Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Организация системы управления в ОВД.




ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОВД

ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

для направления подготовки

031001.65 — правоохранительная деятельность

по специализации – административная деятельность ОВД и

оперативно-разыскная деятельность ОВД

квалификация выпускника – «специалист»

 

Казань 2014

 

Планы семинарских и практических занятий подготовлены канд. социол. наук, заместителем начальника кафедры административного права, административной деятельности и управления ОВД ФГКОУ ВПО КЮИ МВД Росси Е.А. Беловым

 

 

Планы семинарских и практических занятий обсуждены и одобрены:

 

на заседании предметно-методической секции

кафедры административного права,

административной деятельности и управления ОВД 28.08.2014, протокол № 1.

 

на заседании кафедры административного права,

административной деятельности и управления ОВД 11.09.2014, протокол № 3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Изучение дисциплины «Основы управления в ОВД» объемом 144 часа (аудиторная нагрузка составляет 50 часов, из которых 20 часов — лекции, 18 часов — семинары и 12 часов — практические занятия) имеет целью овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для надлежащего осуществления управленческой деятельности в системе органов внутренних дел.

Это предполагает получение информации по таким важным для будущих специалистов правоохранительных органов вопросам, как:

1. теоретико-методологическое понимание сущности и содержания социального управления;

2. категориальный аппарат науки управления;

3. функциональное предназначение управленческого труда в сфере правоохранительной деятельности;

4. реализация информационного обеспечения управленческой деятельности;

5. осуществление анализа складывающейся оперативной обстановки и надлежащего планирования деятельности;

6. формы и способы осуществления контроля деятельности отдельных сотрудников и служб;

7. правила эффективного организационного поведения и мотивации сотрудников правоохранительных органов;

8. механизмы принятия и особенности выработки управленческих решений в ОВД;

9. оценка эффективности работы по основным направлениям деятельности органов внутренних дел;

10. возможности применения в повседневной работе основных положений научной организации труда.

Отмеченные направления в подготовке будущих специалистов необходимы для качественного решения профессиональных задач в их дальнейшей деятельности.

Задачи:

1) ознакомить обучающихся с теоретическими основами, сущностью и содержанием социального управления;

2) изучить терминологию и основные категории науки управления;

3) раскрыть методы и функции управления, а также основные положения научной организации труда;

4) сформировать у обучающихся понимание основ и значимости управления в сфере правоохранительной деятельности;

5) выработать умения и навыки практической работы по осуществлению информационного обеспечения управленческой деятельности, анализа складывающейся оперативной обстановки, планирования, организации деятельности, контроля;

6) сформировать правила эффективного организационного поведения и мотивации сотрудников;

7) раскрыть механизмы принятия управленческих решений.

8) заложить основы навыков организации исполнения управленческих решений, оценке эффективности работы по основным направлениям деятельности органов внутренних дел, а также применению в повседневной работе основных положений научной организации труда.

Изучение дисциплины «Основы управления в ОВД» призвано:

1) способствовать укреплению устоявшегося понимания социальной значимости своей профессии, повышать у обучающихся общей и профессиональной культуры;

2) обеспечить изучение и усвоение обучающимися нормативных правовых актов, регламентирующих управленческую деятельность в ОВД;

3) сформировать предпосылки к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению и критическому осмыслению имеющейся информации;

4) предвосхитить развитие способности креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи;

5) обеспечить усвоение обучающимися основных направлений организаторской работы;

6) выработать необходимые качества для принятия оптимальных организационно-управленческих решений в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях;

7) сформировать четкие представления в части ведения служебной документации, обеспечивающей управленческую деятельность;

8) обеспечить формирование четких представлений о подходах к организации работы малого коллектива исполнителей, планированию, контролю и учету результатов служебную деятельность исполнителей.

В процессе изучения дисциплины «Основы управления в ОВД» необходимо:

знать:

– теоретические основы и содержание науки управления, организацию системы управления в органах внутренних дел;

– методы управленческой деятельности;

– основные положения научной организации труда;

– порядок подготовки и принятия управленческих решений, организации их исполнения;

уметь:

– анализировать оперативную обстановку и отдельные проблемы деятельности подразделения;

– разрабатывать планирующую, отчетную и другую управленческую документацию;

– разрабатывать на научной основе оптимальные управленческие решения;

– организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов;

Дисциплина изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей зачета.

Рекомендации по видам занятий.

