Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Легитимность и легальность государственной власти.




Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Население легитимную власть воспринимает как правомерную и справедливую. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти — несовпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что является ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что является ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, и обеспечивающая их выполнение, легальна. В то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

Выделяют следующие типы легитимности государственной власти:

• рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, • идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;• традиционный, когда власть признается оправданной в силу обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

• харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

9.Формы и методы осуществления функций государства.Формы осуществления функций государства — это виды деятельностиорганов государства по осуществлению его функций.Выделяют правовые и организационные формы. Первые, в отличие отпоследних, есть однородная деятельность органов государства, связаннаяс принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.К правовым формам относят:

1) правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов);

2) правоприменительную (деятельность по реализации нормативныхактов путем принятия актов применения права, повседневная работа повыполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению кюридической ответственности виновных лиц и т.п.).К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенныхструктур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функцийгосударства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.)

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Средиподобных методов выделяют убеждение и принуждение, поощрение и рекомендации и т.д.

Убеждать - значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждать - значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д. Рекомендовать - значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.

Поощрять - значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

16.Законодательная власть РФ.17.Исполнительная власть РФ.18.Судебная власть РФ.Принцип разделения властей необходим для предотвращения диктатуры (т.е. необходим для того, чтобы власть не концентрировалась в одних руках).Власть в государстве делится на 3 ветви, каждая из ветвей имеет свои задачи, полномочия и рычаги управления обществом.1-ая ветвь – законодательная власть. Источник полномочий – народ;Издает нормативно-правовые акты, т.е. создает правовую основу гос-ва (напр, в РФ – Федеральное Собрание (состоит из 2-х палат: Гос.Думы и Совета Федерации; в Кем.обл. – Совет народных депутатов).

2-ая ветвь – исполнительная власть. Источник полномочий – народ или законодательная власть (т.е. может избираться народом или назначаться законодательн.органами). Реализует принятые норм.-правовые акты (в РФ – правительство РФ; в Кем.обл.- губернатор, администрация КО).

3-ая ветвь – судебная власть. Источником властн.полномочий яв-ся народ или законодательная власть. Задачи: осуществление правосудия (в РФ – Верховный суд, Высш. Арбитражный суд; в Кем.обл. – Арбитражный суд КО, федеральн.суды КО; иногда в субъектах РФ – Уставные судыНапр., законодательная власть по отношению к исполнительной и судебной – назначение судей; контроль за правительством.Т.о., власть в гос-ве яв-ся демократической, если выбрано правильное соотношение 2-х моментов: - разграничение полномочий; - наличие полномочий одной ветви по отношению к другой.

 

79. Виды юридической ответственности. В зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяются: - уголовная (применяется только за преступления; никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию, иначе как по приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством; меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения, направленные преимущественно на личность виновного, - лишение свободы и т.д.); - административная (наступает за совершение административного проступка на основе законодательства об административных правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т.п.); - гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки); - дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении отдельных категорий - дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.); - материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей). В зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...