Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки




1. Изучить и законспектировать в рабочей тетради Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. № 8 (в ред. от 03.03.2015 г.) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».

 

Практическое занятие - 2 часа

Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. Проанализировать и разрешить практические ситуации, изложенные в задачах по данной теме № 1-7[1].

Методические указания для курсантов по подготовке

К практическому занятию

Подготовка к практическому занятию предполагает обязательное повторение основных теоретических положений темы. При решении задач необходимо внимательно ознакомиться с условиями, нормативным материалом, относящимся к описанной ситуации, и сформулировать ответы на поставленные вопросы. Важно помнить, что нередко норма уголовно-процессуального права содержится в нескольких взаимосвязанных статьях УПК РФ и отсутствие комплексного подхода к анализу нормативного материала может привести к неправильным выводам.

Ответы в развернутом виде, с аргументами, ссылками на нормы права должны быть занесены в рабочую тетрадь (невыполнение этого требования расценивается как не удовлетворительная подготовка к занятию). При ответе на вопросы задач курсант должны пользоваться рабочей тетрадью и другими нормативно-правовыми актами.

Непосредственно на занятии преподавателем могут быть предложены дополнительные задания, приведенные в сборниках задач.

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты, акты судебных органов

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
(ред. от 15.09.2015 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.5.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 г. №7-П (ред. 03.03.2015 г.) // Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. №4.

4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. №28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» (ред. от 03.03.2015 г.).

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013 г.) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

 

Основная литература

1. Научно-практический комментарий к «Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» (постатейный) / отв. ред. М.В. Лебедев. – М.: «НОРМА», «ИНФРА-М», 2014.

2. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Е.Н. Клещиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

3. Уголовный процесс. Проблемные лекции: Учеб. для магистров / Под ред. В.Т. Томина, И.А. Зинченко. - М.: Юрайт, 2013.

4. Измайлов И.О. Уголовное процессуальное право в схемах: Учеб. пособие / И. О. Измайлов. - М.: Проспект, 2012.

Дополнительная литература

1. Александров А.С., Лапатников М.В. Возврата к направлению дела на доследование не будет / Александров А.С., Лапатников М.В.
// Уголовный процесс. - 2013. - № 6. - С. 10-15.

2. Брусницын Л.В. Оглашение в суде показаний свидетелей и потерпевших по согласию и без согласия сторон: позиция ЕСПЧ и российского законодателя в УПК РФ / Л. В. Брусницын
// Государство и право. - 2013. - № 7. - С. 27-35.

3. Касаткина С.А. Право обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей: допустимые пределы ограничения по УПК РФ (С учетом практики Европейского Суда по правам человека) / С. А. Касаткина // Государство и право. - 2013. - № 5. - С. 56-64

4. Рубенштейн Е.А. Включение в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, свидетелей стороны защиты как способ представления защитником показаний свидетелей в суде первой инстанции / Е.А. Рубенштейн // Адвокатская практика. – 2015. № 6. – С. 17-19.

5. Рябинина Т.К. Предварительное слушание как средство обеспечения разумного срока уголовного судопроизводства / Т. К. Рябинина // Государство и право. - 2013. - № 2. - С. 53-62.

Перечень докладов, сообщений и рефератов

1. От предания к суду до подготовки к судебному разбирательству: история развития законодательства.

2. Возникновение и развитие института предварительного слушания.

3. Основания возвращения уголовного дела прокурору в свете решений Конституционного Суда РФ.

4. Решение вопроса о недопустимых доказательствах в стадии подготовки к судебному разбирательству.

5. Процессуальное положение государственного обвинителя. Сущность и содержание полномочия по отказу от обвинения в свете решений Конституционного Суда РФ.

6. Гласность судебного разбирательства и презумпция невиновности.

7. «Заочное» судебное разбирательство: история и современность.

8. Способы исследования доказательств в судебном следствии. Роль сторон и инициатива суда в исследовании доказательств

9. Институт возвращения судом уголовных дел на дополнительное расследование: за и против.

10.Состязательность сторон и установление истины в суде: Проблема соотношения.

 

ТЕМА 18. Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства. Особый порядок судебного разбирательства

Семинар 1 – 2 часа

Учебные вопросы

1. Сущность, значение и задачи стадии судебного разбирательства.

2. Составные части и порядок судебного разбирательства и их назначение.

3. Подготовительная часть судебного разбирательства.

4. Структура и содержание судебного следствия. Способы и порядок исследования доказательств в суде.

5. Прения сторон: структура и содержание. Последнее слово подсудимого.

6. Понятие, сущность и значение приговора. Виды приговоров.

