Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Но мы по своему понимаем любовь .




Да человеческий язык имеет три слова, раскрывающие разные виды и проявления любви. Любовь часто является не чем иным, как переодетым эгоизмом.

 

Эрос.

Греческое слово "эрос" определяет любовь как страсть, любовь плотскую, животную, инстинктивную, биологическую, любовь, продиктованную гландами. Именно с этим видом «любви» мы сейчас более полно разберёмся.

Потому что все фильмы, интернет, все сцены, сериалы…. все песни ныне воспевают и возвеличивают день и ночь только эрос, называя его «любовью».

В наш век, век так называемой "свободной любви", "половой революции", "новой морали", любовь понимается и проповедуется как бесконтрольное удовлетворение разнузданных страстей, узаконение всяких половых извращений и всякого "растления похотью". Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Как точно сказано! Именно в переходный период юноша, девушка, попадают в сложнейший выбор, где малая ошибка способна привести к жизненной катастрофе. И потому скорее не прав тот, кто называет словом «Любовь» физиологическую способность и животный инстинкт. Скорее это влюблённость. Может быть это какой то шаг к любви, но это не Любовь. Может именно поэтому и ад и земля и Небо смотрят на то, что выберет человек. Истинную любовь или подмену её ввиде плотского влечения полов. «Человек — это животное, призванное стать Богом» (24).

Можно предположить, что если в промысел Божий и входил способ плотского совокупления, то он не имел того страстного характера, который приобрел в падении. Такой бесстрастный образ зачатия мог быть достигнут первой парой в результате их духовного роста, зрелости.

«...Они (Адам и Ева) не имели понятия о рождении детей; а надлежало им сперва созреть, а потом умножаться».(25).

Но если перейти к рассмотрению человека падшего, то нельзя не признать, что любовное стремление мужчины и женщины друг к другу – неискоренимая сила, и не учитывать ее нельзя. Сила эта вложена в человека Богом, но извращена грехом.

«Истребить половую страсть нельзя;...так как пол дан человеку не какой-то темною силою, не злым началом в мире, а Самим Творцом, и дан для чего-то» (26).

Раскрытие божественного замысла в силе полового влечения – задача наисложнейшая. Слишком высок потенциал творческой созидательной энергии в человеке, проявляющийся в эросе. Слишком трагичен результат действия этого потенциала в грешной душе.

Человеческое тело существует не само по себе, оно находится в состоянии жизни до того момента, пока Душа соединена с ним. Душа создана Творцом разумной. И Ею то, а не телом, хотя и через тело, человек воспринимает все вокруг его окружающее. Тело - лишь орган действия Души. Душа обучается, получает знание, накапливает опыт, и, получив оное через тело, через него же передает все накопленное другим. Если Душа чистая, то дела человека добрые. Если же Душа погрязла в грехах, то дела человека злые.

Но в отличие от животных, человеку в числе первых заповедей благословлено не просто плодиться и размножаться, но и владычествовать над всем живым и над всей землею. Поселены были на небольшой площади,под названием Эдем. Но должны были размножиться и заселить всю землю и возделывая преобразовать всю землю в Рай. Как и почему? Нам неведомо.

 

Филия.

Другое греческое слово - -характеризует любовь как душевное влечение, наблюдаемое между преданными друзьями. Это не что иное, как искреннее, чистое проявление душевных чувств человека к человеку. Это можно сказать и о любви к Родине, о любви ребенка к маме и родителей к детям, о любви к избранной профессии... Но это всего лишь чувство, но никак не Любовь, как нам втюхивает телевизор, эстрада, литература. Любовь - это состояние души, свободного и осознанного выбора. А "филия" может это и шаг к любви, но и это ещё не Любовь. Если применимо- "любила - разлюбила", то любви нет, ибо Любовь никогда не перестаёт быть.

Мы люди привыкли называть любовью игру своей крови, игру своего воображения, игру своих нервов. Но это не есть настоящая любовь, это есть уродливое искажение любви, самообман.

Мы играем в такую любовь, пока не задето наше чрезмерное самолюбие, а если задели, как говорится от любви до ненависти один шаг.
Земная любовь переменчива и непостоянна, как и наше настроение. Сегодня ты сгораешь от страсти, а завтра дрожишь от гнева.

Или как часто говорит А.И. Осипов –«Сегодня клянутся в любви, а завтра делят целлофановый пакет!»

Однажды мы понимаем что ничто земное не приносит нам счастье, даже семья и здоровье и благополучие и те кто нас окружают если в душе нет чего то важного...Нет истинной Любви.

