Структура социально-педагогической деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1.Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
2.К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: -индивидуальный подход; -опору на положительные стороны личности подопечного; -объективность подхода к подопечному; - конфиденциальность. Для проникновения в сущность социально-педагогической деятельности обратимся к анализу ее строения: Социально-педагогическая деятельность
Цель субъект +Объект- содержание формы, методы результаты средства деятельности
3.В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве. В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:
· выдвижение и обоснование целей; · определение путей их достижения; · проектирование ожидаемого результата. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований; · диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса); · реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации); · преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности); · результативность (контроль результатов достижения цели); · идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса). На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы. Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами: · диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса; · моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов; · организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей; · уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации; · составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.
Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы. Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, — определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности. 4.Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие: · создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного; · формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного; · предупреждение, устранение прямых и косвенных десо-циализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка; · создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного; · реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного. 5.Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие: · системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды; · установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи; · социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации; · социально-педагогическая опека и посредничество; · социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.
В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества. 6.Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов: *ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти); *сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации); *оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.) Результатом является развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.
Тема вопроса
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|