Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Добрыня: богатырь по призванию или поневоле?

(Из книги Т. А. Бернштам «Герой и его женщины: образы предков в мифологии восточных славян».)

Добрыня — самый «продуктивный» герой в мифопоэтической традиции (ему посвящено наибольшее количество сюжетов), «лики» которого иной раз достаточно сильно отличаются друг от друга.

Самый удачливый образ Добрыни имеет сказочное происхождение: он в первом же поединке одерживает победу над Змеем и сразу после этого счастливо женится.

Сказочные истоки просматриваются и в Добрыне некоторых печорских былин (сюжет «Добрыня и Змей»): он ускользает от налетевшей на него в воде Змеи, выбирается на берег, где долго, но успешно сражается с ней, получая от неё (или добывая в её жилище) невесту-красавицу и богатство.

Более сложная личность и судьба вырисовываются из совокупности былинных сюжетов о Добрыне, записанных практически во всех эпических очагах: «Добрыня и Змей», «Добрыня и Илья», «Добрыня и Маринка», «Женитьба Добрыни», «Добрыня и Алёша», «Добрыня и Дунай» и др.

Общей чертой большинства сюжетов является активное участие в жизни богатыря его матери; образ отца присутствует только в ряде вариантов сюжета «Добрыня и Змей». Скажем о нём справедливости ради несколько слов, тем более что Добрыня унаследовал от него черту характера, резко отличающую его от боевых товарищей.

Никита (Романович) — богатырь-змееборец, надежа князя Владимира — долго не старился» и «преставился» в 90 лет. Т.Н. Кондратьева считает, что есть «все основания сравнить его со змееборцем Никитой Кожемякой», так как он вполне годится «на роль предка-змееборца», передающего свои знания сыну [1].. Он передал сыну редкое качество — очестливость, которую весьма уважали князь Владимир и Илья Муромец, используя ее в дипломатических целях (Илья, в частности, для переговоров с Сокольником):

…У Добрыни отец был Никита Романович,

Он ведь роду был от вежлива, вежлива роду, очестлива,

Умел с людьми сойтись, съехатьсе,

Умел людей именём назвать

И величать из отечества.

И Добрынюшка Микитич роду вежливого [2].

 

(Впрочем, Илья высказывает о нём и прямо противоположное суждение — несдержанный, невоспитанный, грубый. Такое мнение я склонна приписать зависти, которую мог вызывать интеллигентный и положительный «во всех отношениях» Добрыня у богатырей более простого происхождения и прямого нрава.)

В былинных традициях Поморья (Зимний Берег), Пинеги и Сибири Никита доживает до детского возраста Добрыни («малое дитя», «не мог конем владать и копьём воевать») или до начала его совершеннолетия. По одной сибирской версии, чуя наступление смерти, Никита приезжает к Владимиру «за духовниками — душу спасать» и для представления сына «ко двору» в качестве своей замены. Между князем и богатырём происходит такой диалог:

— На кого ты меня оставляешь? — спрашивает Владимир.

— На чадо милое, Добрыню, — отвечает Никита.

— Он малешенек и глупешенек, — с сожалением заключает князь.

 

В большинстве же случаев Никита умирает до рождения сына, оставляя молодой жене наказ об его имени и воспитании, а также «правила» змееборства и оружие (плетку) для него, сделанную им или его отцом — дедом Добрыни. (Иногда эту плётку делает сам Добрыня, получив «инструкции» от матери.) В некоторых сюжетах отец «лично» руководит змееборством сына, обычно — уже с «того света».

Мать свято чтит заветы мужа относительно сына: нарекает его именем «Добрыня» (в печорских былинах это имя «рисует» собор «всех попов и дьяков… церковныих всех причетников / духовников»), с малых лет отдаёт в церковь обучаться грамоте или/и «мудрецам» — «хитрым наукам»; иногда она сама учит сына «по поднебесью хо-дить ясным соколом, по воде — ярым гоголем».

