Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика, ее специфика и разновидности (понятие, структура)




Политика, ее специфика и разновидности. Теоретические основы социальной политики (структура, функции). Субъекты и методы реализации социальной политики

Введение

Политика — многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Согласно Платону: «Политика – это искусство жить вместе». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Здесь видно, что политика трактуется в более практическом смысле. Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, политике профсоюзов…даже о политике умной жены, которая стремится «управлять своим мужем». Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега–и–Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.

Политика, ее специфика и разновидности (понятие, структура)

Итак, современные подходы к определению социальной политики можно свести к следующим определениям:

1. Первый подход – это взаимоотношение социальных групп и классов;

2. Второй подход – совокупность действий государственных органов и учреждений, общественных организаций и т.д.

Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Суть политики заключается в том, что она отражает сферы жизнедеятельности людей, связанные с властными отношениями (государство, политические партии, общественные движения и т.д.), действие которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их интересов и потребностей.

Сферы (виды или направления политики):

· экономическая политика;

· демографическая политика;

· аграрная политика;

· национальная политика и т.д.;

· социальная политика – это главный инструмент государства.

Какова же структура политической деятельности? В самом общем виде просматриваются три ее основных момента. Во-пер­вых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспектив­ные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффектив­ных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответ­ствующий подбор и расстановка кадров, способных решать по­ставленные перед ними задачи. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она пред­ставляет собой совокупность элементов, являющихся официаль­но признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф­союзы, различные общественные организации (церковь, по­скольку в нашем обществе она отделена от государства, не вхо­дит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянно­го системного целого, механизм, с помощью которого осущест­вляется политическая власть в обществе. В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на мой взгляд, для анализаструктуры политики необходимо и вполне возможно применение различныхкритериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериеввыделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них.Разумеется, в политологической литературе эти критерии тракторизуютсяразличными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назватьследующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие. В соответствии с сущностным критерием речь идет о вы­явлении основных элементов содержания политики как об­щественного явления. Это те самые грани, стороны, элемен­ты политики, которые выступают как необходимые, без кото­рых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести по­литическую власть, политическую деятельность, политичес­кие отношения, политические потребности и интересы, поли­тическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическуюкультуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие. Политика, политическая жизнь формируется, функциони­рует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из это­го, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уров­ней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и обществен­ных организаций, движений и объединений. Данная трактов­ка структуры политики, исходящая из субъектного крите­рия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.Многие политологи указывают на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различ­ных уровней, компонентов политики в зависимости от сфер общественной жизни также представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов поли­тики следует назвать такие, как:· внутренняя и внешняя политика;· экономическая политика;· социальная политика;· политика в области государственного устройства и раз­вития демократии;· политика в духовно-идеологической сфере. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объе­динения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения поли­тики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая ор­ганизация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения. Уже краткое перечисление некоторых подходов к струк­турному анализу политики приводит к признанию необходи­мости дальнейшего продолжения анализа структуры поли­тики, выявления новых критериев и на их основе новых гра­ней, элементов структуры политики. Внутренне структури­рованы и все виды политической деятельности, политическо­го сознания, политических институтов и т. д. Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесновзаимосвязаны, образуя целостное явле­ние — политику. Целостность политики проявляется в самых различных формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хорошо из­вестно, что определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Одна­ко там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое со­знание, политические интересы, политические мотивы, поро­ждая опосредованно те или иные формы политической дея­тельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои спе­цифические тенденции, закономерности функционирования и развития.

Так же политика обладает определенными функциями:

· адаптация – приспособление к условиям внешней и внутренней среды;

· интеграция, т.е. согласование интересов всех элементов общества;

· артикуляция – выражение интересов отдельных социальных групп;

· целеполагание – постановка целей и задач развития общества;

· координация – установление взаимодействия различных видов и направлений социальной политики;

· социализация – приобщение членов общества к социально-политической деятельности;

· ориентация членов общества на определенные нормы и ценности;

· рекрутирование – отбор и подготовка политической элиты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...