– Ты считаешь, что любишь…..Но что такое «любить» – не знаешь и сам. Можешь ли ты честно сказать, что не ищешь своих удовольствий? Не раздражаешься, готов принимать человека и в болезни, и в дурном настроении, готов бесконечно терпеть? Прощать несовершенство, ошибки, недостатки? Некрасивость, появляющиеся морщины, портящиеся постепенно зубы? Всегда отдавать, ничего не получая взамен? Любовь – это бесконечные мелкие жертвы. Крупные жертвы от тебя будут требовать редко, а вот мелкие – каждую секунду. И если ты к ним не готов, не готов и к любви. Назови свое чувство как-нибудь иначе и не пачкай хорошего слова. Оно и так сейчас испачкано вконец. (27).

 

 

Агапи.

 

Третье греческое слово - "агапи". Оно выражает высшую степень привязанности, - любовь духовную, а не душевную и плотскую, - любовь святую, любовь Божию. Здесь в мире мы можем видеть что то подобное этой Любви на примере матери к своему дитю. Это чистое светлое чувство ближе всего к Любви Божией, но Божия несравненно больше, выше, глубже и невыразимей. Любовь к Богу это Страх Божий, не приводит в ужас, как страх перед тираном или диким зверем; наоборот, приближает к Богу и наполняет душу благоговейным трепетом. Бояться Бога значит любить Бога и служить ему всем сердцем, всей душой избегать зла и неправды. Любовь к человеку – это страшиться даже в чем то малом обидеть его. Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить настоящую любовь, так как она неземного, но небесного происхождения.

Любовь невозможно описать. Слова здесь бессильны, нужен личный опыт. Высшие проявления любви вообще нельзя выразить никакими словами.
Можно лишь сказать о свойствах настоящей любви.
Любовь измеряется не словами, не чувствами, а самопожертвованием.

Настоящая любовь всегда облекается в смирение.
Где нет истиной любви со смирением, то там будет лишь переодетый эгоизм, пусть даже в красивой обертке.

Истинная Любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (28).

В любви нет страха, тщеславия, лжи, лести, дерзости, лицемерия, человекоугодия, гордости. Подлинная духовная любовь у нас, между людьми, весьма редкостная вещь. Ею могут обладать скорее всего только святые.

"Что такое Любовь?! – это кровоточащее сердце, которое должно умереть за Любовь, чтобы начать жить. Умереть - выстоять в добре перед злом. Со злом не борются – борются за добро, за Любовь, в Которой нет зла. Насколько ты преодолеешь в себе зло, настолько ты становишься ближе к Любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»(Ин. 15:13). Это не только отдать жизнь за кого то, но чаще всего суметь побороть в себе всякое зло ради того, на кого ты зол....

Любовь может узнать только прочная душа, прочная – значит, целомудренная и мужественная. Только Любовь невозможно раздать до конца – чем больше отдаешь, тем больше остается. Поэтому как в настоящей дружбе нет разочарований, так в настоящей Любви нет обид." (29)

 

Моя любовь — не тогда когда я весь, так сказать, пушистый, мягкий, добрый и на всех моргаю глазками - бусинками, всех люблю: эта любовь вообще ничего не стоит, если жёстче не выразиться.
Любовь — это когда я никого не люблю, но заставляю себя делать дела любви. Я имею раздражение, ненависть, нетерпение, массу других сердечных эмоций, совершенно не вписывающихся в любовь, противоположных ей, однако я имею страх Божий и понуждаю себя на добродетель, и через силу, волевыми усилиями, делаю то, что делать нужно.
Вот это уже имеет награду.
Нельзя списывать добродетели на природное свойство: вот он добрый от природы и ему хорошо, вот он всех любит, потому что хорошим родился. Это всё ерунда, это вообще никакой цены не имеет. А цену имеет волевое усилие, направленное в сторону добродетели. (30).


 

 

 

Кто есть человек?

