Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и место управленческого учета




1. Сущность управленческого учета и этапы его развития.

2. Управленческий, финансовый и налоговый учет, их взаимосвязь

3. Предмет, объекты и методы управленческого учета

4. Принципы и функции управленческого учета.

 

Задачей управленческого учета является составления отчетов второй и третьей групп, информация которых предназначенная для собственников предприятия (организации), где проводится учет, и его руководителей (менеджеров), то есть для внутренних пользователей бухгалтерской информации. В этих отчетах должна отображаться информация не только об общем финансовом состояние предприятия, но и положение дел непосредственно в производстве. Содержание отчетов может изменяться в зависимости от их целевого назначения и должности управленца, для которого они предназначены. Например, анализ себестоимости изделия – с целью определения себестоимости продукции; смета – для планирования будущих операций; текущие оперативные отчеты центра ответственности (производственного участка) – для оценки результатов его работы; отчеты о понесенных затратах – для принятия краткосрочных решений; анализ сметы капитальных вложений – для целей долгосрочного планирования и т.д. Менеджеры требуют информацию, которая поможет им. В принятии решений, контроли и регулировании управленческой деятельности. К такой информации можно отнести, например, продажные цены, затраты на производство, спрос, конкурентоспособность, рентабельность товаров, которые выпускает предприятие.

Процесс формирования и развития управленческого учета можно разделить на три этапы.

Продолжительное время бухгалтерский учет был лишь средством регистрации хозяйственных операций методом двойной записи и составлением финансовой отчетности. Учет затрат (производственный учет), как часть бухгалтерского учета, осуществлял только обобщение затрат для калькулирования себестоимости продукции. Тем не менее уже в начале XX столетия стало понятно, что традиционный учет не в полной мере удовлетворяет потребности управления в условиях обострения конкуренции, усложнений технологий и организации производства. Вследствие этого на основе разработки методов нормирование работы (система Ф. Тейлора) была усиленна контрольная функцию учета через применение системы калькулирования стандартных затрат и оперативного анализа отклонений.

Второй этап развития управленческого учета началось в середине 30-х лет и был связан, прежде всего, с разработкой системы калькулирования переменных затрат (которая получила название “директ -костинг”) и учета по центрам ответственности.

Вследствие внедрения этих систем сформировалась отдельная подсистема бухгалтерского учета, которая применяла не только денежные измерители, и была ориентирована не на потребности калькулирования продукции для составления официальной отчетности, а на принятие текущих управленческих решений.

Итак, можно считать, что управленческих учет как самостоятельная система сформировался в середине 50-х лет. Именно с того времени он является обязательным начальным курсом для менеджеров.

Третий этап развития управленческого учета началось в середине 70-х лет в связи с усилением роли стратегического управления в условиях глобальных изменений в технологии и в системах управления.

Если до этого времени управленческий учет был ориентирован лишь на управление производством, то теперь он все больше превращается в стратегический управленческий учет.

Современный управленческий учет, использует внешнюю и внутреннюю информацию, обеспечивает потребности не только производства, а и маркетинга, управление исследованиями и других функций бизнеса. Он осуществляет анализ деятельности с учетом как текущих, так и долгосрочных целей, разрабатывает методы получения, сбора информации о решающих факторах успеха: качество, инновации, время и т.п..

Под управленческим учетом понимают процесс выявления, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и передачи информации, которая используется управленческим звеном для планирования, оценки и контроля внутри предприятия.

И самой главной: основой управленческого учета является сбор информации о затратах предприятия и себестоимость. Отечественной практикой глубоко обработанные вопросы, связанные с калькулированием. Накоплен богатый теоретический и практический опыт в области нормативного метода учета затрат и калькулирования, подобного к системе “стандарт -кост” в управленческом учете.

Тем не менее, приемы и методы управленческого учета, которые использовались в директивной экономике, не давали нужного результата. Не было собственника, заинтересованного в снижении производственных затрат. Именно поэтому в свое время не удавалось разрушить затратный механизм в ценообразовании. Только в условиях рыночного отношения возможная объективная интеграция методов управления в единую систему управленческого учета.

Некоторыми вопросами, которые являются прерогативой бухгалтерского учета, занимаются сегодня отдельные подразделения предприятия (при составлении оперативной отчетности, анализе экономической деятельности и т.п.), поэтому эта информация разбросана между разными службами, информация не может быть своевременно и комплексно использована. Анализ экономической деятельности если и проводится, то с большим опозданием, если основные финансовые показатели предприятия уже сформированные то возможность повлиять на них утрачена; эффективность работы отдельных подразделений, как правило, совсем не анализируется.

На предприятиях не обращая на необходимость, практически отсутствует налоговое планирование. Вместе с тем, продуманный подход к калькулированию, которое лежит в основе управленческого учета, в ряде случаев способный облегчить налоговое бремя организации.

Переход на национальные стандарты бухгалтерского учета, новые экономические условия расширяют функции и полномочия бухгалтерской службы. Бухгалтерская профессия выходит на качественно другой уровень, а бухгалтер – аналитик в своей деятельности поднимается на новую ступень, перейдя от учетной регистрации хозяйственных фактов к управлению производством.