Методические указания для курсантов

Подготовке к семинару

При подготовке к первому вопросу первого семинара, следует обратить внимание, что стадия судебного разбирательства - основная, центральная стадия уголовного процесса, поскольку в ней решаются главные вопросы любого уголовного дела: о виновности или невиновности подсудимого; о применении (неприменении) к нему уголовного наказания и какого именно. Поэтому предшествующие ей стадии, являясь подготовительными по отношению к ней, выполняют вспомогательные задачи, создают условия (предпосылки) к рассмотрению дела в суде. Последующие стадии – проверочные, корректирующие, но не решающие дела по существу.

Как и любую стадию уголовного процесса, стадию судебного разбирательства можно изучать по определенной схеме: место ее в системе уголовного судопроизводства (об этом сказано выше); специфические задачи; присущие ей средства; субъекты; моменты начала и окончания стадии; временные границы; итоговые решения.

При подготовке ко второму вопросу первого семинара следует уяснить, что в соответствии с действующим законодательством стадия судебного разбирательства делится на пять относительно самостоятельных частей: подготовительная часть, судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого, постановление приговора. В совокупности они составляют структуру судебного разбирательства. Каждая часть стадии имеет свои собственные задачи и содержит логически завершенный перечень действий суда (судьи) и участников уголовного процесса. Структура стадии судебного разбирательства универсальна. Ее форма позволяет исследовать обстоятельства любого совершенного преступления. Через стадию судебного разбирательства фактически проходят все дела, поступающие в суд.

При подготовке к третьему вопросу первого семинара необходимо учитывать, что в ней разрешаются вопросы, связанные с возможностью рассмотрения уголовного дела судом. Здесь важно для себя уяснить последовательность действий суда по выяснению обстоятельств, необходимых для принятия решения о начале судебного следствия, а также ряд оснований для проведения судом предварительного слушания.

При подготовке к четвертому вопросу первого семинара представляется важным усвоить порядок производства отдельных процессуальных действий, направленных на установление предмета доказывания по уголовному делу. К их числу относятся допросы подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов, назначение и производство экспертизы и т. д.

Названные действия необходимо отличать от следственных действий, осуществляемых следователем при расследовании уголовного дела. В связи с этим рекомендуется выделить черты сходства и различия между действиями, производимыми в суде и на предварительном следствии.

При этом особое внимание необходимо обратить на положения закона, препятствующие установлению истины по делу и осуществлению справедливого правосудия. Так, например, согласно ст. 281 УПК, оглашение показаний потерпевшего и свидетеля допускается только с согласия сторон в случае неявки потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 281 УПК.

Не менее интересное положение закреплено и в ст. 276 УПК, регламентирующей оглашение показаний подсудимого. В соответствие с данной нормой отказ подсудимого от дачи показаний в суде исключает право суда (судьи) на оглашение его показаний, полученных на предварительном следствии.

При изучении пятого вопроса первого семинара важно уяснить, что судебные прения предназначены для выслушивания судом мнений сторон по вопросам, подлежащим установлению в приговоре. Они произносятся участниками уголовного судопроизводства со стороны защиты и обвинения в форме речей, после которых сторонам предоставляется право на реплику. Выступление в судебных прениях является одним из способов защиты участниками судебного разбирательства своих или представляемых ими законных прав и интересов. Каждая из заинтересованных сторон обосновывает и отстаивает свою позицию по разрешаемому делу.

Здесь представляется важным упомянуть еще об одном правовом положении, препятствующем осуществлению справедливого правосудия. Оно выражается в отказе прокурора поддерживать обвинение в суде. Решение об отказе от поддержания обвинения прокурор принимает без согласования с потерпевшим. Следствием принятия этого решения является прекращение судом уголовного дела и обязанность государства возместить подсудимому материальный и моральный вред, иными словами – реабилитировать подсудимого. В случае несогласия потерпевшего с отказом прокурора продолжать функцию обвинения, он вправе обжаловать принятое судом решение в вышестоящий суд. Однако последний не наделен полномочием отменить решение нижестоящего суда в связи с отсутствием в законе основания отмены.

Здесь же, стоит отдельно остановиться на последнем слове подсудимого, которое следует сразу за прениями. Необходимо уяснить, что уголовно-процессуальный закон не устанавливает ни формы, ни содержания данного процессуального действия, однако вопросы к подсудимому в это время не допускаются и он не ограничен во времени.

При подготовке к шестому вопросу первого семинара, курсантам рекомендуется обратиться к положениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. № 1 «О судебном приговоре» (ред. от 16.04.2013 г.) и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» (ред. от 30.06.2015 г.), Постановления Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г. № 18-П.

Необходимо охарактеризовать приговор как акт правосудия, показать его сущность и значение. Следует уяснить требования, предъявляемые к приговору: законность, обоснованность, справедливость, мотивированность и др.

Рассматривая виды приговоров, особое внимание уделить обвинительному приговору и возможности его постановления с назначением наказания, с назначением наказания и освобождением от его отбывания, без назначения наказания.

В ходе изучения процессуального порядка постановления приговора следует обратить внимание на совещание коллегиального состава суда по вопросам, подлежащим разрешению в приговоре суда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...