Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность управленческой деятельности, ее специфика. Основные школы управления.




Сущность управленческрй деятельности и её психологические механизмы.

Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели и для упорядочивания совместной деятельности.

Субъект – носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления.

Объект – механизмы и машины, а так же люди.

Система управленческих отношений опирается на два основных феномена:

- управление как целенаправленное воздействие.

- подчинение, восприимчивость и подверженность.

Три типа подчинения:

1. Работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанные отношения (чувство долга)

2. равнодушное подчинение (пусть решает руководство)

3. инициативное подчинение. Работник осознает необходимость подчинения. Чувство долга не заглушает инициативу.

Термин психология управления возник в 20-х годах 20 века на второй всесоюзной конференции по организации труда.

2 задачи:

- подбор сотрудников (профессиональный отбор)

- воздействие не работников через стимулирование

Но в этот период сама наука еще не выделялась Период наиболее интенсивного развития науки – в середине 60-х гг.

Аспекты:

- социально-психологические проблемы коллектива

- психология личности и деятельности управления.

- подбор управленческих кадров (как руководить?)

Психология управления имела 2 источника развития:

- потребность практики

- потребность развития психологической науки: от описания к изучению механизмов.

Психология управления – отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направления на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

Задачи психологии управления:1 изучить мех-мы псих-й регуляции труд. Деятельности в норм-х и экстрем-х условиях; 2 осуществить псих-й анализ деятельности упр-я;3 исслед-е псих-х особ-й лидерства;4 разреш-е конф-в, изменение псих-го климата в организации;5 изучение проц-в группового взаимод.;6 исслед-е мех-в мотивации труда

Объект психологии управления (две точки зрения):

1. объектом должны стать две системы: человек-техника, человек-человек.

2. только система человек-человек.

Предмет психологии управления:

Изучение психологических аспектов процесса управления, направленных на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

Психологические особенности труда:

-деятельность руководителя

- личность руководителя

- принятие правильных решений

- в целом труда

- индивидуальные стили управления руководителя.

Сущность управленческой деятельности, ее специфика. Основные школы управления.

Управленческая деятельность – особый вид организ-й труд-й деят-ти по выполнению функций упр-я в орг-ции.

Псих-е особ-ти упр-й деят-ти:

1большое разнообразие видов деят-ти, кот осущ-т рук-ль на разных уровнях упр-й структуры. 2 творч-й характер деят-ти. Часто решения приним-ся при недосттке инф-ции или в противор-й обстановке. 3 ярко выражена прогностическая природа управленческих задач. 4 значит. Роль отводится комм-й функции. 5высокая псих. Напряж-ть, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Цель упр.деят-ти. – обеспечение целенапр-й и соординиров-й деят-ти руководимого коллектива по решению задач

Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

3 категории персонала управления: 1 уровень – рук-ли(линейные менеджеры)10%; 2 ур.- специалисты(функциональные менеджеры) – 60-70%;3 уровень – служащие аппарата управления – 20-30%

Задачи:

Руководителя: общ. Руков-во проц-м функц-я и разв ситемы управления: сосредоточ внимания на принятии решений по важным вопросам, осущ-т подбор, перестановку, обучение и воспитание кадров, координирует работу организации.

Специалистов: 1получение,обр-ка, анализ инф. О состоянии дел в организации по своему направлению.2 разработка на основании анал-х данных вариантов решения отдельных вопросов.3 разработка конкретных решений.4контроль степени орг-ии решений.

Служащих:1 осущ-е текущего учета и делопроизводства в аппарате управления.2 информ. И техн. Обслуживание деят-ти руковод-й и специалистов.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

1) Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности.

2) Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

3) Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления.

Основные школы управления:

1Доктрина «человеческих отношений». Основана на учете человеческого фактора. Учет достижений в области психологии личности, антропологии, социологии и т.д.

2 «Школа человеческих отношений» Мэйо.Средства управления(четкая программа труда,хорошая зп, условия труда) не всегда ведут к повышению производительности. Силы,возникающие в процессе взаимодействия в коллективе иногда превосходят.

3Фоллет: управление – обеспечение управленческой работы с помощью других лиц, нужно учитывать психологические особенности людей, которыми вы управляете.

4поведенческий подход в описании мотивов человека. (Лейкред, МакГрегор, Маслоу, Моутан, Фидлер). На эффективность влияет мотивация, характер власти и авторитета, особенности лидерства, поддержание коммуникации, восприятие своего места, роли в организации.

5Возникновение современных теорий управления (с 50-х годо в по настоящее время) Развитие техники привело к развитию систем кибернетики, компьютеризации управления. Кибернетический подход к управлению (управленческая модель с ограниченным числом параметров). Модель позволяет подсчитать разные стратегии. Такой подход позволяет предсказать последствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...