Добрыня почтительно относится к матери: по её увещаниям он прекращает свои опасные для сверстников уличные забавы и просит благословения на «занятия», соответствующие его богатырскому происхождению: либо на полякование в чистом поле, либо на птичью охоту у синего моря / реки. Разные «занятия» символизируют разные личностные свойства и устремления (жизненные цели) Добрыни, что говорит о двух версиях его образа. (Время и место их возникновения в данном случае несущественны.)

Первая версия: богатырь по призванию. Полякование (иногда в сочетании с охотой) выражает врожденную склонность Добрыни к богатырству — воинскому служению, которая обнаруживается в нём в раннем детстве или отрочестве (с 3 до 12 лет):

…Да уциться на тур богатырский;

…Ты пусти-ка меня молодца поратовать

По чисту полю поездити,

Свова добра коня понаездити,

Могучи плечи порасправити,

В себе силу силушку проповедати,

Поискать себе супротивника.

Матери, пытавшейся урезонить малолетнего сына, он отвечает: «Тебе дома меня не выучить».. Таким образом, Добрыня предстаёт в этой версии «урождённым» богатырём, подобно Илье, у которого он в отроческом возрасте и проходит боевую подготовку, минуя змееборческую инициацию. Ученичество Добрыни начинается после его поединка с Ильёй в чистом поле, который различным образом поддаётся в региональных вариантах сюжета «Бой Добрыни с Ильёй».

В пинежских былинах молодой Добрыня побеждает матёрого Илью, но впоследствии выясняется, что тот нарочно поддался ему. В одном варианте Добрыня поступает к Илье в ученики, а в другом — они после яростной битвы разъезжаются в разные стороны, ибо Илье слава Добрыни «за беду стала» (вот еще одна причина зависти!)

В зимнезолотицких вариантах встреча как бы инициируется Ильёй. Прослышав о славе молодого воина, Муромец приезжает к Добрыне, но узнаёт от его матери, что тот уехал на Пучай / Дунай-реку или в чисто поле. Мать, понимая, что Илья приехал для того, чтобы вызвать Добрыню на поединок, умоляет пощадить сына:

…Э и пожалей ты меня, старой же седатой же…

Э-э уж как стретитце тебе моё чадо милое…

Э и как оно неуступчиво у мня да неуважливо…

Не губи его премлада у мня Добрынюшки Никитиця,

Он у мня-то не в полном ище уми-разуми,

Що он у мня же в молодых летах, не в полных же («Как Добрыня Микитиць постречалсе с Ильей Мурамцом»).

…Может быть постречаешь Добрыню-то Микитича –

Ты моги-ко Добрыню помиловать,

Не моги-ко у Добрынюшки головы сказнить («Про Добрыню Микитича»).

В чистом поле богатыри съезжаются, и победа в бою достается либо Илье, либо Добрыне, но, узнав об имени поверженного соперника, богатыри в обоих случаях «братаются», и младший брат становится учеником старшего:

Обучал старóй-седатой Илья же Мурамець

Как по силам поезкам всё богатырским его,

Как ездить ему в чистом полú,

Как боротисе да не с приятелем;

…«Ты прости меня (в) вины виноватою,

Что сидел у тя на белых грудях!..

Ты пушшай мой старшой брат,

Я буду младшой твой».

Тут богáтыри побрáталисе

Покрестосовались…

Тогды поехали богатыри во Киев-град.

К этой версии относится и сюжет о битве Добрыни с Дунаем (вар.: с Алёшей Поповичем) в чистом поле, которая, судя по частым контаминациям сюжета с сюжетом о женитьбе Добрыни, происходит после неё. Поводом к поединку стало бесчинное поведение Добрыни в шатре богатыря, вызванное угрозой его хозяина убить каждого, кто войдет в него (надпись на шатре). В некоторых вариантах Добрыня вначале проходит мимо, но возвращается, представив, как его будет стыдить Илья Муромец за то, что он «убоялся угрозы молодецкой»:

Полно тебе, Добрыня, ездить во чисто полё,

Дома живи да ты с бабами,

Почищай ты у их передници

И подтирай ты у их задницы.

