Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления коррекционной работы воспитателя




 

Ø Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.

Ø Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Ø Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.

Ø Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:

q проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

q повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

q упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;

q повторение лексико-грамматических упражнений;

q упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Ø Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

Ø Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

 

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

 

Цель: Цель:
Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах
Подготовительный этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке»
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь) Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом

 

Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме

 

Этапы Содержание работы Исполнитель
1. Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков   Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой Воспитатель, логопед     Воспитатель
  2. Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов   Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение двух однородных предметов и – на этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением Воспитатель     Логопед, Воспитатель под руководством логопеда
  3. Продолжение работы над предложением Отработка различных моделей словоизменения   Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по изучаемой теме Логопед, воспитатель   Воспитатель
  4. Пересказ тексов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др.   Драматизация сказок (рассказов) – «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др. Логопед, воспитатель   Воспитатель, логопед

 


Разграничение функций

Логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме

 

Логопед Воспитатель
ü на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; ü руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время ü проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем; ü пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними

 

Содержание логопедических пятиминуток

(преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя)

Тема: ___________________________________________________________________

Дата: __________________________

 

1. Игры на развитие зрительного и слухового восприятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Игры на развитие фонематических представлений:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Лесика, грамматика:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Речь с движениями:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Связная речь:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Рекомендации воспитателю

По использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах

 

Третья неделя сентября

Тема: «Овощи».

Словарь: огород, грядки, вкус, поливать, полезны, витамины, вредители-гусеницы, жуки, урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать, зрелый, незрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный.

Грамматика:

1. Образование существительного множественного числа (огурец – огурцы).

2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).

3. Образование родительного падежа существительных.

 

Четвертая неделя сентября

Тема: «Фрукты. Сад».

Словарь: яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать.

Грамматика:

1. Образование множественного числа имен существительных (яблоко-яблоки).

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко-яблочко).

3. Употребление родительного падежа имен существительных единственного падежа (яблоко-яблока).

 

Первая неделя октября

Тема: «Деревья».

Словарь: ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща.

Грамматика:

1. Упражнения в образовании прилагательных (дуб – дубовый).

2. Упражнения в употреблении родительного падежа имен существительных (лист слетел с осины).

 

Вторая неделя октября

Тема: «Грибы».

Словарь: белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, пластинчатый, сушить, варить, жарить, консервировать, лукошко.

Грамматика: согласование существительных с прилагательным.

Связная речь: описание грибов.

 

Третья неделя октября

Тема: «Золотая осень».

Словарь: прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый, пожухли.

Грамматика: согласование существительных с прилагательным.

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя.

 

Четвертая неделя октября

Тема: «Перелетные птицы».

Словарь: перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, ласточки, водоплавающие птицы; оперение, насекомые, юг, зимующие птицы, перелет, клин, косяк.

Грамматика:

1. Употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 

Первая неделя ноября

Тема: «Наше тело. Предметы гигиены».

Словарь: части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать; полный, толстый, худой, карие, волнистые, волосы.

Грамматика: использование винительного и творительного падежей имен существительных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.)

Связная речь: описание человека.

 

Вторая неделя ноября

Тема: «Посуда. Труд повара».

Словарь: посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки, ножи, блюдца; чашки, чайник; кухонная – кастрюли, сковородки, стеклянная, деревянная, железная, глиняная.

Грамматика:

1. Образование творительного падежа имен существительных. (Ест ложкой. Режет ножом);

2. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое.

3. Подбор антонимов (горячий – холодный).

 

Третья неделя ноября

Тема: «Продукты питания».

Словарь: молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт, мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики; пирожные, торт, печенье, шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит.

Грамматика:

1. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое, мои.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр – сырок, творог – творожок).

 

Четвертая неделя ноября

Тема: «Одежда. Обувь».

Словарь: виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжеты, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пластмассовый.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных (мех-меховой).

2. Согласование существительных с местоимениями.

 

Первая неделя декабря

Тема: «Дом. Мебель».

Словарь: одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступеньки, балкон, лоджия, этаж, мебель, электроприборы, пылесос, утюг, микроволновая печь, тостер, холодильник, торшер, бра, удобный, мягкий, деревянный, кожаный, уютная.

Грамматика:

1. Согласование существительного с прилагательным.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

3. Составление предложений с предлогами в, на, под.