Сотворил Бог человека особенным образом, отличным от того, каким произвел прежде все прочие свои создания. Священное Писание представляет Бога совещавшимся с Самим Собой перед сотворением человека. “Сотворим человека, – произносит непостижимым образом Непостижимое Божество, – по образу Нашему и по подобию: и обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми и скотами, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли” (31). “Смотри теперь, – восклицает св. Иоанн Златоуст, – какая перемена в словах. Уже не говорит: “да будет человек (как при сотворении неба и земли говорил: “да будет свет”, “да будет твердь”, “да будут светила”), но что? Сотворим человека по образу нашему и по подобию. Что за новость? Что за особенность? Кто это созидается, что для создания его Создателю понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся, возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные”. По мысли святых Отцов, одно только счел Бог достойным собственных рук – сотворение человека. Это преимущество человек получил ради своей души. Производится он не единократным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и созидается постепенно. Сначала Господь образует тело, потом вдыхает в лицо его дыхание жизни. Из самого образа сотворения видно, что достоинство тела человеческого несравненно выше всех прочих тел, а душа несравненно выше всех душ животных, которых произвела из себя земля по повелению Творца. (32). “Происхождение человека превосходнее происхождения всего, – говорит св. Василий Великий, – ибо сказано, что Бог взял персть от земли и создал человека. Он удостаивает созидать наше тело собственной рукой; не Ангел употреблен был для созидания, не земля произвела нас сама собой, как кузнечиков; не служебным силам повелел Он сделать то или другое, но, взяв персть от земли, созидает собственной рукой”.То есть наделил свойствами, которыми обладает Сам: свободой, творчеством, разумом. волей и обладающим словом и мыслью. Только человеку присущи чувства совести и стыда.

Всю Свою безграничную любовь Бог вложил в творение свое, в Свой Образ. О первозданном человеке мы почти ничего не знаем. Очень мало сказано о нём и в Писании. Но есть выражение-«Хотите увидеть Бога, загляните в глаза детей….» Именно где то так же невинными и чистыми выглядели и первозданные Адам и Ева.

Сотворённый Человек- это отражение всего мира, всего Космоса. Человек Адам подобно Богу был исполнен любви, излитой на него Богом. А любовь всегда требует того, чтоб делиться собою с кем то, отчего она не уменьшается, но подобно огню умножается. Чем больше отдаётся, тем больше её.

За всё время творений Своих Бог только однажды произнёс слово «нехорошо»–«Нехорошо человеку быть одному!» И усыпив человека, берёт от него ребро, наверное которое находилось возле самого сердца Адама, и творит из него прекрасное Свое творение-жену и помощника Адаму. Адам назвал её - Ева. Что значит «Дающая жизнь».

«Женщина произошла из ребра мужчины. Не из ноги,чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить. А из боку, чтобы быть бок о бок с ним. И из под руки, чтобы быть защищённой. И от сердца чтобы быть любимой..(33). И они пребывали в Едеме до грехопадения, когда, преступив заповедь, соблазненные лукавым искусителем, были изгнаны из рая. По благому приговору Создателя Ева соделалась спутницей на многотрудном земном пути Адама. а через многоболезненное чадородие свое, - праматерью человеческого рода.

Для чего? Для того чтоб человек научался любви и мог делиться любовью, как и Бог делится с ним Своею Любовью. И уже не один владыка и царь на земле, но двое. “Ибо Творец Вселенной, создавая вас, посеял в ваших сердцах семена любви.” (34).

Человек был создан совершенным, но однако совершенство было при этом относительным, ибо Адаму предстоял труд добродетели.

Что такое душа?

Одним из труднейших вопросов является вопрос происхождения индивидуальной души всякого человека.

Многие авторитетные отцы Церкви склонялись к мнению о невозможности сделать окончательный вывод о способе происхождения каждой индивидуальной души.

Предельно мало об этом повествует и само Святое Писание. Ключевым библейским текстом является: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. (35). Стоит отметить что в оригинале текста стоит " и вдунул в ноздри его дыхание жизней...". почему именно в ноздри. иудейское предание сообщает "Как Мне следует внести в него жизнь? Может, через рот? Я не могу так поступить, ибо он употребит свой рот для злословия. Через глаза? Нет, ибо он будет смотреть со злыми намерениями. И уши его тоже не подходят для того, чтобы душа вошла через них, ибо он будет слушать ими богохульства. Я изберу более подходящее отверстие - ноздри. Через ноздри загрязненный воздух выходит наружу. Ноздри как бы очищают тело. Пусть через них в тело войдет душа".

«доколе... дыхание Его во мне и дух Божий в ноздрях моих» (36).

Хотя из этого текста вполне очевидно, что душа Адама, так же как и тело, была сотворена непосредственно Богом с помощью особого творческого акта. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (37).

Преп. Иоанн Дамаскин полагает, что «Бог дал человеку разумную и мыслящую душу посредством Своего Вдуновения»; это значит, что «Бог сотворил душу Своим Божественным и животворящим Вдуновением, что я называю Духом Святым».

Про душу первого человека, Адама, нам как то понятно теперь. А как же нам понять откуда берутся индивидуальные, неповторимые души всех людей?

Более понятным нам будет именно наследование через семя отца и семя матери как нашего тела, так и души. Ибо семя есть концентрация всей духовнотелесной информации. Семя одухотворено и при слиянии этих двух клеток зарождается новое тело и новая душа, зачинается человек. Единственный и неповторимый и в то же время очень бывает похож на родителей своих во всём, как телом так и душой. Поэтому теория о предсуществовании душ и их перевоплощениях является ни чем иным как ложью и клеветой сатаны на Истину.

