Информационный поток, аспекты мировосприятия и психические функции
-А что такое "информационный поток". - сразу же спрашивает Читатель, - "Информационный поток" - это постоянно воздействущая на человека информация об окружающем его мире. И эта информация неоднородна, поскольку отражает реалии и сущности окружающего нас мира. Но все дело в том, что эти существующие в мире реалии становятся информацией только в том случае, когда они кем-то воспринимаются. Вот говорят: "Глух, как пень". Пень воспринимает информацию? - Нет. А человек воспринимает, потому что у него есть специально для этого организованная структура - его психика. Мы часто задумываемся: в чем причина наших разногласий? Почему порой так и не удается прийти к общему мнению? Почему трудно найти компромиссы? А причина довольно проста - все люди по-разному воспринимают информацию об окружающем мире и соответственно по-разному на нее реагируют. Отсюда вывод: мы все - разные, потому что по-разному взаимодействуем с окружающим нас миром. - Поэтому каждый из нас и считает свою точку зрения индивидуальной^ — спрашивает Читатель. -Хотя мне-то иногда кажется, что все вокруг видят то же самое, что и я. но из вредности не желают этого признавать!.. — Давайте-ка не будем спешить с выводами, а лучше разберемся, действительно ли все мы видим одно и то же? И действительно ли одинаково воспринимаем окружающий нас мир? Нам дано воспринимать четыре области информации -материю, энергию, время и пространство - четыре извечные и необъятные категории. Никто не знает, где их истоки, где их предел, но мы с ними взаимодействуем постоянно. В каждой отдельно взятой жизненной ситуации мы наблюдаем их в комплексе: все, что нас окружает, - материально, наделено энергией, расположено в пространстве и существует во времени.
Если мы с помощью этих понятий - материи, энергии, времени и пространства - хотим представить модель наших взаимоотношений с окружающим миром, то самое простое, что мы можем сделать, - это обозначить их геометрическими символами: квадрат будет обозначать материю Энергия и вещество, пространство и время - взаимопротивоположные, исключающие друг друга категории: сжигая вещество, мы приобретаем энергию, преодолевая пространство, — теряем время. Поэтому и рассматриваем мы эти категории, как противоположные полюса, расположенные на противоположных концах двух шкал. — Допустим, некие общие символы у нас теперь есть. -соглашается Читатель. - но как же мы с их помощью представим наше восприятие? Для начала следует уточнить, что мы воспринимаем? -Мы воспринимаем объекты (одушевленные и неодушевленные, статичные и динамичные), видоизменяющиеся в пространстве и времени. Мы воспринимаем себя, как один из таких объектов, и нам интересно знать, как нас воспринимают окружающие. То есть, кроме изучения объекта как такового, нас еше интересует и соотношение между объектами. А следовательно, и каждую ситуацию мы можем рассмотреть как с точки зрения изучения свойств всех задействованных в ней объектов, так и с точки зрения взаимодействия этих объектов между собой, а именно - материальное и энергетическое развитие их взаимоотношений во времени и пространстве. Если мы хотим выразить механизм конкретной жизненной ситуации через геометрические символы, то нам придется выделить материальные, энергетические, временные и пространственные характеристики как для обозначения собственных свойств и качеств объектов (эти символы у нас будут обозначаться черным цветом), так и для обозначения материальных, энергетических, пространственных и временных соотношений между объектами — их мы будем обозначать белыми (незакрашенными) символами, поскольку они обозначают только характер отношений между объектами, но самих свойств этих объектов не показывают.