Семинар - один из наиболее сложных видов педагогического взаимодействия между обучающимся и преподователем. Семинарские занятия имеют целью закрепление учебного материала. Семинарское занятие, как форма группового обучения, применяется для коллективной проработки тем учебного курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, и для обсуждения сложных разделов курса, наиболее трудных для индивидуального понимания и усвоения.

Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя с курсантами и установление доверительного общения, создание атмосферы совместного творчества, взаимопомощи. Следовательно, в ходе семинара взаимодействие осуществляется по линиям «преподаватель-обучающийся», «преподаватель-обучающийся-обучающийся», «обучающийся-обучающийся».

Таким образом, семинар, во-первых, является гибкой формой обучения, предполагающей интенсивную самостоятельную работу каждого курсанта. Во-вторых, организация семинарского занятия требует от каждого курсанта прекрасного владения материалом, быстрой реакции на содержание и форму подачи идей. В-третьих, на семинарском занятии курсант должен научиться использовать знания, полученные на лекциях, материалы научных исследований.

Основной целью семинарского занятия является не столько проверка знаний, сколько расширение, закрепление и полное усвоение того материала, в котором лекция ориентировала курсантов. Такой подход позволяет максимально приблизить содержание учебного материала к реальным потребностям практики и условиям профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Эффективность семинарских занятий определяется тем, что они проводятся как заранее подготовленное, совместное обсуждение выдвинутых вопросов с коллективным поиском ответов на них. Это обязывает докладчика так организовать обсуждение, чтобы добиться интенсивного общения с другими курсантами через активизацию их мыслительной деятельности, пробуждение интереса к обсуждаемой проблеме. Исходя из этого нужно стремиться к возникновению у аудитории вопросов: "Почему? Зачем? С какой целью?". Необходимо избегать скучного описательства или повторения известных общих истин и штампов.

Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных управленчиских действий (контроль, мотивация, принятие управленческого решения и т. п.). Практические занятия предназначены для углубленного изучения основных положений управленческой науки и играют важную роль в выработке у курсантов умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом. Кроме того, они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Цель практических занятий - углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия. Не может быть и речи об эффективности занятий, если обучающиеся предварительно не поработают над конспектом, учебником, учебным пособием, чтобы основательно овладеть теорией вопроса. Практические занятия служат своеобразной формой осуществления связи теории с практикой. Практическая часть может включать обсуждение рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты. При проведении практических занятий особенно важно, как, впрочем, и в учении вообще, учитывать роль повторений. Однообразие примеров, иллюстраций, субъективное ощущение повторения как замедления движения вперед значительно ухудшают усвоение. Поэтому важно проводить повторения под новым углом, зрения, в новом аспекте.

Основные виды занятий

Тематическое, на котором проводится коллективная проработка-обсуждение учебных вопросов. Курсантам, кроме учебных вопросов, списка литературы для самостоятельной подготовки к занятиям, методических рекомендаций самостоятельно выбирают темы докладов. Доклад готовится двумя курсантами - докладчиком и содокладчиком. В ходе подготовки к семинару, курсанты изучают рекомендованную литературу и иные источники информации, повторяют основные положения лекции, составляют развернутый план выступления по учебному вопросу (подвопросу).

Так как данное занятия проводится в форме семинара-беседы с элементами обратной связи (т.е. осуществляется закрепление материала по ходу рассказа) докладчик фактически выступает в качестве «преподавателя-лектора».

Творческое (креативное) предусматривает формирование у курсантов навыков самостоятельного поиска ответов на короткие и оригинальные вопросы, решать нестандартные задачи творческого, исследовательского и поискового характера на семинаре-практикуме. В этих целях вычленяются взаимосвязанные проблемные вопросы, составляются задачи-ситуации как теоретического, так и практического характера, определяются задания курсантам на индивидуальные занятия (выполнение задач проводится затем парами или игровыми коллективами в 3-5 человек).

Курсанты самостоятельно прорабатывают литературу, приказы, нормативные акты и делают необходимые записи (конструированные ответы) в рабочих тетрадях. На занятии после вступительного слова преподавателя в ограниченный период времени они излагают в паре или игровом коллективе свое видение проблемы, затем подключаются к другим группам, где излагают свои вопросы и выслушивают других. Обмен мнениями идет по кругу, что позволяет сделать известными всем поставленные для обсуждения вопросы и проблемы. Каждый курсант получает практику решения задач или вводных. Преподаватель руководит ходом отработки заданий, помогает при необходимости игровым коллективам. Данный вид семинарского занятия позволяет каждому курсанту неоднократно (как минимум три раза) обратиться к изучаемому материалу и формировать знания уже на уровне умений.

