Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность религии




Введение

На сегодняшний день тема религии стала весьма актуальной. Следует отметить что за последние несколько лет заметно увеличилось число религиозных организаций, идет активное развитие узких направлений в религии. Люди все больше хотят быть ближе к религии. Чаще всего приходят к религии в пожилом возрасте.

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему некоторые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему некоторые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как «скучную обязанность»? Почему некоторые люди находят в своих религиозных убеждениях успокоение и поддержку, в то время как другие ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения? Какова роль религии для психического здоровья, прояснения ценностей и нравственного поведения? Именно эти вопросы заставили меня выбрать подобную тему касающуюся религии.

Психология религии - направление религиоведения, возникшее в конце XIX века, использующее психологию как метод исследования религиозных феноменов. Предметом психологии религии являются религиозные чувства, их причины, возникновение и развитие, особенности религиозного сознания.

Возникновение психологии религии было обусловлено несколькими факторами: во-первых, было накоплено очень много этнографического материала, который нуждался в осмыслении и обработке, во-вторых, начала зарождаться психология как наука. Учёные обратили внимание на то, что многие религиозные обряды, состояния в самых различных культурах имели одинаковую форму, и вопрос о том, почему так происходит, стал одним из основных для религиоведения.

Цель

Изучить мировые феномены религии, раскрыть их сущность. Рассмотреть религиозные организации через психологическую точку зрения. Дать психологическое объяснения неформальным религиозным направлениям.

 


 

Понятие и сущность религии

 

Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях. Религия как социальный феномен связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей поиск им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров. Она функционирует в форме верований и практических действий, к которым, как давно уже доказали психологи. [1]

Люди обращаются тогда, когда в борьбе за свое существование в условиях окружающей их сложной действительности они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу.

Как самостоятельная отрасль психология религии складывалась в середине XX в. на стыке социальной философии, религиоведения, социологии, общей и социальной психологии. [2]

Обычно выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

) Религия - это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. К особенностям религии как специфической форме общественного сознания относятся: присущее только ей сочетание и взаимодействие составных компонентов - идеологии и психологии; наличие своеобразно функционирующих и постоянно поддерживаемых видов практического религиозного опыта верующих, ориентированного на непрерывное закрепление и подкрепление религиозных ценностей и переживаний (посещение церкви, молитвы и т.д.); преимущественная направленность религии на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой. Своеобразные состояния психики верующих обусловлены многими факторами, но главным является специфика ориентации религии на сверхъестественное и священное.

) Религия предполагает наличие особых групп - групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности. Особыми группы верующих являются потому, что они: чрезвычайно организованны и сплоченны; объединены общим для всех опытом общения со сверхъестественным, священным; имеют действенные средства контроля за поведением и переживаниями их членов. На основе противопоставления одних групп верующих другим формируется конфессиональная (религиозная) исключительность, которая характерна для всех современных религий и проявляется специфически в каждой из них. В повседневной жизни конфессиональная исключительность поддерживается как идеологически - через религиозную доктрину, так и психологически - посредством культовых действий.

) Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. Основные социальные устремления верующих связаны не с решением реальных социальных вопросов или проблем, не с улучшением и изменением объективных условий их жизни, а с ориентацией на священное, обладающее божественной природой и, по их мнению, защищающее от опасностей природы и превратностей судьбы, от несправедливости, причиняемой обществом, а также придающее более важный смысл их жизни. Священное представляет собой систему идей и образов, вытекающих из веры в существование сверхъестественного мира, в котором земное подчиняется неземному, естественное - сверхъестественному. Оно ориентирует верующих также на особое поведение, подчиняющееся установленным священным нормам. [3]

Классификация религий

 

Для психологии важно классифицировать религии сразу по двум основаниям - по направленности и географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство.

Обычно различают религии:

* монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

* индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

* дальневосточные - конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют так называемые этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам «малых обществ», которые иногда рассматриваются как «первобытные», - это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев. Другие древнейшие религии уже перестали существовать: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т.д. [1]

) Христианство - одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантство. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как Богочеловек, Спаситель мира. Главным источником христианского вероучения служит Священное Писание - Библия, особенно ее вторая часть - Новый Завет. К основным особенностям христианства относятся: единственный путь спасения - уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; противопоставление плотским удовольствиям строгого аскетизма, а высокомерию и тщеславию - сознательного смирения и покорности, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божиего на земле. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде.

) Ислам - одна из мировых религий, возникшая в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Бог ислама (Аллах) - бог воздаяния за дела, бог-судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его врагов. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло - злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.

) Буддизм - третья мировая религия, возникшая в V-VI вв. до н.э. на Дальнем Востоке. Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния вечного покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных «загрязнений». Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов - медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.

) Иудаизм - одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н.э. среди еврейских племен Палестины. Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. В отличие от последнего, а также ислама и буддизма - религий, которые обычно исповедуют люди разных национальностей, иудаизм неотделим от еврейского народа - доверенного народа Бога, которому приписывается особая роль. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.

) Индуизм - религия, сформировавшаяся в I в. н.э. в Индии. Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, - христианство, иудаизм или ислам - прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения, и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований. Индуизм не имеет единого авторитетного священного писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше (или ниже) и т.д.

) Конфуцианство - этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием. Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах; и учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.

) Даосизм - одна из китайских религий, возникшая во II-III в. н.э. Он формировал у верующих естественность, простоту религиозных представлений и религиозных верований, ориентировал не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.

) Сикхизм - индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая в себе ряд как индуистских, так и мусульманских черт. Он представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.

) Джайнизм - религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения - нирваны. Не признавая существования Бога-творца, он считает душу человека вечной субстанцией, а мир - изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.

) Синтоизм (от яп. «синто» - букв, «путь богов») - сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы и предков. Высшим божеством является богиня Аматэрасу, а ее потомком - Дзимму.

) Зороастризм - религиозное учение, проповедующее преклонение перед Солнцем и его ролью в отношениях между человеком и космосом. Каждая из представленных религий формирует у своих верующих определенные стиль мышления и психологические качества, которые находят реальное отражение в их мировосприятии, действиях, поступках и взаимоотношениях с другими людьми. [10]

Обычно различают религии:

* монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

* индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

* дальневосточные - конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.

Выделяют: 1) Глубоко верующие - общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры. 2) Верующие - общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. 3) Колеблющиеся - характеристика их сознания это наличие колебаний между верой и недоверием. 4) Индифферентные к религии люди - общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. 5) Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. 6) Активные атеисты - общая характеристика их сознания это наличие глубоких атеистических убеждений. [8]

религия секта психологический

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...