Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преодоление культа личности Сталина.




Десталинизация”. В 1956 г. эволюционная “десталинизация” сменилась радикальным разрывом с прошлым: на закрытом заседании XX съезда КПСС Н.С. Хрущев сделал доклад с разоблачением культа личности Сталина. Так, как это было сделано, нанесло мощный удар по фундаменту Советского государства. Причин, по которым верхушка партаппарата решила нанести такой удар по основам государственности: это - предмет социального психоанализа. Положение самого Хрущева в кампании разоблачения было двусмысленным, т.к. в годы репрессий он, как секретарь Московского горкома ВКП(б), был председателем “тройки”, выносившей внесудебные приговоры московским кадрам. Он был также и членом комиссии ЦК ВКП(б), которая рассматривала дело Бухарина и Рыкова. Н.С. Хрущев заявил: “Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10 млн. человек”. В действительности на 1 января 1953 г. в лагерях содержалось 1 727 970 заключенных, о чем Хрущеву было сообщено докладной запиской. В феврале 1954 г. ему была представлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР, Министром внутренних дел СССР и Министром юстиции СССР, содержащая точные данные о числе осужденных всеми видами судебных и административных органов за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Таким образом, и в докладе XX съезду КПСС, и множестве выступлений Н.С. Хрущев исказил истину сознательно. Действиями Хрущева было достигнуто, - десакрализация Советского государства: принижение и очернение его символов и образов, устранение из них их “священных” смыслов. Этим производилось разрушение духовной связи государства с народом, и одновременно - создание комплекса вины в тех, кто это государство строил и защищал. Разрушение идеократической основы государства велось и через “приземление идеалов” - замену далекого образа справедливой и братской жизни в изобильной общине прагматическими критериями потребления, к тому же необоснованными (“Догнать Америку по мясу и молоку”). В области государственного устройства попытка радикальной “десталинизации” свелась к резкой децентрализации и разделения всей системы управления. Из союзного в республиканское ведение в 1954-1955 гг. было передано более II тыс. предприятий, затем был совершен радикальный шаг: законом от 10 мая 1957 г. отраслевая система управления была заменена на территориальную. Были учреждены коллегиальные органы управления - совнархозы. Были ликвидированы 141 союзное и республиканское министерства. В механистических воззрениях Н.С. Хрущева на государство отразился особый тип мышления аппаратчика. Он был лишен чувства России. При Хрущеве за несколько лет было разрушено больше храмов, чем за все предыдущие 40 лет Советской власти, а после состоявшегося во время войны окончательного примирения государства с церковью это было совершенно лишено оснований. В 1962 г. в большинстве краев и областей было создано по два Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, что нарушало один из основных принципов Советов - единство их системы. Одновременно была разделена и “тень” Советов - партия (созданы “промышленные” и “сельские” обкомы). Это было, видимо, не столько отрицанием самого типа партии и власти, сколько непониманием, представлением о государстве как “машине”, которую можно произвольно перестраивать. В 1962 г. совнархозы были укрупнены (вместо 105 осталось 43) и был учрежден общесоюзный Совнархоз СССР, а в 1963 г. - Высший совет народного хозяйства СССР, которому были подчинены Госплан, Госстрой, другие хозяйственные госкомитеты. Некоторое оживление производства, вызванное децентрализацией и всплеском местной инициативы, имело оборотные стороны, главная из которых - снижение технического уровня производства. Ликвидация министерств лишила советскую систему важнейшего преимущества: способности государства концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую по всей стране технологическую политику и распространять по каналам министерства лучшие достижения на все производства. Эту возможность давал нетоварный характер научно-технической информации в СССР, что позволяло тиражировать ее бесплатно и давало огромную экономию. В октябре 1964 г. Н.С.Хрущев был освобожден от должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Сразу после смены руководства было проведено объединение промышленных и сельскохозяйственных областных парторганизаций, восстановление единства Советов и отраслевого принципа управления промышленностью. Республиканские совнархозы и совнархозы экономических районов были упразднены. Быстро развивались наука и образование, началось широкое жилищное строительство, модернизировалась армия. Сегодня все это не кажется необычным только потому, что молодежь России еще живет с инерцией мышления великой державы. СССР стал супердержавой, позиция которой определяла равновесие сил в мире.

Конституция 1977.