 

Вторая неделя декабря

Тема: «Домашние животные, детеныши».

Словарь: домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран; овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бегают, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня.

Грамматика:

1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кошка – котенок).

2. Упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике).

Связная речь: составление описательного рассказа о домашних животных.

 

Третья неделя декабря

Тема: «Домашние птицы».

Словарь: домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие.

Грамматика:

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

2. Употребление родительного падежа имен существительных единственного и множественного числа.

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор».

 

Четвертая неделя декабря

Тема: «Игрушки».

Словарь: пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бумажные, музыкальные заводные, спортивные, ломать, исправить, механические, дружно, скучно, слаженно, игрушечный.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Согласование существительных с числительными один, два в числе и роде.

Связная речь: составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».

 

Первая неделя января

Тема: «Новогодний праздник».

Словарь: украшения; гирлянда, мишура, вьюга, конфетти, елочный, вьюга, морозный, стеклянные, морозит, пурга, метель, морозно, Снегурочка, Дед Мороз, радостно.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Упражнения в употреблении предлогов на, под, около.

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине на новогодние темы.

 

Вторая неделя января

Тема: «Дикие животные».

Словарь: звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, запасают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных.

2. Образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал).

Связная речь: составление рассказов о животных (комментированное рисование).

 

Третья неделя января

Тема: «Животные жарких стран».

Словарь: зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан.

Грамматика:

1. Упражнения в образовании множественного числа имен существительных (лев – львы, львята).

2. Работа с антонимами (добрый – злой).

Связная речь: составление рассказа «Путешествие в тропический лес» с опорой на игрушки и предметные картинки.

 

Четвертая неделя января

Тема: «Животные холодных стран».

Словарь: север, белый медведь, пингвин, Антарктида, песец, морж, олень, стройный, ветвистые рога, неуклюжий, пушистый, лохматый, хищный, холодно, мерзлота, айсберг, ледоколы.

Грамматика:

1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.

2. Согласование имен существительных с именем прилагательным в роде, числе, падеже.

3. Работа с синонимами (неуклюжий, неповоротливый и т. д.).

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине по вы­бору воспитателя.

 

Пятая неделя января

Тема: «Зимующие птицы».

Словарь: корм, кормушка, холод, голод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении предлогов на, у, в, с, около.

2. Согласование имен существительных с глаголом прошедшего времени.

Связная речь: инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?»

 

Первая неделя февраля

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Словарь: зимние забавы, холод, стужа, январь, февраль, декабрь, замерзнуть, зябко, поземка, дуть, завывает, лепить, съезжать, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий).

2. Работа с антонимами (холодно – тепло).

Связная речь: составление рассказа по картине и из личного опыта «Зимние забавы».

 

Вторая неделя февраля

Тема: «Почта».

Словарь: почтальон, конверт, марки, заказное письмо, газеты, журналы, телеграмма, телефон, телеграф, посылочный, отдел, отдел доставки, адрес, бланк, бросил, опустил, доставил, бандероль, вовремя, внимательно.

Грамматика:

1. Работа над родственными словами.

2. Образование относительных прилагательных.

3. Согласование имени существительного с местоимением в роде, числе и падеже.

Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Что я видел на почте?» (после экскурсии).

 

Третья неделя февраля

Тема: «Наземный транспорт».

Словарь: экскаватор, самосвал, троллейбус, автобус, трамвай, электровоз, машинист, тракторист, шофер, водитель, вагоновожатый, рельсы, пути, наземный, специальный, пассажир, быстро, удобно, вежливо, вовремя.

Грамматика:

1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа.

2. Усвоение приставочных глаголов: у-, в-, на-, с-, под-.

Связная речь: составление предложений по схемам с предлогами к, за, около, на, из-за.

 

Четвертая неделя февраля

Тема: «Водный, воздушный транспорт».

Словарь: самолет, вертолет, ракета, корабль, парусник, лодка, яхта, теплоход, летчик, космонавт, капитан, матросы, моряки, пассажиры; у самолета – крылья, кабина, фюзеляж, хвост; эскадрилья, аэропорт, аэродром; у корабля – каюта, палуба, борт, порт; пограничник, танкист, ракетчик.

Грамматика:

1. Образование глаголов с помощью приставок (улетел, прилетел, залетел).

2. Согласование имен существительных с числительными 1-10.

 

Первая неделя марта

Тема: «Семья».

