Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой психологии в психологическом обеспечении боевых действий войск




Воздействие психологических факторов войны на участников боевых действий осуществляется не непосредственно, а опосредуется многими переменными. К числу наиболее значимых из них можно отнести половые особенности воен­нослужащих и принадлежность их к различным профессиональным группам.

Споры о том, место ли женщине на войне, сегодня уже бессмысленны. Женщи­ны в армии, в том числе на полях сражений, — это объективная реальность. Учи­тывая, что военнослужащие-женщины в некоторых частях нашей армии сегодня составляют от 10 до 20% численного состава, и тенденция на увеличение их чис­ленности возрастает, изучение психологических особенностей их поведения на войне представляется весьма актуальным.

Не менее важным является познание опосредствующего влияния на боевую активность «видородовой» принадлежности военнослужащих. С точки зрения социальной психологии, само разделение армии на виды вооруженных сил и рода войск закономерно ведет к разделению в сознании военнослужащих на «мы» и «они», формирует специфические социальные установки, «образы мира и вой­ны», своеобразные социальную идентичность и модели поведения.

Психологическая «особость» представителя того или иного вида Вооруженных сил, рода войск существенно усиливается в силу своеобразия целей, способов и средств боевой деятельности.

Командиры, военные психологи могут постичь психологические механизмы поведения военнослужащего на поле боя, лишь выявив «фокус» преломления всех внешних воздействий и внутренних побуждений через его тендерную и про­фессиональную специфику.

18.1. Психологические особенности участия женщин-военнослужащих в боевых действиях

Специалисты отмечают, что среди очевидных параметров, отличающих одного человека от другого, имеются два наиболее значимых, «которые белее всего важ­ны для Я-концегщии и социальных взаимоотношений — это расовая принадлеж­ность и, в особенности, пол» [126, с. 228]. Социальными психологами установле­но, что имеются существенные различия в поведении мужчин и женщин. В ряде



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


исследований показано, что мужчины прежде всего ориентируются на решение задачи, женщины во главу угла ставят отношения между людьми; женщины в 2 раза чаще страдают от стресса, тревожности и депрессии, зато в 3 раза реже со­вершают самоубийства и в 5 раз реже становятся алкоголиками; женщины более эмпатичны; мужчины более агрессивны (в США они в 10 раз чаще женщин осуж­даются за убийство и 5 раз — за угрозу или попытку насилия); у женщин лучше развито обоняние и др. [126, с. 28].

Ясно, что эти и другие различия не могут не сказаться на специфике восприя­тия боевой обстановки, мотивации участия в боевых действиях, ценностных ори-ентациях, социальных функциях на войне, реагировании на боевые события, пе­реживании, функциональных состояниях и др.

Женщина на войне выполняет вполне конкретные социально-психологические функции, которые существенно отличаются от мужских функций. С помощью логического анализа, изучения литературы и опроса участников боевых действий мы выделили следующие функции:

• профессионально-психологические функции (преимущественно медицин­ское, банно-прачечное обслуживание, финансовое обеспечение, сферы пи­тания и культуры, работа в штабах, на узлах связи);

• значительно реже — участие в боевых порядках воинских подразделений (ар­тиллерия, пехота);

• оптимизации социально-психологического климата воинских подразделе­ний и частей (в присутствии женщин отмечается меньше мата, хамства, дес­труктивных конфликтов и т. д.);

• мобилизации психологического ресурса' участников боевых действий (при­сутствие женщины мобилизует энергетические, эмоциональные возможно­сти, находчивость, изобретательность, смекалку мужчин в боевой обстанов­ке, заставляет преодолевать сложные препятствия);

• психологического вспомоществования участникам боевых действий, как мужчинам, так и женщинам (сопереживание, соболезнование, эмпатия, под­держка и т. д.);

• снятия сексуального напряжения (сексуальные контакты и сублимация в виде фантазий, несексуальных контактов, разговоров и шуток на сексуаль­ную тему).

Непосредственное наблюдение и беседы с реальными и потенциальными участ­ницами боевых действий позволяют в самом общем виде очертить основные мо­тивы такого участия. Это следующие мотивы:

• сострадания, альтруизма (стремления помочь тем, кому во время войны наи­более тяжело);

• следования за любимым мужчи'ной, мести за погибшего мужа, любимого;

• поиска любви, надежды на создание семьи;

• улучшения материального положения;

• патриотизма;

• бегства от семейных неурядиц;

• сексуальной неудовлетворенности;


Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой... ____________ 41_[

• маскулинности (врожденная агрессивность; стремление испытать себя «в кру­том» деле»);

• искупления грехов (за совершенные ранее преступления и порицаемые по­ступки) и др.