Механизм передачи души от родителей Тертуллианобъяснял следующим образом: у души, так же как и у тела, есть свое семя, которое одновременно с телесным семенем внедряется в утробу матери. Поэтому душа и тело каждого человека зачинаются, образуются, совершенствуются и рождаются одновременно, без какого-либо временного промежутка или различия в порядке. То, что по свидетельству Свящ. Писания душа и тело человека изначально имели различное происхождение, …. только сначала были разделены между собой, как прах земной и дыхание Божественного Духа, а после соединения образовали уже одного человека, в котором они столь тесно соединились и смешались друг с другом, что их семена стали чем-то единым; и таким образом роду человеческому был передан обычный способ размножения, когда душа и тело человека одновременно передаются от родителей в момент зачатия.

Грехопадение прародителей наложило огромный отпечаток и духовного порядка. Не только повредилось тело, но и весь человек в целом. Но как в семени Адама было всё человечество, потому и все человеки унаследовали повреждения. Потому нет человека без греха.

Климент Александрийский считал, что неразумная животная душа человека передается через телесное семя в зачатии, а высшая разумная душа приходит в этот момент с неба и непосредственно Богом или при посредстве неких ангелов, предвидящих момент зачатия, соединяется с содержащейся в семени животной душой

свт. Ириней Лионский, согласно которому «каждый из нас как получает свое тело через искусство Божие, так получает и свою душу»

Как видим при зачатии новой жизни, нового человека, Бог непосредственно бывает участником и свидетелем. И это предположение подтверждают слова Писания:. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.

Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.

Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (38).

И такое предположение не противоречит слово Спасителя: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (39). «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (40).

Как зародыш в материнской утробе не сразу становится человеком, а постепенно принимает человеческий образ; и рождается он не взрослым, а растёт и развивается в течение многих лет, пока, наконец, не достигнет зрелости. И как семена ячменя или пшеницы не тотчас, как только посеяны, пускают корни, но лишь после того, как пройдут холода и ветры, в нужные сроки они пускают стебли: так бывает и в духовной жизни, в которой требуется столько мудрости и опытности, — человек возрастает постепенно, пока не достигнет совершенства.(41).

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его. (42).

 

Дух, душа и тело?

Отцы Церкви также часто в связи с образом Божиим в человеке говорят о Троице. При этом образ Божественной троичности усматривается в связках «дух — душа — тело», «разум — воля — чувства», «мысль — слово — дыхание» и др. (43).

У каждого животного есть душа, живящая его тело. Это касаться может и растительного мира. Говорят что даже камни и те растут. Но человек, уже в плане и в процессе творения особо отличился от двусоставного всего мира животного и растительного. В лицо человека Бог Сам вдунул Свой Дух. "Это и его ум, его мысль, его словесные сердечные ощущения, чуждые естеству зверей и скотов, общие естеству человеческому и ангельскому…. " (44). «… стал человек душею живою..- вечной и безсмертной как и Сам Бог.
Каждый человек воспринимает себя как некое "Я". Так вот Ваше "Я" - это и есть невидимая Душа. Как тело одевается в одежду, так Душа пребывает в теле. Душа - это то, что мы называем личностью человека со всеми его качествами, привычками и характером. Душа - это собственно сам человек. В этом и заключается сложность высшего из сотворенных на земле существ - человека, что он является не набором клеток, тканей и органов, а безсмертным разумным существом. И потому правильнее будет сказать «-У человека нет души, ибо он и есть –душа, у которой есть тело.» “Тело есть ближайшее орудие души и единственный способ обнаружения ее во вне в настоящем мире. Это первоначальное его назначение. Посему самым устройством оно совершенно приспособлено к силам души”.(45).

Дух в человеке - это высшая сфера души которая предназначена для богообщения, для богосозерцания. Порождает мудрость, концентрирует богопознания.

Духовно-телесный человек создан как вершина («венец») Божьего творения. Находясь на стыке двух миров, духовного и материального, он был призван быть управителем Бога во вселенной. Другая заповедь — хранить и возделывать землю— точно определяет механизм этого управления. Хранить — значит суметь сохранить полученные дары и величие, возделывать — трудиться, познавать, приносить плоды. Рай поэтически назван садом, и стало быть, человек — садовник, приносящий Творцу плоды благодатного труда (попутно заметим: в замысле Божием небесные светила не правят человеком, а служат ему; природа — не «мать», а скорее «сестра» или даже служанка).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...