Твёрдая вера есть крепкая башня. Для верующего Христос есть всё. Преподобный Марк Подвижник

Паломничество в Крым и на Кавказ.

В далёкой пустыне, в подножии горы,

Где бил родник чистый, прохладный,

В пещере отшельник, отринув дары

Благ мира, жил, сердцем отрадный.

Александр Быданцев

И ещё Вера Михайловна много рассказывала о поездке Кавказ по святым местам, связанным с памятью Феодосия Кавказского. Там тоже путешествовала длительное время, жить приходилось у православных верующих, кто пустит, в монастырях, даже - под открытым небом. И там гонима была от своих же…

Иконки Феодосия Кавказского привезла и всем близким подарила. Почитание Феодосия Кавказского, думается, связано с тем, что он близок был ей по духу, так говорил:

Вера Михайловна (слева) в паломничестве
«Ближних своих спасайте, сколь можете – тех, кто ещё слышать может. Не гнушайтесь ни старым, ни малым, даже капля святости, пролитая в душу ближнего, даст вам воздаяние».

Места, связанные с пребыванием Феодосия Кавказского

А матушка в спасении людей, в приведении их к вере и видела своё предназначение, конечно, не самочинно, а по благословению, потому, что Господь её на это место поставил. А спасать других возможно «врачу, который исцелился сам. Как говорил преподобный Серафим Саровский,

«Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Чудо в Вологде

В Вологде мы пошли в музей, где выставлена икона «Зырянская Троица», написанная, по преданию, Стефаном Пермским.

Когда мы зашли в огромный зал с чудными иконами, Вера Михайловна, поражённая их красотой и величием, пошла в другую сторону, рассматривая их и молясь перед каждой. Этого никто не заметил.

Ансамбль Вологодского кремля
Очень нам хотелось приникнуть к одной из самых главных святынь нашей северной земли, приложиться, но нас предупредили, что образ под сигнализацией: тронешь – приедет ОМОН.

И мы все стояли и молились перед «Зырянской Троицей» под строгим присмотром работников музея. А когда матушка подошла к этой иконе, нас уже там не было, и, конечно, она не знала о строгом предупреждении. Мы уже сидели в автобусе и ждали одного задержавшегося в музее человека - её.

Икона «Зырянская Троица», написанная, по преданию, святителем Стефаном Пермским
По возврашении Вера Михайловна, не слыша выговоров руководителя крестного хода, зашла в автобус и села на место, тут она мне сказала: «Слава Богу, и к «Зырянской Троице» приложилась! », чем очень сильно меня поразила. На моё удивление она ответила удивлением: «А что, нельзя было? ». Сигнализация

почему-то не сработала…

Набережная В. Устюга                    Мост через Сухону (дорога на г. Вологду и г. Москву)
Чудо в Великом Устюге

В 2001 году вчетвером с мужем, дочерью и Верой Михайловной отправились в Великий Устюг - была годовщина смерти моей мамы. Дорога плохая – лежнёвка. Время от времени наша старая машина застревала, напоровшись на бревно, мотор глох. Мотает – только держись, а матушка знай себе читает акафист святителю Николаю или попросит: «Святитель отче Николае, помоги, пусть машинка едет», перекрестит руль, - заглохший мотор начинает работать, и мы едем дальше.

По спине мужа, его затылку, ушам и волосам я понимала: им овладевало недоумение, удивление, радость… Он не понимал, как это может быть, что заглохший мотор сам начинал работать…

Троице-Гледенский монастырь
Помянули маму, решили съездить в старинный монастырь[12], что за рекой на противоположном берегу. У Сергея машина не прошла техосмотр в срок, и мы ехали, сознательно ожидая получить штраф. Через мост, охраняемый ОМОНом, который останавливал и проверял все проезжающие машины, мы проехали мимо очереди машин прямо, нас никто не остановил и в нашу сторону не посмотрел. Это Вера Михайловна помолилась Николаю Чудотворцу, перекрестила охрану и сказала: «Отче Николае, закрой им глазки». И обратно так же проехали. Именно с этой поездки началось воцерковление мужа Сергея.

Милосердие – поистине великая вещь. Это дар Господа, который будучи правильно употреблён, уподобляет нас Самому Богу, насколько это возможно. Святитель Иоанн Златоуст

«Помню, мы поехали в Воркуту, – я – на курсы учителей русского языка и литературы, а Вера Михайловна – сестру навестить и мне помочь. Начинаются лекции, матушка иконочки в аудитории поставит, сидит, читает Псалтырь, и так каждый день по восемь часов. Очень интересно было наблюдать за воркутинцами. В первый день нас встретили настороженно, косились на матушку. Но когда узнали, что Вера Михайловна попросила у старосты список имен и за всех молится, – был такой прорыв! Учителя в матушку просто влюбились.

Воркутинцы – люди без полутонов, только «да» и «нет», либо принимают, либо не подступишься. Нас приняли. Везде потом на такси возили, город показывали, в кафе водили, где бедная матушка, помню, кушала мороженое потихонечку, чтобы не обидеть, хотя ей было трудно, все болело. Как раз накануне прошла курс облучения, в надежде замедлить развитие болезни.

Учителя дали самую высокую оценку курсам: «выше всяческих похвал». И я поняла: дело тут не во мне. Моим курсам давали хорошую оценку, но такой – не было. Просто матушка в глазах учителей смогла придать духовное наполнение моим душевным усилиям. Тогда я, быть может, впервые так отчетливо поняла, как настоящая вера и любовь преображают все, к чему прикасаются».

Кто построил основание своё на камне веры, тот при реках скорбей и бурях искушений не падает.                                                                 Преподобный Ефрем Сирин