Прикладное, направленное на поиск путей решения проблем, не получивших достаточно полного освещения в научной литературе, но имеющих важное значение для оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов. Занятие проводится, как правило, при достаточно высоком уровне подготовленности курсантов на заседаниях научных кружков или проблемных групп с использованием методов дискуссии, «мозговой атаки». В ходе проведения таких занятий преподавателями ставятся цели по формированию оценочных суждений, утверждению профессионально-нравственных и мировоззренческих позиций. Для активизации дискуссии нередко учебную группу разбивают на подгруппы, каждая из которых готовится отстаивать свое мнение и развивать определенную точку зрения. В ходе занятия уместно обострение противоречий, столкновение различных точек зрений, обнажение идей, противопоставление течений и т.п. Это способствует формированию у курсантов знаний на уровне творчества и таких личностных качеств как профессиональная убежденность, принципиальность, уважение к мнению других людей, умение на научной основе решать сложные вопросы практики.

 

 

Семинарское занятие № 1

Тема 1. Сущность, содержание и основные принципы социального управления.

Цели:

1. Сформировать понимание основных положений социального управления.

2. Раскрыть сущностную характеристику принципов управленческого воздействия.

Учебные вопросы:

1. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ». ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ» И «УПРАВЛЕНИЕ».

2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ОВД КАК ПРИМЕР СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕЕ. СООТНОШЕНИЕ ОБЩИХ И ЧАСТНЫХ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

4. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Организационно-методические рекомендации.

Количество обучающихся участвующих в обсуждении вопроса: основной отвечающий – 1-2 человека, дополняющие – 2-3 человека. Время основного доклада не должно превышать 7 минут. В каждом докладе должна присутствовать проблемная составляющая.

В ходе докладов и в процессе обсуждения необходимо раскрыть следующие основные вопросы:

1. Что изучается и что должен знать курсант в рамках курса «Основы управления в ОВД»?

2. В чем у ОВД имеются общие черты с иными социальными организациями и в чем основные различия?

3. На каких принципах строится управление в ОВД?

4. Какие, на сегодняшний день, имеются теории, объясняющие особенности управления в организациях?

Желательно что бы докладчик задавал конкретные вопросы аудитории и добивался аргументированных ответов. В случае нескольких противоречивых позиций необходимо сконструировать единую точку зрения, которая могла бы удовлетворить оппонентов. При подготовке докладов целесообразно прибегать к опыту ОВД и раскрывая тот или иной вопрос теории управления приводить примеры из практической деятельности правоохранительных органов. Каждый доклад следует завершать четкими и конкретными выводами.

Задание на самоподготовку:

1. Развести понятия «организация», «руководство», «управление» и дать им четкое определение.

2. Составить таблицу, в которой напротив каждого принципа социального управления, будет приведен пример из практической деятельности ОВД.

3. Систематизировать основные элементы ОВД и составить из них схему.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

6. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248. «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

7. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249. «Типовое положение о территориальном органе МВД РФ по субъекту Российской Федерации».

8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №250. «Вопросы организации полиции».

9. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

10. Приказ МВД РФ от 30 апреля 2011г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

б) основная литература:

1. Алиуллов Р.Р. Принципы социального управления: учебное пособие.- Казань: КЮИ МВД России, 2011.

2. Алиуллов Р.Р., Белов Е.А. Основы управления в ОВД: учебное пособие.- Казань: КЮИ МВД России, 2010.

3. Безрядин Д.Н. Основы управления органами внутренних дел: Учебное пособие.- М.: Академия управления МВД России, 2011.

4. Кикоть В.Я., Маилян С.С., Грядовой Д.И. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: науч. Издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

5. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел: Альбом схем. Учебное наглядное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.

в) дополнительная литература:

1. Дорф Р., Бишоп Р. Современные системы управления.- М., 2011.

2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления.- М., 2010.

3. Основы управления и делопроизводства в ОВД. Альбом схем / А.В. Жаглин, А.Д. Ульянов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

4. Пашкус В.Ю. Современные теории управления.- СПб., 2012.

5. Узжин Ф.Д. Организационная структура.- Волгоград, 2011.

6. Яськов Е.Ф. Теория организации.– М., 2010.

 

Семинарское занятие № 2

Тема 2. Организация системы управления в ОВД.

