Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1 Законы Хаммурапи (4 часа)




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Читинский институт (филиал)

Байкальский государственный университет

Экономики и права

Кафедра

Теории и истории государства и права

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И

ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Федерального компонента цикла ОПД.Ф.04. ГОС. ВПО.

По специальности «Юриспруденция»

 

Чита - 2011

 

История государства и права зарубежных стран: Тематика семинарских занятий для высших образовательных учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальности 030501 “Юриспруденция”.

 

 

Предназначена для студентов всех форм обучения

 

Составитель: доц. кафедры ТИГП,к.и.н. Л. Г. Новикова

 

Рецензент: доцент кафедры ТИГП ЗИП СибУПК, к.ю.н., Р. В. Антропов

 

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ТИГП ЧИ БГУЭП

 

Протокол № от “ ” 2011 года.

 

Учебная программа рассмотрена и утверждена к печати на заседании УМК ЧИ БГУЭП

 

Протокол №_______от «_____» ______________________ 2011 года

 

 


Общие методические рекомендации

Для подготовки к семинарским и практическим занятиям

 

Подготовка к семинарским занятиям состоит из следующих этапов:

- активная работа на лекциях,

- самостоятельное изучение рекомендованной специальной и дополнительной литературы,

- осмысление связи теоретических знаний с практическими примерами, жизненными ситуациями.

Готовиться к семинарским занятиям следует не накануне, а заблаговременно, за несколько дней, чтобы в случае неясности иметь возможность проконсультироваться у преподавателя. Самостоятельная работа студента должна начинаться, прежде всего, с ознакомления с темой семинарского занятия, которая включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, список основной литературы к теме. Изучение литературы лучше начать с просмотра конспекта лекции. Восстанавливая в памяти материал, студент приводит в систему основные положения, узловые вопросы темы, выделяет в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем нужно внимательно прочесть соответствующую главу учебника. Для более глубокого изучения вопросов рекомендуется изучение дополнительной литературы. Подобрав, обработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинаре, для чего он должен продумать план ответа на каждый вопрос темы. Для самостоятельной подготовки по каждой теме в настоящем пособии приводится перечень вопросов, конкретизирующих вопросы плана семинарского занятия. Отвечая на вопросы, студент может осуществить самоконтроль усвоения материала, эти же вопросы рассматриваются на семинаре. При подготовке к семинару так же необходимо выполнить письменно прилагаемые задания по составлению схем, заполнению сравнительных таблиц, ведению терминологического словаря, конспектированию указанных источников и другие.

Выполненные задания оформляются в тетради. Студентам рекомендуется завести одну тетрадь, в которой после конспекта лекции фиксируется работа по самоподготовке (составляются схемы, таблицы, ведется терминологический словарь и т.д.), далее работа на семинаре и практическом занятии. В тетради материал располагается строго по темам. Материал по каждой теме рекомендуется оформлять с новой страницы. При ведении тетради, таким образом, весь материал по теме будет консолидирован, что облегчит его использование при подготовке к семинарским, практическим занятиям, контрольной работе и экзамену.

На семинаре материал должен излагаться свободно и четко. Семинарские занятия должны носить форму творческой беседы, обмена мнениями, переходящая в дискуссию. Кроме закрепления и уяснения вопросов темы, семинарские занятия должны выработать у студентов навыки профессиональной речи юриста и прививать умение публичных выступлений.

При подготовке к практическим занятиям студентам предлагается повторить теоретический материал, изученный на семинаре и решить в тетради для практических работ предложенные задания.

В конце семинарского и практического занятия преподаватель анализирует выступления студентов, делает необходимые выводы и обобщения по рассматриваемым вопросам и оценивает работу на занятии.

Проведение семинарских занятий осуществляется в следующих формах: опрос студентов по предлагаемым вопросам, выступление с докладами, проведение дискуссий, периодическое тестирование.

Тема 1 Законы Хаммурапи (4 часа)

План семинарского занятия

1. Источники и характерные черты Законов Хаммурапи.

2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

3. Правовое регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи.

4. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.

5. Преступления и наказания.

6. Суд и процесс.

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение одного из уникаль­ных памятников права – судебника царя Хаммурапи середины XVIII в. до н. э., занявшего одно из центральных мест в социо-нормативной культуре шумеро-вавилонской цивилизации Древней Месопотамии.

