Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в области обращения с отходами

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ


 


Полномочия Российской Федерации Полномочия субъектов Российской Федерации Полномочия органов местного самоуправления
Установление общефедеральных требований, правил и норм в области обращения с отходами Нормативно-правовое обеспечение обязанности производителей, импортёров по утилизации товаров и государственный контроль за ней Организация деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Нормирование в области обращения с отходами на объектах регионального уровня Государственный надзор на Объектах ПРгипиапьипгг, wnnoun Участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов
Новая система регулирования в области обращения с отходами

НОВЫЕ ПРАВОВЫЕ

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в области обращения с отходами

1 января 2015 г. вступил в действие Федеральный закон от 29 дека­бря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодатель­ные акты Российской Федерации и признании утратившими силу от­дельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", подготовленный Минприроды России с уча­стием других государственных органов и организаций. Редакция попросила прокомментировать новый закон директора Де­партамента государственной политики и регулирования в сфере охра­ны окружающей среды Министерства Д.М. Белановича.

Дмитрий Михайлович, прежде всего хотелось бы узнать об основных концептуальных из­менениях законодательства в об­ласти обращения с отходами, ко­торые ожидают всех природо- пользователей в связи с выходом нового закона.

- Ситуация с отходами в Рос­сийской Федерации остаётся слож­ной. Продолжается рост образо­вания и размещения отходов. Но при этом отдельно отмечу, что 92% их общего количества составляют отходы от горной добычи и обога­щения, которые на 75% представле­ны отходами вскрыши и вмещаю­щими породами. А это отходы IV-V классов опасности, т.е. малоопас­ные и практически неопасные.

Особое беспокойство вызы­вает ситуация с твёрдыми комму­нальными отходами, образование которых растёт и в среднем состав-


Но уровень их вовлечения в хозяйствен­ный оборот остаётся на неудовлетвори­тельно низком уровне (порядка 10% от общего количества), что, несомненно, вы­зывает социальную напряжённость.

Для исправления сложившейся ситу­ации, а также в целях повышения эффек­тивности регулирования в области обра­щения с отходами, для создания условий привлечения инвестиций и иных финан­совых средств на эксплуатацию инфра­структуры по обращению с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными, для формирования новых экономических инструментов вовлечения отходов в хозяй­ственный оборот и был как раз подготов­лен новый закон.

- В чём заключается повышение эф­
фективности регулирования в области
обращения с отходами?

- Согласно закону одним из направле­
ний совершенствования деятельности яв­
ляется внедрение новой системы регули­
рования в области обращения с отходами,
предусматривающей перераспределение
полномочий между Российской Федераци­
ей, субъектами Российской Федерации и
органами местного самоуправления.

При этом основные функции по управлению потоками отходов будут со-


средоточены на уровне субъектов Россш ской Федерации, а на уровне Федераци останется установление общефедерал! ных требований, правил и норм в облает обращения с отходами и контроль за и исполнением.

- Дмитрий Михайлович, расскажи
те, пожалуйста, подробнее о полномочу
ях субъектов Российской
Федерации.

- Субъектам Российской Федераци
передаются все инструменты по упраЕ
лению потоками отходов. Они, в частне
сти, предусматривают разработку и pea
лизацию региональных программ в об
ласти обращения с отходами, в том числ'
с твёрдыми коммунальными отходам!
(ТКО), установление нормативов нако
пления ТКО.

Кроме того, субъекты Российской Фе дерации получают права утверждать п< согласованию с Росприроднадзором тер риториальные схемы обращения с отхода ми, в том числе с ТКО; устанавливать дол госрочные тарифы на новую коммуналь­ную услугу по обработке, обезврежива­нию, размещению ТКО.

При этом в части развития систе­мы тарифов по обработке, обезврежива­нию, размещению ТКО предусматрива­ется дифференцированный подход к их


АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ


       
   
 
 

Новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот

Обязанность производителей, импортёров утилизировать товары (продукцию)

Альтернатива - уплата экологического сбора

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: - утверждает перечень товаров (продукции), которые подлежат утилизации после утраты потребительских свойств; - устанавливает нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции); - устанавливает ставки экологического сбора

Росприроднадзор контролирует выполнение нормативов утилизации

утверждению, отдельно по каждому виду деятельности или как единый тариф на услугу, оказываемую региональным опе­ратором.

- Что тогда останется на федераль­
ном
уровне?