Особенности нервно-психической организации и мотивации участниц боевых действий обусловливают специфику их боевых качеств.

Изучение показывает, что мужчины на войне способны переходить грань отно­сительной утраты личностной идентичности, деперсонифицироваться, превра­щаться в своеобразное «орудие войны», в «зверя», обуреваемого инстинктом аг­рессивности.

Образно показал эти трансформации Э. М. Ремарк:

«Наши лица не стали бледнее или краснее обычного; нет в них и особенного напряжения или безразличия, но все же они сейчас не такие, как всегда. Мы чувствуем, что у нас в крови включен какой-то контакт. Это не пустые слова; это действительно так. Фронт, сознание, что ты на фронте, — вот что заставля­ет срабатывать этот контакт. В то мгновение, когда раздается свист первых сна­рядов, когда выстрелы начинают рвать воздух, в наших жилах, в наших руках, в наших глазах вдруг появляется ощущение сосредоточенного ожидания, насто­роженности, обостренной чуткости, удивительной восприимчивости всех ор­ганов чувств. Все тело разом приходит в состояние полной готовности.

... Мы превратились в опасных зверей. Мы не сражаемся, мы спасаем себя от уничтожения. Мы швыряем наши гранаты не в людей — какое нам сейчас дело до того, люди или не люди эти существа с человеческими руками и в касках? В их облике за нами гонится сама смерть, впервые за три дня мы можем взгля­нуть ей в лицо, впервые за три дня мы можем от нее защищаться, нами владеет бешеная ярость, мы уже не бессильные жертвы, ожидающие своей судьбы, лежа на эшафоте; теперь мы можем разрушать и убивать, чтобы спастись самим, что­бы спастись и отомстить за себя.

Мы укрываемся за каждым выступом, за каждым столбом проволочного заг­раждения, швыряем под ноги наступающим снопы осколков и снова молние­носно делаем перебежку. Грохот рвущихся гранат с силой отдается в наших руках, в наших ногах. Сжавшись в комочек, как кошки, мы бежим, подхвачен­ные этой неудержимо увлекающей нас волной, которая делает нас жестокими, превращает нас в бандитов, убийц, я сказал бы — в дьяволов, и, вселяя в нас страх, ярость и жажду жизни, удесятеряет наши силы, — волной, которая помо­гает нам отыскать путь к спасению и победить смерть. Если бы среди атакующих был твой отец, ты не колеблясь метнул бы гранату и в него!» [140, с. 184].

С. Л. Рыков отмечает, что женщина же на войне не перестает быть женщиной. «Это генетически заложено в жизненную стратегию ее самореализации. В Чечне наши офицеры наблюдали интересные факты. У женщин-снайперов, которые в горах воевали на стороне боевиков, находили в косметичках дорогую фран­цузскую косметику. Их макияж был ярок и насыщен оттенками агрессивности (в бытовом лексиконе — «боевой раскрас»). И это при том, что этих женщин в течение нескольких дней никто из мужчин не видел. Психологи, изучающие


412 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

факторы самореализации личности в экстремальных условиях деятельности, объясняют этот феномен тем, что когда женщина накладывает привлекатель­ный макияж, она становится более уверенной в себе, а это, в свою очередь, влия­ет на точность снайперской стрельбы» [150, с. 98].

Мужчина в боевой обстановке стремится или мечтает проявить и продемонст­рировать решительность, волю, дерзость, физическую силу, лихость. Для него не чужда мотивация самоотверженных действий по типу: «А, гори оно все синим пламенем!», «На миру и смерть красна», «Двум смертям не бывать, а одной не миновать», «Авось пронесет» и т. п. Он способен переносить в короткие времен­ные интервалы гипернагрузки, эффективно функционировать в «рваном режим» деятельности (без четкого деления на день и ночь, время работы и отдыха и т. д.). Однако его психическая организация — не благодатная почва терпеливости, тер­пимости, кропотливой, монотонной деятельности и т. п.

Женщина же более внимательна, терпелива и вынослива.

«Как показали специально проведенные исследования, потерю крови на кле­точном уровне и болезни женщина переносит лучше, чем мужчина. Выстрел из снайперской винтовки производится между ударами сердца, а у женщин, по данным медиков, сердечный ритм реже. Поэтому им легче надежнее прице­литься и произвести выстрел. Не случайно до 20-22% чеченских снайперов со­ставляли именно женщины. Причем анализ боевых потерь российских войск в Чечне показал, что до 73% убитых офицеров — жертвы именно снайперов (пу­левые ранения в голову и область сердца). Нетрудно подсчитать, что каждый третий российский офицер, погибший в Чечне, был убит женщинами-снайпе­рами» [150, с. 99].

