Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Право как общее благо. Право как формальное равенство и справедливость.

Объем и структура учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц по ФГОС, 108 часов.

Общая трудоемкость дисциплины

Виды учебной работы Очная форма бучения Заочная форма бучения
Семестр (семестры) изучения
      -
Часы
Контактная работа       -
В том числе:       -
Лекции       -
практические занятия       -
Самостоятельная работа       -
Промежуточная аттестация Зачет   Зачет -

Тематический план для очной формы обучения

    Раздел, тема учебной дисциплины, формы контроля   Всего часов Виды учебной деятельности студента (в часах)
Контактная работа В том числе: Самостоятельная работа Зачет
Лекции Практические занятия
             
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА            
Тема 1. Предмет, методология и функции философии права.            
Тема 2. Философия права в системе наук. 5/1* 2/1* - 2/1*    
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ            
Тема 3. Античная философия права.     -      
Тема 4. Западноевропейская философия права.     -      
Тема 5. Российская философско-правовая мысль.     -      
Тема 6. Философия права ХХ века. 7/1* 2/1* - 2/1*    
РАЗДЕЛ III. ОНТОЛОГИЯ ПРАВА            
Тема 7. Сущность права и законности.            
Тема 8. Право и правопорядок. Право, культура и цивилизация. 9/1* 4/1*   4/1*    
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ            
Тема 9. Право как общее благо. Право как формальное равенство и справедливость. 11/1* 6/1*   4/1*    
Тема 10. Право как свобода и ответственность. 11/1* 6/1*   4/1*    
РАЗДЕЛ V. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО            
Тема 11. Право в системе социальных норм. 9/1* 4/1* - 4/1*    
Тема 12. Философско-правовые аспекты взаимоотношений личности, общества и государства. 20/1* 10/1*   8/1*    
Зачет            
Итого 108/8*     38/8*    

Тематический план для заочной формы обучения

    Раздел, тема учебной дисциплины, формы контроля   Всего часов Виды учебной деятельности студента (в часах)
Контактная работа В том числе: Самостоятельная работа Зачет
Лекции Практические занятия
             
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА            
Тема 1. Предмет, методология и функции философии права.       -    
Тема 2. Философия права в системе наук.     -      
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ            
Тема 3. Античная философия права.   - - -    
Тема 4. Западноевропейская философия права.   - - -    
Тема 5. Российская философско-правовая мысль.   - - -    
Тема 6. Философия права ХХ века.   - - -    
РАЗДЕЛ III. ОНТОЛОГИЯ ПРАВА            
Тема 7. Сущность права и законности.            
Тема 8. Право и правопорядок. Право, культура и цивилизация.            
РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ            
Тема 9. Право как общее благо. Право как формальное равенство и справедливость. 9/1* 2/1* - 2/1*    
Тема 10. Право как свобода и ответственность. 9/1* 2/1* - 2/1*    
РАЗДЕЛ V. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО            
Тема 11. Право в системе социальных норм.   - - -    
Тема 12. Философско-правовые аспекты взаимоотношений личности, общества и государства. 18/1* 4/1* - 4/1*    
Зачет            
Итого 108/4* 18/4*   14/4*    

Содержание учебной дисциплины

 

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Тема 1. Предмет, методология и функции философии права.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Объект и предмет философии права. Общие закономерности философско-правовой мысли. Категории, принципы, связи и отношения философии права. Морально-нравственные и духовные компоненты философии права.

Методология философии права. Общенаучные и частнонаучные методы исследования философско-правовой действительности. Метафизика, диалектика, феноменология, синергетика. Основные законы и категории диалектики.

Основные функции философии права как научной и учебной дисциплины (онтологическая, гносеологическая, мировоззренческая, легитимизирующая, идеологическая, информационная, организационная, методологическая, аксиологическая, воспитательная).

Соотношение философии права и социальной философии.

Философия права в системе наук. Место философии права в системе философских и правовых знаний. Философия, теория государства и права, правовая антропология, правовая социология, юридическая психология. Философия права и общая теория права.

Место и роль философии права в системе подготовки юристов.
Значение философии права для формирования мировоззрения юриста, ее значение в его практической деятельности.

 

Тема 2. Философия права в системе наук.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Общая характеристика основных функций философии права: онтологической, гносеологической, мировоззренческой методологической, аксиологической, праксиологической, воспитательной.

Формы проявления правовой онтологии и постижение правовой реальности.

Смысл права, его ценностное бытие и значение в жизни людей.

Поиск истины в правовой действительности и используемые для этого методы.

Проявление праксиологической функции в законотворческой, правоприменительной, правоисполнительной деятельности.

Характеристика специального философско-правового метода – принципа формального равенства.