Конституция СССР 1977 г. 25 апреля 1962 г. ВС СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует комиссию. Но лишь к маю 1977 г. проект был создан и 4 июня 1977 г. опубликован в печати. В ходе обсуждения было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями. В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и Советское Государство стало общенародным. Конституция закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет. По сравнению с Конституцией 1936 г. в Конституции 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. 24 июня 1981 г. ВС СССР принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Новая Конституция СССР записала, что правосудие в СССР осуществляется только судом. Конституция закрепила СССР как союзное федеративное государство. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. Таким образом, и в конце 70-х г. государство продолжало линию на “строительство наций” и их огосударствление. Вместе с тем, с 1966 г. (и до 1989 г.) в официальном языке употреблялось понятие “советский народ”. Суть его была в том, что на стадии “развитого социализма” возникла эта новая историческая общность, имеющая ряд характерных признаков. Критики этой концепции усматривают в ней замысел Советского государства путем ассимиляции ликвидировать этническое многообразие общества, заменив народы неким безнациональным homo sovieticus. Ни в каких документах Советского государства таких программных положений нет. Если же судить по реальной практике государства, то, согласно принятым в этнографии критериям, национальная политика в СССР на ассимиляцию направлена не была. Так, четыре переписи населения (с 1959 по 1989 гг.) показали небольшое, но постоянное снижение доли русских в населении СССР (с 54,6 до 50,8%). Численность же малых народов, которые первыми исчезают при ассимиляции, регулярно росла (даже столь малочисленных народов, которые по западным меркам теоретически не могут уцелеть и не раствориться - тофаларов, орочей, юкагиров и др.). С иных позиций критиковали понятие “советский народ” те, кто отрицал возникновение общности советских людей и считал народы и этносы СССР конгломератом, не связанным в одно целое. Это схоластические утверждения, преследующие чисто идеологические цели. Советский народ сложился как продукт длительного развития единого государства (до СССР-Российской империи). Граждане этого государства разных национальностей воспринимали СССР как отечество и проявляли лояльность к символам этого государства. Согласно всем современным представлениям о государстве и нации, советский народ был нормальной полиэтнической нацией, не менее реальной, чем американская, бразильская или индийская нации. На деле единое хозяйство, единая школа и единая армия связали граждан СССР в гораздо более сплоченный народ, чем указанные нации. Ряд исследований, проведенных в конце 80-х и начале 90-х гг., показали наличие множества тонких, но важных объединяющих связей, так что возникли общие для советских людей культурно-психологические особенности (предрассудки и суеверия, любимые образы и типы юмора). Это в негативной форме признали и критики Советского государства, введя понятие “совок”. Разумеется, степень “советскости” была различной у разных групп населения. Признав свершившимся становление советской нации (народа), последняя Конституция СССР подтвердила однако федерализм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму. В комментариях к Конституции прямо указывалось, что “в состав СССР входят не географические или административные единицы, а национальные государства”. Видимо, возможность перейти к территориальному федерализму, который укрепил бы СССР как единое государство, реально существовала лишь в 1945-1953 гг., но необходимость этого шага на фоне победных настроений не осознавалась. Во времена Хрущева и Брежнева республиканские элиты настолько окрепли, что центр уже был неспособен посягнуть на их власть и интересы. Негласно, под лозунги интернационализма, проводилась “коренизация” нового типа - вытеснение русских кадров и обеспечение преимуществ не всех нерусских народов, а лишь “статусных наций”. Это в полной мере выявилось в ходе перестройки: попытка М.С. Горбачева в 1986 г. сменить на посту секретаря ЦК компартии Казахстана казаха на русского вызвала волнения с использованием насилия. Центру был брошен уже прямой вызов.

Ликвидация СССР.

