Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Операциональная система поведения и деятельности человека,




его умения и навыки — это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повто­рении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функ­циональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера инди­вида — единое системное образование.

Память — интегрированный психический механизм структур­ного самосохранения личности. Нарушения памяти — нарушения личности.

Нейрофизиологические основы памяти. Физиологические ме­ханизмы памяти — образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, вос­произведение и забывание.

Условие успешной выработки нервных связей — значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориенти­ровочной деятельности, отражение в очаге оптимального воз­буждения коры головного мозга.

Наряду с индивидуальной памятью в мозге существуют структуры генетической памяти. Эта наследственная память локализована в таламогипоталамическом комплексе. Здесь нахо­дятся центры инстинктивных программ поведения — пищевые, оборонительные, половые, центры удовольствия и агрессии.

Это центры глубинных биологических эмоций: страха, тос­ки, радости, гнева и удовольствия. Здесь хранятся эталоны тех образов, реальные источники которых мгновенно оцениваются как вредоносные и опасные или полезные и благоприятные. В двигательной зоне записаны коды эмоционально-импульсив­ных реакций (поз, мимики, защитных и агрессивных движений).

Зоной подсознательно-субъективного опыта индивида яв­ляется лимбическая система — здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы: эмоциональные установки данного индивида, его привычки и всевозможные психические комплексы. Здесь локализована долговременная поведенческая память индивида, все то, что определяет его при­родную интуицию.

Все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью, хранится в неокортексе, различных зонах мозговой коры. Лоб-

ПО Глава 3. Познавательные психические процессы

ные доли мозга — сфера словесно-логической памяти. Здесь чувственная информация трансформируется в смысловую.

У пациентов с хирургически расщепленными полушариями мозга резко ослабляется память — сенсорные возбуждения, до­ходящие до правого полушария, не замыкаются на словесно-логическом уровне, обеспечиваемом левым полушарием.

Функциональная асимметрия в деятельности полушарий — принципиальная особенность мозга человека, отражающаяся на всех его психических процессах, в том числе и на процессах па­мяти. Каждое полушарие и каждая зона мозга вносят свой вклад в систему мнемической (от греч. mneme — память) деятельности.

Из огромного массива долговременной памяти необходимая информация извлекается определенными способами, которые зависят от особенностей хранения данной информации, ее си­стематизированное™, понятийной упорядоченности.

По современным представлениям, формирование энграмм (нервных связей) проходит две фазы. На первой фазе происхо­дит удержание возбуждения. На второй — его закрепление и сохранение за счет биохимических изменений в клетках коры головного мозга и в синапсах — межклеточных образованиях.

В настоящее время особенно широко исследуются физиоло­гические основы памяти на биохимическом уровне. Следы непос­редственных впечатлений фиксируются не мгновенно, а в тече­ние определенного времени, необходимого для биохимических процессов — соответствующих изменений на молекулярном уровне.

Количество специфических изменений в молекулах рибонук­леиновой кислоты (РНК), содержащейся в одной клетке, ис­числяется 10. Следовательно, на уровне одной клетки может быть выработано огромное количество запечатлений.

Изменения в молекулах РНК связывают с оперативной памя­тью. Изменения в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) — с долговременной памятью (в том числе и с видовой). Физиологической основой памяти является изменение биохи­мической активности отдельных нейронов и формирование нейронных ансамблей.

Пионером биохимических исследований памяти является шведс­кий нейрофизиолог Г. Хиден. Осуществленные им в 60-х гг. XX в. опыты на планариях (плоских червях) вызвали сенсацию: обученные для про­хождения лабиринта планарии высушивались и стирались в порошок. Вскормленные этим порошком другие планарии значительно быстрее находили выход из лабиринта, чем контрольная группа.

§ 6. Память

Предполагается, что вначале происходят вычленение и ульт­ракратковременное запечатление отдельных признаков объекта (сенсорная память), затем— сложное, знаковое его кодирова­ние — образование энграмм, включение их в категориальную систему данного индивида. Поэтому каждый человек имеет свою стратегию запоминания.

Базовой предпосылкой функционирования процессов памя­ти является оптимальный тонус коры, обеспечиваемый подкор­ковыми образованиями головного мозга. Модуляция тонуса коры осуществляется ретикулярной формацией и лимбическим отделом мозга. Подкорковые образования, формируя ориенти­ровочный рефлекс, внимание, тем самым создают предпосылку и для запоминания.