 

 

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Тема 3. Античная философия права.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Древнейшие представления о месте человека в мире, обществе, справедливости, законе и правовых основах общественной организации (страны Древнего Востока). Философско-правовые идеи Античности (семь мудрецов, Пифагор, Гераклит, Демокрит, софисты, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики). Афинская демократия. Ранние греческие философы о человеке, космосе и государстве. Homo politicus (софисты). Идея блага (Сократ). Платон («Государство», «Законы»). Аристотель («Политика»). Эллинистические правовые учения (стоики, киники, эпикурейцы). Цицерон («Об обязанностях», «Тускуланские диспутации»). Римское право («Институции Юстиниана», Сентенции Павла, фрагменты Ульпиана и др.).

 

Тема 4. Западноевропейская философия права.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Философско-правовые концепции средневековья (глоссаторы и легисты). Августин («О граде Божием»). Рецепция римского права в средневековой Европе. Средневековая юридическая мысль (Болонские юристы, создатели Corpus iuris civilis, глоссаторы и комментаторы, гражданское и каноническое (церковное) право). Абеляр. Ансельм. Фома Аквинский. Философско-правовые идеи эпохи Возрождение и Реформации. Гуманистический антропоцентризм и новая философия права. Человек и его место в мире. Лоренцо Валла. Пико делла Мирандола. Помпонаци. Н. Макиавелли («Государь»): политика и мораль. Гуманистический идеал бесклассового общества в «Утопии» Мора. Этико-социальные воззрения Монтеня («Опыты»). Эразм Роттердамский о человеческой свободе. Религия и право в произведениях Лютера, Кальвина.

Философско-правовые идеи Нового времени: Гроций («О праве войны и мира»); Ф. Бэкон (право и закон, концепция всеобщей справедливости, эмпирический метод); Т. Гоббс («Левиафан»); Локк (о природе закона, разделении властей и естественном праве и др.); Спиноза («Этика»); Монтескье («О духе законов», закон и справедливость, принцип разделения властей); Руссо («Об общественном договоре»); философия права И. Канта («Критика практического разума», «Лекции по этике», рациональность, право, религия и мораль), И.Г. Фихте («Наукоучение», «Назначение человека»), Г.В.Ф. Гегеля («Философия права»); историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта). Р. Иеринг, И. Бентам, Дж. Остин, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Ницше.

 

Тема 5. Российская философско-правовая мысль.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Религиозно-правовая философия в России (К.А. Неволин, П.Г. Рядкин, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев).

Философско-правовые концепции социалистического права. Новое «со­ветское право»: основные направления интерпретаций (П.И. Стучка, Е.Б. Па­шуканис, М.Ю. Козловский, Д.И. Курский, М.А. Рейснер, И.П. Разумовский, А.Я. Вышинский). Период либерализации общественных отношений: в поисках но­вых подходов к праву. Право как единство правовой нормы и правоотношения (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский); как единство правовой нормы, правоот­ношения и правосознания (А.К. Стальгевич, Я.Ф. Миколепко).

Современные философско-правовые учения России. Право как всеобщая форма и равная мера свободы индивидов - либертарная философия права (B.C. Нерсесянц, В.А. Четвернин, А.И. Нашинский). Постмодернистическая филосо­фия права (Е.А. Честнов). Коммуникативная концепция права (А.В. Поляков).

 

Тема 6. Философия права ХХ века.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Философия права в XX в. (неокантианство - Гуссерль, Гартман, Шелер, М. Вебер, А. Рейнах, неогегельянство, экзистенциализм, «возрожденное» естественное право, онтология права, аналитическая юриспруденция). Экзистенциальная философия права (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, Л. Камю и др.).

Аналитическая юриспруденция. Социологическая юриспруденция. Концепция нормативизма Г. Кельзена (чистое учение о праве). Г. Харт, Ж. Маритен, Р. Марчич, Роулз («Теория справедливости»). Интегративная юриспруденция, теории элит, бюрократии и технократии. Франкфуртская школа (Хабермас, Адорно, Маркузе).

 

РАЗДЕЛ III. ОНТОЛОГИЯ ПРАВА

 

Тема 7. Сущность права и законности.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Право как формальное равенство. Право как всеобщая равная мера, т.е. всеобщий равный масштаб и единая для всех норма правовой регуляции.

Правовое равенство как всеобщая и необходимая форма совместного бытия людей. Социальное равенство это всегда правовое равенство, формально-правовая мера равенства.

Заблуждения и ложные представления относительно равенства, смешение его с «уравниловкой».

Принцип формального равенства как универсальный правовой принцип с исторически изменяющейся сферой и мерой регуляции.

Возникновение и развитие философско-правовых взглядов о правовых характеристиках человека (Гераклит, Платон, Аристотель, Агустин, Гобс, Монтескью, Кант, Маркс, Спиноза).

Российская философско-правовая мысль о главных правовых качествах человека (Н.А. Бердяев, Н.Н. Коркунов, Б.Н. Чичерин и др.).