В июне прошли выборы первого Президента РСФСР, им был избран Б.Н Ельцин (он получил голоса 43 процентов избирателей). В июле собрался Пленум ЦК КПСС, на котором после резких выступлений Горбачева обязали представить отчетный доклад на съезде КПСС осенью 1991 года. 2 июля произошел формальный раскол КПСС - в ней было учреждено “Движение демократических реформ” во главе с А.Н. Яковлевым и Э.А. Шеварднадзе, которые опубликовали заявление в крайне антигосударственном духе. М.С. Горбачев поддержал это движение, или “оно направлено на достижение согласия, единства”. 19 августа радио сообщило, что Горбачев, находящийся в отпуске в Крыму, по состоянию здоровья не может исполнять обязанности президента, и руководство СССР осуществляет Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). ГКЧП был поддержан практически всем кабинетом министров, который собрался 19 августа. 21 августа ситуация определилась, с Горбачевым связались по телефону, к нему поехали вице-президент Руцкой и премьер-министр Силаев. Они привезли Горбачева в Москву, а членов ГКЧП - арестовали. Согласно официальной версии, в СССР был совершен государственный переворот, организованный группой заговорщиков, которые были признаны преступниками.. Пресса и демократические идеологи после августа вели активную кампанию на “добивание” Центра. На открывшемся 2 сентября V Съезде народных депутатов СССР ему даже не разрешили следовать повестке дня. Н.А. Назарбаев зачитал “Заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик”, которое было ультиматумом с требованием самороспуска. Съезд был ликвидирован, а Верховный Совет СССР полностью деморализован. 14 сентября Государственный Совет СССР принял решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР. Удалось, однако, реанимировать подготовку Союзного договора теперь всего лишь с созданием конфедерации. 1 сентября руководители 10 республик выразили готовность подписать договор (РСФСР, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Туркменистан, Узбекистан). 25 ноября проект был окончательно согласован, а 27 ноября опубликован. Он должен был быть подписан в декабре. Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич в местечке Беловежская пуща, под Минском, 8 декабря 1991 г. тайно подписали соглашение о ликвидации СССР (“с целью сохранения единства”), прекращалась и деятельность органов СССР. 21 декабря 1991 г. было учреждено Содружество Независимых Государств (СНГ). Декларация о его создании была подписана в Алма-Ате представителями 11 республик бывшего Союза: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации (РСФСР), Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины. Тогда же был создан Совет глав государств СНГ как высший орган Содружества, который должен был собираться не менее двух раз в год. Ему подчинялся Совет глав правительств. Через год был утвержден Устав СНГ. На постоянной основе стал работать созданный в марте 1993 г. Координационный консультативный комитет заместителей глав правительств стран СНГ. Законодательство. В декабре 1990 г. принимается Закон "О всенародном голосовании (референдуме СССР). Право назначать референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР. В апреле 1990 г. был принят Закон "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Права союзных республик существенно расширялись. Закон "О правовом режиме чрезвычайного положения" устанавливал порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент СССР, Верховные советы СССР и республик). В марте 1990 г. был принят Закон "О собственности в СССР", в котором перечислялись ее три основные формы: "собственность граждан", коллективная и государственная. Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности являются - собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, коммунальную, государственных предприятий. Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов "Об общественных объединениях" (октябрь 1990 г.) и "О профессиональных союзах" (декабрь 1990г.). В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений с легальной торговой деятельностью. В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социальны экономических преобразований последующих лет. Органы государственной власти. В 1988 г. был учрежден новый высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР. Верховный Совет СССР - постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР сроком на пять лет. ВС СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Избранный в 1989 г. В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР, он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР; а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности Председателя Правительства СССР, Верховного Суда, Генерального прокурора, Председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР. 20 марта 1991 г. создавался.Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин. местных органах государственной власти. Был введен институт председателей Советов всех уровней и президиумов местных Советов, которые взяли на себя функции исполкомов. 12 января 1989 г. был создан чрезвычайный орган местной власти - Комитет особого управления НКАО, который подчинялся непосредственно ВС СССР. Полномочия Совета народных депутатов НКАО временно приостанавливались, и вся полнота власти была передана этому Комитету.. Перестройка государственных органов управления. В 1987 г. был начат процесс слияния и разделения министерств, в котором невозможно усмотреть какую-либо единую систему (“министерская чехарда”). 20 июля 1987 г. ликвидированы Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и Министерство машиностроения для животноводства СССР, и на их базе создано Министерство тракторного я сельскохозяйственного машиностроения СССР, 2 декабря 1988 г. оно ликвидировано. Было ликвидировано Министерство автомобильной промышленности СССР, создано Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Государственная комиссия СМ СССР по продовольствию и закупкам была ликвидирована в апреле 1991 г. и образовано Министерство сельского хозяйства СССР. В августе 1986 г. Министерство строительства СССР было “районировано” создано 4 министерства, ведающих строительством в разных районах СССР. В 1989 г. они были упразднены.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...