Словарь: взрослые, дети, поколение, помощник, март, старший, младший, пожилой, женский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры.

Грамматика:

1. Употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях.

2. Образование прилагательных от наречий (нежно – нежная).

Связная речь: составление рассказа «Моя семья» (из личного опыта с опорой на свой рисунок).

 

Вторая неделя марта

Тема: «Больница».

Словарь: больница, поликлиника, врач, доктор, медсестра, рецепт, аптека, шприц, градусник, лекарство; больной, здоровый, лечить, выздоравливать, забинтовывать, шпатель, фонендоскоп, чуткий.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных от существительных.

2. Согласование имени существительного с местоимениями мой, моя, мое, мои.

 

Третья неделя марта

Тема: «Дорожное движение».

Словарь: пешеход, переход, тротуар, светофор, мостовая, регулировщик, дорожные знаки, правила поведения, переходить, объезжать, обгонять, внимательно.

Грамматика:

1. Образование глаголов с помощью приставок (ехал – наехал, заехал).

2. Употребление существительных с притяжательными местоимениями.

Связная речь: составление рассказа «Я – пешеход».

 

Четвертая неделя марта

Тема: «Весна. Прилет птиц».

Словарь: весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче.

Грамматика:

1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени.

2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно).

Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что.

 

Первая неделя апреля

Тема: «Весна. Труд земледельцев».

Словарь: хлебороб, механизатор, тракторист, мельник, пекарь, комбайн, жатва, озимые, пашут, боронуют, сеют, молотят, скашивать, беречь, урожайный, полевые работы, садовые работы, секатор, обрезают.

Грамматика:

1. Согласование существительных и прилагательных среднего рода.

2. Употребление косвенных падежей имен существительных.

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, по опорным таблицам; пересказ текстов по выбору воспитателя.

 

Вторая неделя апреля

Тема: «Космос».

Словарь: ракета, космонавт, космодром, скафандр, космический корабль, тренажер, планета, управлять, приземляться, стремительно, выносливый, ввысь.

Грамматика:

1. Составление простых распространенных предложений по опорным словам и вопросам.

2. Согласование слов в предложении.

 

Третья неделя апреля

Тема: «Библиотека. Сказки».

Словарь: библиотекарь, стеллажи, переплет, обложка, страницы, автор, название, писатель, поэт, формуляр, писать, читать, добро, зло, сказочник, устное народное творчество, волшебство, чудесные вещи.

Грамматика: употребление существительных единственного и множественного числа в винительном, родительном падежах.

Связная речь: придумать сказку о чудесных вещах.

 

Четвертая неделя апреля

Тема: «Родина. Родной город».

Словарь: Россия, столица, Москва, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, простор, части света, герб, гимн.

Грамматика:

1. Употребление существительных в предложном падеже.

2. Составление предложений по схеме и вопросам.

Связная речь: составление рассказа из личного опыта «Я в городе этом живу».

 

Первая неделя мая

Тема: «Стройка».

Словарь: строитель, маляр, каменщик, плотник, стройка, подъемный кран, бульдозер, мастерок, раствор, стружки, опилки укладывать, вставлять, настилать, ловко, слаженно, прочно, аккуратно.

Грамматика:

1. Творительный падеж имен существительных (красят кистью).

2. Согласование слов в предложении.

Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам.

 

Вторая неделя мая

Тема: «Рыбы».

Словарь: карась, щука, лещ, ерш, сом, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры.

Грамматика:

1. Образование прилагательных от существительных (аквариум – аквариумные).

2. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась – карасик, карасики).

 

Третья неделя мая

Тема: «Цветы».

Словарь: полевые: ромашки, колокольчики, одуванчик, мак; садовые: розы, гвоздика, тюльпан, пион, нарцисс; комнатные: герань, бальзамин, бегония, аспарагус; цветут, пахнут, вянут, ухаживать, поливать, рыхлить, ароматный, яркий, цветущий.

Грамматика:

1. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

2. Работа с синонимами.

Связная речь: составление рассказа «Необыкновенный цветок» (комментированное рисование).

 

Четвертая неделя мая

Тема: «Насекомые».

Словарь: кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные.

Грамматика:

1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах.

2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени.

Связная речь: пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов.

 

 


Примерный план взаимосвязи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (старшая группа)

(материалы предоставлены директором «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 72» г. Краснодара К.А. Хашабовой,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...