Итоговая, синтезирующая функция памяти осуществляется лобными долями мозга и в значительной мере — лобной долей левого полушария. Поражение этих мозговых структур наруша­ет всю структуру мнемической деятельности.

Проблема запоминания граничит с проблемой забывания. Забывание в основном происходит за счет интерференции — противодействия раздражителей и за счет охранительного тор­можения.

Итак, процесс запечатления и сохранения материала обуслов­лен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышен­ным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятель­ности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (проти­воборствующих) воздействий, включенностью материала в семан­тическое, понятийное поле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует произвольной активизации тех систем связей, на фоне которых запоминался материал.

Процесс забывания также не сводится к спонтанному угаса­нию энграмм. Преимущественно забывается второстепенный малозначимый материал, материал, не включенный в постоян­ную деятельность субъекта. Но невозможность припомнить ма­териал не означает полной стертости его следов. Актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния моз­га. (В гипнотическом состоянии человек может вспомнить то, что казалось совсем забытым.)

Классификация явлений памяти. Различаются процессы памя­тизапоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и фор-

112 Глава 3. Познавательные психические процессы

мы памяти: непроизвольная (непреднамеренная) и произвольная (преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти: образная, логическая и эмоциональная.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (пря­мую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассо­циативную (смысловую) память.

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данно­го образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Это ассоциативное всплывание образов психоло­гически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизве­дения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций:

1) по смежности: элементарный вид связи без существенной переработки информации;

2) по контрасту: связь двух противоположных явлений. Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопостав­ления;

3) по сходству: воспринимая одну ситуацию, человек вспо­минает другую, сходную. Ассоциации по сходству требуют слож­ной переработки полученной информации, выделения суще­ственных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти.

Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Системы памяти. В любом виде деятельности осуществляют­ся все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием разных механизмов, систем па­мяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная — непосредственный чувственный отпе­чаток воздействующего объекта; 2) кратковременная; 3) опера­тивная; 4) долговременная.

§ 6. Память

Сенсорная память — непосредственное запечатление сенсорных воздействий, сохранение наглядных образов в виде четкого, пол­ного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень крат­кий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеоб-разы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчеза­ют. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений. (Сенсорная память иначе называется иконической памятью — от греч. ikona— образ.)

Кратковременная память — непосредственное запечатление со­вокупности объектов при одноактном восприятии ситуации, одно­временная фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентиров­ку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 секунд. Ее объем ограничен 5—7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализа­ция информации, необходимой только для достижения цели дан­ной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ог­раничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, по­мним условие задачи, которую решаем, помним промежуточ­ные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способ­ностью человека организовывать запоминаемый материал, со­здавать целостные комплексы — единицы оперативной памяти. Примером использования различных блоков оперативных еди­ниц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов.

Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. (Так, запом­нить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.)

Функционирование оперативной памяти сопряжено со зна­чительным нервно-психическим напряжением, так как она тре­бует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состоя­ние которых изменяется, в оперативной памяти может удер­жаться не более двух переменных факторов.

114 Глава 3. Познавательные психические процессы

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость. Отбор информации, входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от личностной реле­вантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.

Типы памяти — индивидуально-типологические особенности памяти. Они различаются по следующим качествам, встречаю­щимся в различных комбинациях: объем и точность запомина­ния; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного чело­века зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенно­сти взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образ­ный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических осо­бенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (табл. 4).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. (Так, в ходе психологических опытов было установле­но, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому лишь 14.)

Существенная индивидуальная особенность памяти — на­правленность на запоминание определенного материала.

Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно ска­зать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уро­вень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению.

Интеллектуально развитый человек запоминает преимуще­ственно с помощью логических операций. Но развитость образ­ной памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием.

Закономерности памяти. Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с форма­ми памяти.

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

1) сильные и значимые физические раздражители (звук вы­стрела, яркий свет прожектора);

2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятель­ность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);

3) раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);

116 Глава 3. Познавательные психические процессы

4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

5) то, что более всего связано с потребностями данного чело­века;

6) то, что является объектом активной деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются не­произвольно и прочно).

