Эффективность управленческих решений и контроль их реализации
Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о внешних условиях, влияющих на эффективность решения. Под внешними условиями здесь понимаются любые факторы, на которые не может влиять лицо, принимающее решения: долговечность работы узлов и агрегатов, стоимость ремонта и т.д. Причиной неопределенности всегда является незнание некоторой информации. Под риском понимается возможность каких-либо неблагоприятных последствий принятого решения: потери ресурсов, недополучения прибыли, возникновения дополнительных расходов, несвоевременного выполнения работ и т.д. Классификация рисков по источникам их возникновения: - хозяйственно-экономические - политико-экономические - риски партнерства - производственно-технологические - риски противодействия - природно-климатические Основные способы снижения риска следующие: · диверсификация - выбор комбинации из нескольких решений. В этом случае можно рассчитывать, что если какое-либо из решений окажется неэффективным, то связанные с этим потери будут компенсированы за счет других решений. Пример использования этого способа снижения риска - выпуск нескольких видов продукции в условиях, когда спрос на продукцию не гарантирован. В этом случае можно рассчитывать, что хотя бы некоторые виды продукции будут пользоваться спросом; · получение дополнительной информации. Примеры: дополнительные исследования рынка сбыта до начала выпуска новой продукции, проверка состояния предприятия при его обращении в банк для получения кредита. Как правило, получение дополнительной информации требует затрат;
· лимитирование - установление предельных величин расходов (денежных, материальных и других ресурсов) на реализацию рискованных решений; · распределение риска между несколькими сторонами-участниками; · страхование; · самострахование - резервирование средств на компенсацию потерь в случае неудачной реализации принятых решений. Принятие решений в условиях риска включает следующие основные этапы: 1) качественный анализ - определение источников риска и стадий реализации решений, на которых возможен риск; 2) количественный анализ - оценка степени риска и выбор решения. Существует несколько классов методов принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация методов принятия решений в условиях риска и неопределенности: Экспертные - решение принимается на основе экспертных оценок. Игровые - решение применяется на основе методов теории игр. Статистические - решение принимается на основе анализа результатов принятия аналогичных решений в прошлом. Аналитические - решение принимается путем расчетов на основе каких-либо математических методов (например, методов математического программирования, теории вероятностей и т.д.) Методы на основе деревьев решений - решение принимается на основе анализа всех возможных результатов принимаемых решений, а также вероятностей этих результатов Методы на основе зон риска - решение принимается на основе выявления возможных диапазонов потерь и их вероятностей возможность указать диапазоны допустимого, нежелательного и недопустимого риска Имитационные методы - решение принимается по результатам моделирования процессов реализации возможных решений и внешних условий (обычно – на основе метода Монте-Карло)
Эффективность управленческих решений и контроль их реализации Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Эффективность управленческих решений это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации [Литвак] Эффективность управленческих решений разделяется на следующие виды: 1.Организационная эффективность - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время. Организационная эффективность и качество управленческих решений неразрывно связаны и поэтому во многих публикациях эти параметры рассматриваются совместно. 2.Экономическая эффективность - это отношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию. 3.Социальная эффективность - это факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. 4.Технологическая эффективность - факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального, мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами. 5.Психологическая эффективность - факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. 6.Правовая эффективность - оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. 7.Экологическая, этическая, политическая эффективность - факт достижения экологических, этических, политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Факторы, влияющие на эффективность:
• компетентность и опыт работы ЛПР (лица принимающего решение); • степень информированности ЛПР; • уровень коллегиальности в процессе разработки решения; • удельный вес контролируемых решений; • степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение, в его реализации; • мотивация исполнителей; Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке. Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой — процесс отслеживания хода выполнения принятых УР и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению. Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР. Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача — разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.
Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции: 1. Создание или пополнение базы данных по следующим направлениям: - наименование целей и составляющих их задач; - начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации; - перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения; - набор решений о корректировках в контрольной деятельности: сроки разработки и выполнения; - побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации; - набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений. 2. Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях. 3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|