Изучение этого памятника права, вошедшего в историческую литературу под названием Законов Хаммурапи (далее– ЗХ), дает возможность студенту выявить специфику социальной структуры древневавилонского общества и тем самым разобраться в сложном вопросе его типологии, в особенностях государственного строя и политического режима Древнего Вавилона как одного из первых восточных государств, сложившегося в форме империи в ходе длительной эволюции на базе многочисленных предшествующих ему протогосударств.

Изучение этого памятника даст возможность студенту не только познакомиться с основными принципами и институтами правовой системы Древнего Вавилона, но и выявить относительно высокий уровень развития правовой мысли, нашедшей отражение в таких понятиях ЗХ, как справедливость, важность правопорядка, сле­дования закону против «губительной смуты», «притеснения слабых» и пр.

Источники:

1. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 1. Антич­ный мир и восточные цивилизации / Ответственность. Ред. Л. Р. Сюкияйнен. М., 1999.

2. Законы Вавилона, Ассирии и Хеттского царства / Предисл., пер. и коммент. Под ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории (далее — ВДИ). 1952. № 3—4.

3. Хрестоматия по истории государства и права зару­бежных стран. В 2 т. / Ответственность. Ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 1. Древний мир и Средние века / Сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз. М., 2003.

Литература:

1. Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии. М., 1982. Емельянов В. В. Древний Шумер. СПб., 2001.

2. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. Ч. 1.

3. Клочков И. С. Древняя культура Вавилона (человек, судьба, время). М., 1983.

4. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994.

5. Оппенхейм Н. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

6. Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // ВДИ. 1984. № 4.

7. Якобсон В. А. «Кража» и «грабеж» по законам Хаммурапи // Палестинский сборник. Вып. 26. М., 1978.

 

Тема 2. Дхармашастра Ману (Законы Maнy) и Артхашастра Каутильи (4 часа)

План семинарского занятия

1. Специфический характер и место Законов Ману и Артхашастры Каутильи в правовой системе Древней Индии.

2. Правовое положение основных групп древнеиндийского общества, отраженное в этих памятниках права.

3. Правовое регулирование имущественных отноше­ний по Законам Ману и Артхашастре.

4. Брачно-семейное право.

5. Преступления и наказания.

6. Суд и процесс.

Цель семинарского занятия

Целью данного занятия является изучение источни­ков, принципов, институтов права Древней Индии на основе ее историко-правовых памятников – Законов Ману (II в. до н. э. – II в. н. э.) и Артхашастры Каутильи (1в. дон. э. – 1в. н.э.) – (Авторство Артхашастры, дошедшей до наших дней, приписывается Каутилье (далее – АК), советнику царя Чандра-гупты из династии Мурьев (IV–II вв. до н. э.). По уточненным данным, это произведение появилось значительно позднее и являлось конечным результатом развития светской правовой литературной традиции артхашастр. Многие положения этих трактатов были заимствованы дхармашастрами. Составление Законов Ману (далее – ЗМ) традиция приписывает мифическому прародителю всех людей – Ману).

Сравнительный анализ правовых норм ЗМ – наиболее известной из дхармашастр, сборников религиозно-нравственных и правовых предписаний, и АК – трактата об искусстве политики и управления государством служит более глубокому пониманию особенностей государственно-правового развития одной из немногих переживших века великих восточных цивилизаций, занимающей и в настоящее время особое место в мировом цивилизационном процессе.

Источники:

1. Артхашастра, или Наука политики / Пер. с санскр.

2. B.И. Вострякова, Е. Е. Обермиллера, Б. В. Семичева. М.; Л., 1959; М., 1993.

3. Законы Ману / Пер. С. Л. Элъмановича, испр. и доп. C..Т. Ильиным. М., 1960.

4. «Область деятельности судей»: Книга III «Артхашастры» / Пер. А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева // Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра». Проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

Литература:

1. Вигасин А. А. «Уста о рабах» в Артхашастре Каутильи //ВДИ. 1976. №4.

2. Вигасин А. А. Юридическая тематика в композиции дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.

3. Гусева Н. Е. Индуизм. История формирования, куль­товая практика. М., 1977.

4. Ильин Г. Ф. Основные проблемы рабства в Древней Индии // История и культура Древней Индии. М., 1963.

5. Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

6. Кузнецов А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983.

7. Самозванцев А. М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

8. Самозванцев А. М. Теория собственности в Древней Индии. М., 1978.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...