- Федеральным законом предусмо-
грены инструменты регулирования в
збласти обращения с отходами на фе­
деральном уровне, которые устанавли-
*ают чёткие требования для участников
травоотношений. Среди них - утверж-
(ение требований к объектам разме-
цения отходов производства и потре­
бления и полигонам размещения ТКО;
'становление требований при обраще-
1ии с группами однородных отходов;
;ведение запретов на захоронение от­
ельных видов отходов, на применение
ЖО в качестве материала для рекульти­
вации земель и закладки искусственно
озданных полостей.

Наряду с этим предусмотрено совер­шенствование системы лицензирования области обращения с отходами путём озврата лицензирования (отменённого в 011-2012 гг.) видов деятельности в обла-ти обращения с отходами (сбора, транс-ортирования, использования) и введе-:ия одного нового лицензируемого вида еятельности - обработки отходов.

Данные положения закона должны ступить в силу с 1 июля 2015 г.

Важно, что действующие сейчас лицен- т на деятельность по обезвреживанию и азмещению отходов утрачивают свою силу 1 июня 2015 г. и должны переоформляться.

Таким образом, с 1 июля 2015 г. будет:уществляться лицензирование деятель-ости по сбору, транспортированию, обра-этке, утилизации, обезвреживанию, раз-ещению отходов I-IV классов опасности.

- Расскажите, пожалуйста, об <ономических инструментах нового 1кона.


- Безусловно, одним из самых круп­ных блоков законопроекта является эко­номический блок, который предусма­тривает введение в правоприменитель­ную практику в области обращения с отходами обязанности производите­лей, импортёров утилизировать товары (продукцию) после утраты ими своих потребительских свойств.

Такая обязанность предусматрива­ет альтернативность выбора: либо само­стоятельное исполнение, либо уплата экологического сбора в федеральный бюджет Российской Федерации.

При этом Правительством РФ будут установлены товары (продукция), которые подлежат утилизации, норма­тивы такой утилизации и ставки эколо­гических сборов.

Расходование средств, поступа­ющих в счёт уплаты экологического сбора, осуществляется посредством ре­ализации государственных программ Российской Федерации в форме предо­ставления субсидий субъектам Россий­ской Федерации. При этом субсидии выделяются только в рамках софинан-сирования утверждённых в установлен­ном порядке региональных программ в области обращения с отходами и тер­риториальных схем обращения с отхо­дами. Федеральные средства могут ис­пользоваться на покрытие расходов на сбор, транспортирование, утилизацию отходов, на покрытие дефицита комму­нальных платежей, а также на выполне­ние инженерных изысканий, проекти­рование, строительство и оснащение со­ответствующей инфраструктуры в обла­сти обращения с отходами.

Законом также предусмотрены меры по экономическому стимулирова­нию обращения с промышленными от­ходами.

Такие меры направлены на вовле­чение промышленных отходов в хо-


Либо 1) самостоятельно,

либо 2) путём образования объединений,

либо 3) путём привлечения операторов по

обращению с отходами и региональных

операторов

ния понижающих коэффициен­тов при расчёте платы за негатив­ное воздействие в случае, если про­ведены мероприятия по снижению такого воздействия на окружаю­щую среду.

- Дмитрий Михайлович, хоте­
лось бы уточнить сроки вступле­
ния в силу отдельных положений
закона.

- Понятно, что все инструмен­
ты регулирования и управления не­
возможно предусмотреть в рамках
закона.

Потребуется принять доста­точно большое количество подза­конных актов, только в части реали­зации ответственности производи­телей, импортёров по утилизации товаров (продукции) будет подго­товлено 12 постановлений Прави­тельства РФ.

В целях гарантированной реа­лизации и своевременного приня­тия подзаконных актов, направлен­ных на реализацию норм закона, предусмотрено поэтапное введение в действие отдельных его положе-


 

• обязанность производителей,
импортёров по утилизации товаров
(продукции) установлена с 2015 г.;

• новая система лицензирова­
ния деятельности по обращению с от­
ходами вводится с 1 июля 2015 г.;

• реформирование системы
жилищно-коммунальных услуг, вве­
дение института региональных опе­
раторов и новой системы регулиро­
вания в области обращения с отхо­
дами будет осуществляться с 2016 г.;

• запреты на размещение от­
дельных видов отходов вступают в
силу с 2017 г.;

понижающие коэффициенты к плате за размещение отходов соответ­ственно вводятся с 2019 и 2020 г.

Думаю, что все перечисленные меры позволят сформировать право­вые основы для создания эффективной системы управления и развития ин­фраструктуры в области обращения с отходами, приведут к формированию замкнутых циклов обращения с отхо­дами, а также позволят внедрить новые инструменты экономического стиму­лирования в данной области при со­блюдении требований по обеспечению

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...