(«Домашние бабы» — это, по-видимому, мать и жена, что является косвенным подтверждением брачного статуса Добрыни.)

Богатыри «ратуются» до тех пор, пока гул их битвы не доходит по земле до Ильи, который их разводит; в вариантах, где Добрыня бьётся с Алешей, они «братаются» и расходятся в разные стороны.

Сюжеты с «полякованием» и поединками Добрыни с богатырями контаминируются только с мотивом о женитьбе Добрыни и сюжетом «верная жена» (былина «Добрыня и Алёша»).

Мотив полякования стал основным в казачьей эпике; в некоторых традициях он был заменён отъездом Добрыни на государеву службу:

Ой, да поклонился же вот сын да Добрынюшка

Да своёй… родной мамушке:…

«Да родимая же моя мамушка…

Да позволь же, позволь в поле поохотничать

Да-й свово же коня, коня сивогривого

понаезживать

Да свою же силу, силу богатырскую

…поиспробовать».

…Что раскланялся Добрыня свое матери,

Пречестной вдове Офимье Александровне;

«Уж ты мать моя, матушка родимая…

Что прошу-то я ни злата, ни серебра,

Что прошу у тебя велика благословеньица.

Благослови-ка ты во путь во дороженьку,

Что на службу царску, государеву...»

Вторая версия: богатырь поневоле. Добрыня с малых лет начинает интересоваться «охотою на гусей-лебедей», т.е. женским полом, иногда уезжая из дома без ведома матери. Когда же он просит у неё благословения на поездку к Пучай-реке (синему морю), мать предупреждает его об опасности реки и необходимости «соблюдать себя», чтобы избежать беды:

Не бесчести-тко, Добрынюшка, й замужних жён,

Не бесчести-тко-сь, Добрыня, красных девушек,

Не играй с девками, со блядями, со вдовами сволочажными.

В воде лучше не купаться (ибо на реке одолевают сон или/и зной), но поскольку это невозможно, то по крайней мере не купаться обнажённым, а пуще — без шапки:

Не разуваться до боса,

Не раздеваться до нага,

Не скидывать пухов колпак;

Хватят тебя жары летние и Петровские…

Захочешь искупаться:

Снимай платье, но н е снимай шапку пуховую.

О том же Добрыне говорят и случившиеся на Пучай-реке девки-портомойницы: «В нашей Пучай-реке молодцы купаются не нагие, а в полотняных (вар.: тонких белых) рубашках». Добрыня «отругивается» или бормочет что-то вроде: «Знайте про себя, а не про меня», и поступает наоборот. Невежлив он и по отношению к Пучай-реке: после безопасного купания на первых двух струях он презрительно восклицает:

…А Пучай-река — она кротка (вар.: тиха), смирна,

Она будто лужа-то дождёвая.

Мама сказала: «Почай-река сердитая (вар.: страховитая)»,

А она как лужица.

Когда же на него набрасывается Змея, Добрыня, дабы выиграть время, «пугает» ее своей обнаженностью: «Наступаешь ты на тело нагое, / Тело нагое — тоже мёртвое»; Змея отлетает и он выбирается на берег, где быстро облачается.

Битва со Змеёй богатырским оружием — металлическими прутами, «копейцом бурзомецким, саблей вострой, палицей буёвой» — не приносит Добрыне успеха, и перелом в битве наступает только после того, как он «вооружается» плёткой или шапкой. Почему же именно эти вещи вовсе не боевого назначения помогают Добрыне одолеть чудище?