Цели:

1. Определить сущность связей и отношений между элементами социальных систем.

2. Сформировать четкое представление о иерархической структуре ОВД.

Учебные вопросы:

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ТРЕБОВАНИЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОВД.

3. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ. ТИПЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ.

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОВД.

Организационно-методические рекомендации.

Количество обучающихся участвующих в обсуждении вопроса: основной отвечающий – 1-2 человека, дополняющие – 2-3 человека. Время основного доклада не должно превышать 7 минут. В докладе должна присутствовать проблемная составляющая.

В ходе основных докладов и в процессе обсуждения необходимо раскрыть следующие основные идеи. Во-первых, определяющим фактором существования тех или иных социальных систем является наличие конкретных специфических целей, которые определяют общие признаки любой социальной системы (наличие общей цели всей совокупности элементов, составляющих систему; подчинение задач каждого элемента общей цели системы; конкретные отношения между элементами системы; обязательное наличие органа управления и обратной связи от объекта к субъекту управления и т.п.). Во-вторых, в каждой системе различают элементы системы, порядок их взаимосвязи и системные признаки, являющиеся следствием взаимосвязанности элементов. Данные системные признаки указывают на принадлежность конкретной системы к определенной категории системных образовании и на ее специфические свойства. В-третьих, отличительным «системным признаком» для органов внутренних дел являются цели, поставленные перед МВД России, как специфическим системным образованием, «осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». В-четвертых, ОВД, являясь составной частью государственных органов, представляют собой:

а) часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;

б) организационную ячейку людей, объединенных общей целью, непосредственно осуществляющую государственную власть в обществе;

в) коллектив людей, деятельность которого определяется правовыми нормами и реализуется в строго установленном порядке (имеется своя структура и определенный нормативными актами порядок образования);

г) организацию, решающую определенными методами задачи и функции Российского государства;

д) организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством на данной территории (или в данной сфере) и обладающую определенной, закрепленной за ней компетенцией, соответствующей ее целям и задачам системы.

В-пятых, органам внутренних дел присущи следующие признаки:

- детерминированностьэлементов системы органов внутренних дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые, функциональные штабные подразделения находятся в тесной взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена;

- динамичность - состоит в том, что органы внутренних дел, испытывая возмущающие воздействия внешней среды, видоизменяют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управления и пр.;

- наличие управляющего параметра - заключается в том, что в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими полномочиями, который вырабатывает или принимает команды управления и организует их исполнение;

- наличие усилительных свойств - заключается в том, что органы внутренних дел получая от вышестоящих системных образований общие команды управления детализируют, конкретизируют и непосредственно организуют их непосредственное исполнение;

- наличие обратных связей - состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о выполнении полученных команд и своем состоянии.

Задание на самоподготовку:

1. Составить схему правоохранительных органов РФ.

2. Структурировать и систематизировать элементы различных уровней управления в ОВД.

3. Подготовить перечень нормативных правовых актов, регламентирующих организационно-управленческую деятельность ОВД РФ.

Список рекомендованных к занятию источников:

а) Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

5. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

6. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248. «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

7. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249. «Типовое положение о территориальном органе МВД РФ по субъекту Российской Федерации».

8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. №250. «Вопросы организации полиции».

9. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

б) основная литература:

1. Алиуллов Р.Р., Е.А. Белов Основы управления в ОВД: учебное пособие.- Казань: КЮИ МВД России, 2010.

2. Безрядин Д.Н. Основы управления органами внутренних дел: Учебное пособие.- М.: Академия управления МВД России, 2011.

3. Кикоть В.Я., Маилян С.С., Грядовой Д.И. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: науч. Издание. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. Основы управления и делопроизводство в органах внутренних дел: Альбом схем. Учебное наглядное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.

в) дополнительная литература:

1. Булавчик В.Г., Грищенко Т.А., Игошин Н.А. Основы управления в органах внутренних дел: Курс лекций.- СПб: Изд-во СПб ун-т МВД России, 2010.

2. Дорф Р., Бишоп Р. Современные системы управления.- М., 2011.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления.- М., 2010.

4. Основы управления и делопроизводства в ОВД. Альбом схем / А.В. Жаглин, А.Д. Ульянов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

5. Пашкус В.Ю. Современные теории управления.- СПб., 2012.

6. Узжин Ф.Д. Организационная структура.- Волгоград, 2011.

7. Яськов Е.Ф. Теория организации.– М., 2010.

 

Семинарское занятие № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...