Таким образом, каждый из наших геометрических символов в свою очередь распадается еще на два значка: (белый и чернный) Черный символ - мы будем называть его "экстравертным" - это как бы взгляд на себя изнутри, как бы характеристика своего (и чужого) внутреннего импульса, оценка своих (и чужих) субъективных качеств. Белый символ - мы будем называть его "интровертным", поскольку это как бы взгляд со стороны на наши отношения, на то, как они развиваются, и на то, как мы вписываемся в уже существующую систему отношений. Что же у нас получилось? - У нас образовались четыре характеристики свойств и качеств объектов (субъектов): материальная - Равно как и четыре характеристики свойств и качеств отношений, поскольку объект или субъект существует в отношениях: материальных - - Да, но каким образом это переходит из области информации в область нашего взаимодействия? - интересуется Читатель. - "Каждая система (по теории информации) принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, которые и сама может выдавать..."4 Человек наделен способностью не только воспринимать эти четыре области информации, но и адекватно реагировать на них посредством определенным образом функционирующих структур нашей психики - так называемых психических функций (IT^D). Поэтому относительно эстравертных и интровертных аспектов восприятия и сами функции подразделяются на экстравертные и интровертные. Экстравертные функции - это те, которые подают и воспринимают сигналы о внешних и внутренних качествах объектов и субъектов. Экстравертные функции условно можно рассматривать как четыре возможности, которые человек использует для того, чтобы приспособиться к внешнему миру: 1) способность собирать информацию о внешних и внутренних свойствах объектов -условно называется логикой;
2) способность собирать информацию о процессах, происходящих во внутреннем мире человека, - условно называется этикой; 3) способность собирать информацию о форме и внешности окружающих объектов - условно называется сенсорикой; 4) способность разбираться в структуре объектов и их потенциальных возможностях - условно называется интуицией. А интровертные функции в свою очередь являются условиями и обстоятельствами, на фоне которых рассматриваются свойства и качества объектов. Таким образом, мы рассматриваем еще четыре способности психики - способности уже интровертных, воспринимающих объекты через соотношения между ними: восприятие пространственных соотношений - Тот факт, что экстравертные функции мы можем рассматривать на фоне интровертных и наоборот, а рациональные — на фоне иррациональных, позволяет представить механизм взаимодействия человека с окружающей средой в форме модели информационного взаимообмена — модели, отображающей все восемь аспектов мировосприятия. Если мы хотим рассмотреть психику человека только как механизм информационного взаимообмена, то нам удобнее всего представить ее в форме восьмикомпонентной информационной модели, где каждая психическая функция будет обозначена символом соответствующего ей аспекта информации. - Тогда какая же разница между психической функцией и аспектом информации, если на схеме мы и то. и другое обозначаем одинаковыми значками? - Между психической функцией и аспектом информационного потока такая же разница, как между радиоприемником и радиоволнами: первое - аппарат, имеющий свое определенное устройство, второе - это сигналы, имеющие физическую природу. Но эти сигналы несут определенную информацию, которую только это устройство и может воспринимать. - То есть функции - это устройство, а аспекты информации - это сигналы?
- Правильно! А теперь посмотрим, какому характеру деятельности человека соответствуют эти "сигналы". (Но не забудем также, что к характеру деятельности человека имеют отношение и психические функции, эту деятельность контролирующие.) Представим это в виде такой таблицы: - "деловая логика" - (экстраверная логика). Логика разумных действий - рассматривает труд как жизненную ценность: технология, процесс, метод, правило, алгоритм, причина и следствие. Предприимчивость, экономные, эффективные действия. Рационализация, технологичность, изобретательность. Целесообразность, здравый смысл. - "логика соотношений" (между объектами) - (интровертная логика). Логика систем - умение систематизировать знания, создавать теории, глубокое понимание логических взаимосвязей между объектами, система фактов, иерархия, подчиненность, административный аппарат, классификация, статистика, учет и контроль. - "этика эмоций" (энергия) - (экстравертная этика). "Внутренняя энергетика" человека - его эмоции, а также умение распознавать душевное состояние других людей, умение воспроизводить эмоции (артистизм) и умение управлять чувствами других людей: смешить, вселять радость, энтузиазм, или наоборот - внушать страх, ужас, тревогу, панику. - "этика отношений" (энергетические отношения) - (интровертная этика). Восприятие мира через отношения между людьми, дипломатичность, деликатность, ответственность за свои поступки, терпимость, снисходительность, любовь, доброта, милосердие, сострадание. - "интуиция возможностей" (время) - (экстравертная интуиция). Способность чувствовать возможности людей, умение видеть перспективы развития, ощущение единства и взаимосвязи процессов, целостное восприятие мира, понимание самой сути процессов. - "интуиция времени" (временные соотношения) - (интровертная интуиция). Понимание противоречий и ощущение изменчивости мира, ощущение значимости момента, предчувствие опасности, учет опыта прошлых ошибок, терпимость, мечтательность, надежда на лучшее, умение управлять процессами во времени, быстрая реакция, умение рисковать. - "волевая сенсорика" (пространство) - (экстравертная сенсорика). Способность контролировать пространство и завоевывать сферу влияния. Целеустремленность, мобилизация, властность, дисциплинированность, воля к победе, отпор внешнему давлению и защита собственных интересов, силовое противостояние, умение оценить силу противника и его способность к сопротивлению. Амбициозность, авторитетность, авторитарность, стремление к лидерству.
- "сенсорика ощущений" (пространственные ощущения) -— (интровертная сенсорика). Умение расслабляться и наслаждаться жизнью, умение получать тонкие и изысканные удовольствия. Восприятие секса как гармонии ощущений. Умение создавать и воспринимать прекрасное. Способность к дизайну, стремление к высокому внутреннему качеству, к чистому, неперегруженному пространству, уюту, комфорту, эстетике, красоте и здоровому телу. -Ну и как все эти аспекты проявляются в характере людей - спрашивает Читатель? - Преобладающие аспекты психических функций проявляются в каждом человеке в виде психологических признаков. Их-то мы и наблюдаем...
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|