себя полноты ответственности.
Взрослость:старение и старость:готовность к выходу на пенсию,адаптация к новому соц.статусу,поиск новых форм занятости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...