Современные подходы к пониманию правовой личности и механизмы ее формирования. Социализация как основная сила превращения человека в правовое существо. Важность правового воспитания.

 

Тема 8. Право, власть и правопорядок. Право, культура и цивилизация.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Диалектическая взаимосвязь власти, права и воли. Развитие подходов к понятию воли и ее место в реализации власти и права. Власть как бытие воли. Механизм связи власти и права.

Власть как воля, реализованная в законах. Проявления власти в принуждении и насилии. Власть, право и политика и их взаимосвязь.

Соотношение хаоса и порядка как противоположных явлений в представлении античных мыслителей (Пифагор, Протагор, Платон, Аристотель).

Развитие подходов к понятию порядка во взглядах философов эпохи Средневековья (Сенека, Св. Августин) и Нового времени (И. Кант, Г. Гегель).

Проблемы соотношения порядка и упорядоченности в трудах русского философа А.А. Богданова.

Исследование порядка в XX веке в русле синергетики.

Соотношение норм, обычаев, нравов, традиций и порядка.

Повседневная реальность, социальный порядок и правопорядок.

Культура как социальное явление во всем многообразии аспектов своего проявления.

Правовая культура как способ организации и развития жизнедеятельности человека через юридические нормы, как правовое состояние общества.

Состав и структура правовой культуры, ее динамизм.

Взаимодействие цивилизации культуры в целом, правовой культуры в частности. Правовая культура как критерий цивилизованности общества, его прогресса.

Сущее и должное как категории философии права. Сущее как наличное бытие, как правовая реальность, т.е. то, что есть в действительности.

Должное как, то, что должно быть, т.е. целеполагаемый результат.

Совпадение сущего и должного в работах Гераклита, Платона, А. Аврелия, К. Маркса, В.С. Соловьева.

Различие между моральным и правовым должным в работах И. Канта и В.С. Соловьева.

Соотношение закона и права.

 

РАЗДЕЛ IV. ПРАВОВАЯ АКСИОЛОГИЯ

 

Тема 9. Право как общее благо. Право как формальное равенство и справедливость.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Проблемы общего блага в мировой истории. Взгляды античных мыслителей на эту проблему. Поиски и обоснование общего блага И. Кантом. Рассмотрение проблем блага современными российскими авторами.

Общее благо как правовая категория.

Естественно-правовая доктрина общего блага. Взгляды сторонников позитивизма на ценность права.

Философско-юридический подход к ценности права.

Подходы к понятию «равенства» в математических и социальных науках.

Понятие правового равенства. Различие формально-правового равенства и фактической уравниловки.

Формально-правовое равенство как сущностный принцип права.

Раскрытие проблем справедливости Сократом, Аристотелем, И. Кантом, Г. Гегелем.

Современные концепции справедливости.

Правовое равенство как справедливость.

 

Тема 10. Право как свобода и ответственность.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Характеристика свободы как многоаспектного явления и ее понятие.

Роль свободы в истории развития человечества. Свобода как экзистенция человека, как объективное пространство для саморазвития личности.

Право и свобода. Принцип формального равенства субъектов права как форма бытия и выражения их свободы. Люди свободны в меру их равенства, и равны в меру их свободы.

Взаимосвязь свободы и ответственности. Виды ответственности.

РАЗДЕЛ V. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

 

Тема 12. Право в системе социальных норм.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

 

Связь границ познания правовой реальности с уровнем потребностей и интересов человека, а так же правовой культуры. Специфика познания правовой реальности.

Ограниченность нормативистской гносеологии и ее прямая связь с волей, позицией и мнением законодателя.

Естественно-правовая гносеология как исторически первая попытка теоретического осмысления объективной природы права, постижение его истины. Методологическая ограниченность естественно-правового подхода.

Теория различения и соотношения права и закона как метод познания правовой реальности.

 

Тема 13. Философско-правовые аспекты взаимоотношений личности, общества и государства.

Планируемые результаты изучения темы, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы - (ОК-1); (ОК-2); (ОК-3); (ОК-4); (ОК-7); (ПК-2); (ПК-9); (ПК-19).

Понятие общества и его структура. Организационные институты, технологии и принципы участия общества в формировании права. Признаки и виды общественно-значимой практики. Конкретная общественно-значимая практика как материальный источник правообразования и формирования конкретного правового института.

Понятие правовой системы общества. Правовая система унитарного и федеративного общества и государства: общее и особенное. Соотношение правовой системы с политической, экономической, социальной, духовно-нравственной системами

Основные направления деятельности социально-правового государства, личности и общества в правореализации. Понятие социально-правового качества жизни личности, общества и государства. Влияние права на государство. Предпосылки, условия, причины, гарантии и основные направления эффективного воздействия права на государство.

Государственно-правовой режим как нормативная модель деятельности государственного чиновника и государства в целом по управлению социальными практиками и взаимодействию с личностью и обществом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...