Однако в деятельности человека чаще возникает необходи­мость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором ставится задача — запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

1) осознание значимости и смысла запоминаемого матери­ала;

2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опор­ных слов в содержании каждой его части, представление мате­риала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

4) содержательность и доступность запоминаемого материа­ла, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;

5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала;

6) возможность использования данного материала в профес­сиональной деятельности субъекта;

7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизнен­ных задач, становится объектом активной умственной деятель­ности.

При заучивании материала существенно рациональное рас­пределение его во времени и активное его воспроизведение.

При невозможности установления смысловых связей в раз­нородном материале используются искусственные приемы за­поминания — мнемотехника: создание вспомогательных искус­ственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. (Со школьных лет

§6. Память

всем известен мнемонический прием запоминания последова­тельности цветов светового спектра: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».)

Произвольная память — память целенаправленно организуе­мая. Ограниченность объема удержания и воспроизведения раз­нородного материала обусловлена ретроактивным и проактив-ным торможением (торможением, возникающим от предшеству­ющих и последующих воздействий).

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и пос­ледние слоги запоминаются легче, а средние — хуже. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны пред­шествующих впечатлений, а последние члены ряда не испыты­вают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны пред­шествующих (проактивное торможение), так и со стороны пос­ледующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее тор­можение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоми­нание крайних элементов) называется фактором края.

При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 минут), которые предотвращают ретроактивное торможе­ние.

Предположение, что следы памяти не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействий, подтверждается явлением реминисценции (от лат. reminiscentia — воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его воспри­ятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек мо­жет воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения. Непроизволь­но всплывающие воспоминания называются реминисценциями.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его.

Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из 16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел— 10 01 11 01 01 11 00 11,—то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запомина­ется еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 ООП

Глава 3. Познавательные психические процессы

Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые испытывают про- и ретроактивное тормо­жение.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем меха­нической. Установление связей, структуры, принципа, закономер­ности построения объекта — основное условие его успешного за­поминания (рис. 28).

Трудно механически запомнить цифры 248163264128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей циф­ры). Номер 123-456-789 легко запомнить, найдя принцип его постро­ения.

Итак, память не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоми­нания.

Особой разновидностью воспроизведения являются воспо­минания. Воспоминание — отнесение индивидом образных пред­ставлений к определенному месту и моменту своей жизни. Локали­зация воспоминаний облегчается при воспроизведении личност-но значимых поведенческих событий, их последовательности.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, назы­вается припоминанием. Преодолению трудностей припоминания содействует установление различных ассоциаций.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями. Они разделяются на виды, соответствующие видам восприятий (зрительные, слуховые и др.).

Особенность представлений — их обобщенность и фрагмен­тарность. Представления не передают с одинаковой яркостью все черты и признаки предметов. Если те или иные представле­ния связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объекта, которые для данной деятель­ности наиболее существенны.

Представления — обобщенные образы действительности. В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасыва­ются случайные; представления — более высокая ступень по­знания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли.

Однако представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, на­пример фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Прошлое восстанавливается с участием мышления — обоб­щенно и опосредствованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату про­шлого. И только специально организуемая контрольная дея­тельность — сопоставление, критическая оценка — приближает Реконструируемую картину к подлинным событиям.

Материал воспроизведения — продукт всего психического своеобразия данной личности. В памяти прежде всего отклады-

120 Глава 3. Познавательные психические процессы

вается то, что было наиболее актуально, значимо в ее деятель­ности, с чего начиналась и как завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие — затрудняющие условия деятельности.

В межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особеннос­ти индивида.

Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает и эмоционально переживает в процессе восприя­тия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти — уз­навание — отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.

Значительные деформации познавательных процессов про­исходят в эмоционально напряженных состояниях.

Итак, память не склад готовой продукции. Ее материал под­вержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной де­тализации воспроизводимого события, в объединении разроз­ненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в пространственном и временном смещении событий или их фрагментов, утрирова­нии, акцентировании личностно значимых сторон события.

В памяти человека сохраняется не только фактическая сто­рона событий, но и соответствующая их интерпретация.

Репродукция, восстановление прошлых воздействий не яв­ляется «слепком» этих воздействий. Степень расхождения пред­ставлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие пред­ставления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называются эйдетически­ми (от греч. eidos — образ). Иногда происходит непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов — персеверация (от лат. perseveratio — упорство).

Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.

§ 7. Использование знаний о закономерностях памяти 121

По расчетам известного кибернетика Дж. Неймана, мозг человека может вместить весь обьем информации, хранящейся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей огромной армии. Русский выдающийся шахматист Алехин мог играть по памяти (вслепую) с 40 партнерами одновременно. Некто Э. Гаон знал наизусть все 2500 книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны много­численные случаи выдающейся образной памяти людей художествен­ного типа. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отли­чались Глазунов и Рахманинов; художник Н. Н. Ге мог по памяти точ­но изобразить то, что он однажды видел.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пленительные краски и запахи весенних вечеров, шзящные очертания старинных соборов, радостные лица близ­ких ему людей, запахи моря и соснового бора. Все эти много­численные образы составляют сенсорно-перцептивный фонд его психики.

Каждый человек имеет возможность значительно расширить объем своей памяти. При этом необходимо дисциплинировать свой интеллект — выделять существенное на фоне второстепен­ного, активно воспроизводить нужный материал, широко ис-i пользовать мнемонические приемы.

Школьный фольклор о «пифагоровых штанах» свидетельству­ет о неистребимом стремлении нашего ума найти схему, ассоци­ацию даже там, где невозможно установить логические связи.

У каждого человека существуют особенности его памяти: у одних сильна словесно-логическая память, у других— образ­ная; одни запоминают быстро, другим нужна более тщательная обработка запоминаемого материала. Но во всех случаях необ­ходимо избегать того, что вызывает проактивное и ретроактив­ное торможение. А при первых трудностях воспроизведения следует рассчитывать на явление реминисценции.

 

19. ЭМОЦИИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ, СВОЙСТВА, ВИДЫ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ. АФФЕКТ КАК ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ КАТЕГОРИЯ.

 

Понятие об эмоциях

Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.

Эмоции (от фр. emotion — чувство) — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволю­ции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных жизненно значимых ситуациях.

Эмоции двувалентны — они или положительны, или отрица­тельны: объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют со­ответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции — механизм непосредственной оценки уровня благо­получности взаимодействия организмов со средой. Уже элемен­тарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малопри­ятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности орга­низма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жиз­ни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как ос­новная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанны­ми с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, модифицируют поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ори­ентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих Деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилиза­ции резервов внутренних органов.

130 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинкта­ми. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков: оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие уг­рожающих поз,

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного чело­века происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью чело­века. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сиг­нальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение при­страстное, заинтересованное, потребностно направленное, дея­тель ностно ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможнос­ти взаимодействия с объектом отражения. Из множества вари­антов поведения человек избирает тот, к которому у него «ле­жит душа». Все живое изначально расположено к тому, что со­ответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные про­цессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетво­рением потребностей, сами становятся настоятельной потреб­ностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим де­формациям. Замещая потребности, эмоции становятся побужде­нием к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обус­ловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформи­рованные устои социального сотрудничества порождают у чело­века нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство со-

§ 1. Понятие об эмоциях

лидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств — чувство воз­мущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельнос­ти связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с воз­никновением образно-изобразительной деятельности сформи­ровались эстетические чувства.

Различные условия жизнедеятельности, направления дея­тельности индивида развивают различные стороны его эмоцио­нальности, нравственно-эмоциональный облик личности. Фор­мирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структу­ра его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремит­ся и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избы­точное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Избыточ­ная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Поведение индивида при этом смещается на более низ­кие уровни регуляции.

Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей — взрыв эмо­ций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональ­ное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются че­тыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной си­стемой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуа­циях может вызвать различные эмоции. Так, потребность само­сохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого — гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получа­ют те стороны поведения, которые являются «слабыми места­ми» для данного индивида.

132 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опе­режающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возни­кает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления пси­хики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоци­ях — субъективно значимостные его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей дей­ствительности; эмоции придают этому отражению субъектив­ный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции — это механизм экстренного определения тех направ­лений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект — значит усматривать возможность взаи­модействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые мет­ки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответству­ющую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечива­ют мгновенную первичную ориентировку, побуждая к исполь­зованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанно­го распознавания первоочередных возможностей и необходимое-тей, механизм экстренного определения полезности или вред­ности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведе­ния в типовых ситуациях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...