Причиной тому является половая природа противника змееборца: Добрыня сражается не со Змеем, а со Змеихой, что, к слову, не было подмечено ни одним из исследователей сюжета «Добрыня и Змей», хотя о женском роде противника недвусмысленно говорится в текстах:

…А ты будь-ко мне, Добрыня, да бóльшой брат,

Я буду змея да сестрой мéньшою

Змеиныщо-Горынищо проклятое

Она стала на Добрыню искры сыпати,

Она стала жгать до тела белого…

…Ай да эти ему реци (угрозы Змеи. — Т.Б.) не по разуму,

За велику ему досаду показалосе,

Он хватил тут змею да за косы

…Стала змеюшка взвиватисе,

Стала Добрынюшке канатисе:

«Спути меня на свет живой

Говорит Добрыня таковы слова:

«Когда вышел я из синя моря,

Не дала ты мне срядитисе,

Не дала ты мне сесть на добра коня…»

А для сражения с драконами женского рода боевое оружие не годится: в одном печорском варианте мать прямо говорит Добрыне, что «богатырское оружие Змею не берёт». Иными словами, с ней надо сражаться особыми способами и орудиями.

Относительно способов можно привести совет опытного Ильи Муромца, который он дал Добрыне, как бы случайно оказавшись свидетелем его поединка. Добрыня, изнемогая в битве с «богатырщицей бабой Горынищем», от которой он отбивался сапогом, взмолился проезжавшему мимо Илье: «Восстань за меня!» На что тот отвечал: «Не чесь и не хвала богатырская, чтоб два богатыря на одну бабу шли. А не знаешь бабьей ухватки: слевáй (ударь левой рукой, слева) бабу по щеке, пинай бабу под гузно, будет баба пятиться»; вар.: «А женский пол от того пухол» (беременеет). Добрыня последовал совету и «убил» супротивницу.

«Боевая» функция шапки (колпака) и плети в поединке со Змеихой проистекает из их половозрастной и брачной символики.

Шапка. Юноша, достигший брачного возраста, должен был появляться на улице и в молодежном сообществе с покрытой головой, что означало его статус «жениха». Этот переходный момент отразился в широко известном сюжете игровых и величальных песен: молодец гуляет невесело, повязав голову «камкой» (шляпой с лентой) и склонив её на правую сторону. Шапка парня обыгрывалась во множестве хороводных и вечериночных песен со свадебной тематикой. Самым распространенным был сюжет, в котором парень (Дунай) «ронял» шапку перед девушкой с приказом поднять её, что означало его «сватовство»; если девушка была согласна на «брак», она, слегка поломавшись, исполняла приказ.. Невеста это делала безо всяких указаний:

Черна шапка соболиная,

Со головушки свалилася,

Под горочку скатилася,

На желтенький песочек,

На крутенький бережочек

(Невеста поднимает шапку и надевает ему на голову).

В игровых песнях с «пережениванием» участников хоровода друг на друге брачный выбор делала девушка: в конце припевания очередной пары, выходившей в центр круга, она приподнимала шапку на голове партнёра и приглаживала («расчёсывала») ему волосы.

Особое значение приобретала шапка жениха, символизировавшая его умственную и физическую мощь:

На Денису шапочка…

На семьсот — золотинька,

На пятьсот-та — бархату,

С периду очей ни знать (не видно. —Т.Б.),

А с заду затылачка!

Яму люди дивуютца:

«Ай, где, Денис, шапочку взял?

Он и сам у Маскву ходил,

Он и сам царю служил.

Яму сам царь пожалывал

За яво за выслугу…»;

…Но лучше всех сидит (имярек жениха),

Шапка на нём обломи-голова.

В свете этих данных опасность купания Добрыни без головного убора заключалась в том, что для Змеи это было знаком его готовности вступить с нею в «любовный поединок».

(Хождение с непокрытой головой было характерной чертой Чурилы — главного прелюбодея в богатырской дружине, за что он и получил в одной печорской былине прозвище «Голошапишко».)

Игнорирование Добрыней материнских наставлений можно трактовать различно: либо он был слишком легкомыслен (неопытен, наивен, амбициозен), либо уже потерял невинность (например, на «охоте»), либо был готов к тому. В любом случае отбиться от Змеи герой мог только «чудо-шапкой» — оберегом, каковым и стал его колпак (не без магического воздействия со стороны отца, матери или деда), в названии которого «шапка земли греческой» и её гиперболической массе в 3–5 пудов я вижу символ «монашеской силы» противостояния соблазну греха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...