Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность управленческих решений и контроль их реализации

Разработка и выбор управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о внешних условиях, влияющих на эффективность решения. Под внешними условиями здесь понимаются любые факторы, на которые не может влиять лицо, принимающее решения: долговечность работы узлов и агрегатов, стоимость ремонта и т.д. Причиной неопределенности всегда является незнание некоторой информации.

Под риском понимается возможность каких-либо неблагоприятных последствий принятого решения: потери ресурсов, недополучения прибыли, возникновения дополнительных расходов, несвоевременного выполнения работ и т.д.

Классификация рисков по источникам их возникновения:

- хозяйственно-экономические

- политико-экономические

- риски партнерства

- производственно-технологические

- риски противодействия

- природно-климатические

Основные способы снижения риска следующие:

· диверсификация - выбор комбинации из нескольких решений. В этом случае можно рассчитывать, что если какое-либо из решений окажется неэффективным, то связанные с этим потери будут компенсированы за счет других решений. Пример использования этого способа снижения риска - выпуск нескольких видов продукции в условиях, когда спрос на продукцию не гарантирован. В этом случае можно рассчитывать, что хотя бы некоторые виды продукции будут пользоваться спросом;

· получение дополнительной информации. Примеры: дополнительные исследования рынка сбыта до начала выпуска новой продукции, проверка состояния предприятия при его обращении в банк для получения кредита. Как правило, получение дополнительной информации требует затрат;

· лимитирование - установление предельных величин расходов (денежных, материальных и других ресурсов) на реализацию рискованных решений;

· распределение риска между несколькими сторонами-участниками;

· страхование;

· самострахование - резервирование средств на компенсацию потерь в случае неудачной реализации принятых решений.

Принятие решений в условиях риска включает следующие основные этапы: 1) качественный анализ - определение источников риска и стадий реализации решений, на которых возможен риск; 2) количественный анализ - оценка степени риска и выбор решения.

Существует несколько классов методов принятия решений в условиях риска и неопределенности. Классификация методов принятия решений в условиях риска и неопределенности:

Экспертные - решение принимается на основе экспертных оценок.

Игровые - решение применяется на основе методов теории игр.

Статистические - решение принимается на основе анализа результатов принятия аналогичных решений в прошлом.

Аналитические - решение принимается путем расчетов на основе каких-либо математических методов (например, методов математического программирования, теории вероятностей и т.д.)

Методы на основе деревьев решений - решение принимается на основе анализа всех возможных результатов принимаемых решений, а также вероятностей этих результатов Методы на основе зон риска - решение принимается на основе выявления возможных диапазонов потерь и их вероятностей возможность указать диапазоны допустимого, нежелательного и недопустимого риска

Имитационные методы - решение принимается по результатам моделирования процессов реализации возможных решений и внешних условий (обычно – на основе метода Монте-Карло)


 

Эффективность управленческих решений и контроль их реализации

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Эффективность управленческих решений это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческих решений в организации [Литвак]

Эффективность управленческих решений разделяется на сле­дующие виды:

1.Организационная эффективность - это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за мень­шее время. Организационная эффективность и качество управлен­ческих решений неразрывно связаны и поэтому во многих публи­кациях эти параметры рассматриваются совместно.

2.Экономическая эффективность - это отношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации кон­кретного управленческого решения, и затрат на его разработку и реализацию.

3.Социальная эффективность - это факт достижения соци­альных целей для большего количества человек и общества за бо­лее короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.

4.Технологическая эффективность - факт достижения определен­ных результатов (отраслевого, национального, мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.

5.Психологическая эффективность - факт достижения пси­хологических целей для большего числа работников или населе­ния за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

6.Правовая эффективность - оценивается степенью достижения пра­вовых целей организации и персонала за более короткое время, мень­шим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.

7.Экологическая, этическая, политическая эффективность - факт достижения экологических, этических, политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим чис­лом работников или с меньшими финансовыми затратами.

Факторы, влияющие на эффективность:

• компетентность и опыт работы ЛПР (лица принимающего решение);

• степень информированности ЛПР;

• уровень коллегиальности в процессе разработки решения;

• удельный вес контролируемых решений;

• степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывающих решение, в его реализации;

• мотивация исполнителей;

Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.

Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой — процесс отслеживания хода выполнения принятых УР и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

Контроль УР как на стадии разработки, так и на стадии реализации является важнейшей функцией управления. Контроль может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению.

Контроль по результатам осуществляется на базе организационной, технической, экономической, финансовой и другой документации. Оценивается отклонение фактического результата от планового, зафиксированного в соответствующих документах. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стандартов и правил до начала или в процессе разработки или реализации УР.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала реализации целей и программ организации. Основная его задача — разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать работников не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля.

Текущий контроль осуществляется в ходе разработки и реализации УР по разработанному регламенту. Контроль может быть пассивным или активным.

Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. Он имеет три важные функции:

1. Создание или пополнение базы данных по следующим направлениям: - наименование целей и составляющих их задач; - начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации; - перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения; - набор решений о корректировках в контрольной деятельности: сроки разработки и выполнения; - побочные (положительные и отрицательные) результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации; - набор дополнительных решений по нейтрализации или усилению побочных явлений.

2. Формирование статистики деятельности организации, позволяющей руководителю или специалисту принимать более эффективные решения при форс-мажорных ситуациях.

3. Выявление инновационных технологий (производственных и/или управленческих), прошедших апробацию. Данные технологии могут стать предметом продажи как интеллектуальная собственность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...