 

 

2 Специалисты в области бухгалтерского учета занимаются ведением счетоводства и формированием информационной базы, которая связанная с ним. На ведущих предприятиях плановые отделы не работают изолировано от бухгалтерской службы, но есть бухгалтеры, которые занимаются планированием и прогнозированием на базе оперативной бухгалтерской информации. Данный вид профессиональной деятельности также является составной частью системы бухгалтерского учета. Таким образом, вся информация, которая необходимая для управления предприятием, готовится бухгалтерами, а вся связанная с этим профессиональная деятельность называется бухгалтерским учетом. Поскольку такая деятельность включает работу по составлению отчетности предприятия, анализа его финансовых показателей, плановую работу, а также все то, что связанное с контролем за деятельностью предприятия, то управленческий учет является частью системы бухгалтерского учета.

Рассмотрим особенности каждого из трех видов бухгалтерского учета. Их основные отличия обобщены в таблице 1.

Таблица 1- Сравнительная характеристика управленческого, финансового и налогового учета.

Признак сравнения Управленческий учет Финансовый учет Налоговый учет
       
1. Обязательность ведения учета Зависит от решения администрации Нужно по законодательству Регламентируется налоговым законодательством
2. Цель учета Предоставление информации для планирования, управления и контроля Составления финансовых документов (отчетности) для внешних пользователей Предоставление информации о начислении и уплате налогов налоговым органам
3. Пользователи информации Относительно небольшая группа, члены которой известные большая группа, члены которой неизвестные Налоговые органы, управления
4. Базовая структура зависит от поставленной цели Активы = Обязательство + Капитал собственников Учет валовых доходов и валовых затрат
5. принципы учета Все, что полезно управляющим Общепринятые принципы (GAAP) Строгая государственная регламентация учетных процедур
6. Привязка за временем Оценка и виды на будущее Фиксация хозяйственных фактов в учете непосредственно после их осуществления Формирование данных происходит не обязательно в день осуществления операций. Зависит от отчетного периода.
7. измерители в учете Информация как денежная, так и в натурально-вещественном выражении Денежные, трудовые, натуральные денежные
8. Степень точности информации Много приблизительных оценок Информация точная, небольшое число приблизительных оценок Большие требования к точности
9. Частота отчетности Зависит от потребностей управления (часто – ежедневная, еженедельная, ежемесячная) Квартальная, годовая Квартальная, годовая, ежемесячная

 

       
10. сроки предоставления отчетности Оперативно по окончании отчетного периода На требование пользователей или в установленные законодательством сроки В установленные законодательством сроки
11. Объект учета и отчетности Центры ответственности, отдельные продукты Организация в целом База налогообложения
12 Степень ответственности за ошибки в учете дисциплинарная административная административная
13 элементы метода бухгалтерского учета Не обязательно – счета, двойная запись Все элементы метода: счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, баланс и отчетность Не обязательно – счета, двойная запись
14 Группирование затрат За статьями калькуляции, за способами включения в себестоимость, за степенью влияния объема производства на уровень затрат За элементами затрат За возможностью отнесения в состав валовых затрат
15 степень открытости информации Информация имеет конфиденциальный характер Информация является открытой, публичной Предоставляется только налоговым органам, но не является коммерческой тайной
16 порядок расчета финансовых результатов В зависимости от цели учета рассчитывают прибыль или маржинальный доход как результат деятельности отдельного центра ответственности Финансовый результат от всех видов деятельности предприятия за отчетный период отображается на счете прибылей и убытков Прибыль = Скорректированный валовой доход отчетного периода – валовые затраты – амортизационные отчисления  

 


Анализируя таблицу 1 можно выделить основные отличия управленческого, финансового и налогового учета:

- управленческий учет не руководствуется общепринятыми бухгалтерскими стандартами и схемами, тогда как финансовый и налоговый четко регламентированные по смыслу и формами представления данных;

- управленческий учет направлен на будущее, в связи с чем объединяется с планированием, а финансовый и налоговый, наоборот, регистрируют факты и хозяйственные операции, которые уже состоялись;

- в управленческом учете сосредоточивается внимание на конкретных сегментах хозяйственной деятельности (то есть на отдельных видах продукции, которые вырабатывают и реализуют, на определенных сферах рынка и территории сбыта, а также на разных уровнях управления и т.п.), а не на всем предприятии в целом, как в финансовом и налоговом учете;

- управленческий учет, в отличие от финансового и налогового, не является обязательным, и руководство самостоятельно решает, вести его или нет;

- управленческий учет, как правило, децентрализованной, а финансовый и налоговый осуществляется в центральной (общей) бухгалтерии предприятия.

Тем не менее, рядом с указанными отличиями, между тремя видами учета есть и определенно общие черты. Во-первых, они базируются на данных единой информационной системы учета; во-вторых, опираются на концепцию ответственности в управлении хозяйственными объектами; в-третьих, их информация служит для принятия решений, хотя и разной направленности.

Итак, управленческий учет по информационному содержанию и кругом решаемых задач намного более широкий и разнообразней, чем финансовый. Он полностью подчинен запросам менеджеров предприятия. Его действенность обеспечивается ориентацией на конкретные хозяйственные задачи, решения которые базируются на соответствующий информации о затратах и доходах

 

.

3. Предметы, объекты и методы управленческого учета

Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управлением производством.

Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты:

1) производственные ресурсы которые обеспечивают полезная работа людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

2) хозяйственные процессы и их результаты, которые составляют в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входят:

- основные средства- это средства работы;

- нематериальные активы – объекты долгосрочного использования

- материальные ресурсы – предметы работы

- трудовые ресурсы.

В состав второй группы входят следующие виды деятельности:

Снабженческо - заготовительная, производственная, финансово-сбытовая, организационная (то есть создание организационной структуры предприятия)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...