Женщина легче переносит боль, монотонию, зато более эмоциональна.

Специфика выполняемых социальных функций, мотивации, способов деятель­ности обусловливает особенности восприятия женщин на войне со стороны муж­чин. Е. С. Сенявская дает анализ отношений различных категорий военнослужа­щих в разные исторические эпохи к женщинам, находившимся рядом с ними в боевом строю [153, с. 163].

Они занимают широкий континуум от любви до негативизма. Среди этих от­ношений доминирующими являются:

• страх за «свою» женщину и усиление страха за свою жизнь, так как «при ней и ценность жизни стала дороже»;

• желание подтянуться, проявить себя с лучшей стороны, оказавшись в обще­стве «дам»;

• снисходительная опека, покровительство «слабому полу»;

• недоверие, скептицизм, настороженность;

• зависть, ревность;

• нетерпимое отношение к женщинам и женам на войне.

Итак, с психологической точки зрения, женщина на войне отличается от муж­чин мотивацией боевой деятельности, выполняемыми социально-психологически­ми функциями, доминирующими боевыми качествами, имиджем. Эти особенное-


Глава 18, Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой,.. ____________ 4П

ти предопределяют специфические модели отношения к ним со стороны военнос­лужащих-мужчин. Оптимизация этого отношения требует специально целенаправ­ленной работы командиров, органов воспитательной работы, военных психологов.

18.2. Психологический анализ «видородовой» психологии

Один из основателей отечественной военной психологии П. И. Изместьев под­черкивал:

«В армии... могут быть группы, деятельность которых основана на отличных одних от других базисах, имеющих дело с отличными одних от других машина­ми, военное бытие которых создает далеко не однородное сознание... Под груп­повой военной психологией я мыслю психологию разных родов войск». И да­лее продолжает: «Если проследить каждый род войск, то мы должны прийти к заключению, что на дух его влияет вся особенность, специфичность всех тех условий, в которых ему приходится исполнять свою работу» [153, с. 126].

Стремление проникнуть в тайны групповой психологии, определяемой при­надлежности к разным профессиональным группам владело военными учеными давно1.

В разнообразных работах конца XIX — начала XX в. сделаны первые попытки осмыслить психологическую специфику боевой деятельности родов войск. В част­ности, весьма фундаментально эта задача решается в работах М. Кампеано «Опыт военной психологии, индивидуальной и общей», вышедших еще в 1902 г. Автор дает глубокий анализ целей, способов, средств боевой деятельности, ее требова­ний к физическим и психологическим качествам бойцов. В книге выделена само­стоятельная часть «Психология войск по родам оружия», в которой имеются гла­вы «Пехота», «Кавалерия» и «Артиллерия» [63].

В настоящее время видородовую тематику в психологии продолжают С. С. Ануфриенко (ВСК), Г. Н. Гнездилов (ПВО), А. В. Булгаков, А. Н. Костров, В. Н. Селезнев, Г. А. Броневицкий (ВМФ), А. И. Индюченко (танковые войска), П. А. Корчемный, В. А. Пономаренко (ВВС), В. В. Сысоев, С. В. Захарик (ВДВ), А. Г. Караяии (сухопутные войска) и т. д. Однако исследователи концентрируют свое внимание исключительно на тех аспектах групповой видородовой психоло­гии, которые составляют предмет их анализа. В военной психологии практически отсутствуют работы, содержащие сравнительный анализ психологии деятельности различных родов войск2.

1 Анализ особенностей поведения воинов разных родов войск давался в работах: Биль-
дерлинг А. А. Разведчики // Русский инвалид. 1887. № 43; Бильдсрлинг А. А. Кавале­
рийский офицер на разведке // Русский инвалид. 1885. № 28; Вольф К. М. Работоспо­
собность нашей конницы и данные, на нее влияющие // Военный сборник. 1904. № 2;
Макаров С. О. Рассуждения по вопросам морской тактики. — М., 1943; Мокржец-
кий А. А. Положение обо обучении пехоты // Русский инвалид. 1914. № 69; Ухач-Ого-
рович Н. А. Основные положения строевой и разведывательной службы // Военный
сборник. 1897. № 5; Хаханьян Г. Основы военной психологии. — М.; Л., 1929.

2 Одна из первых попыток современного анализа видородовой психологии предпринята
в коллективном труде «Военная психология», вышедшем под ред. А. Маклакова в 2004 г.



Раздел II, Психологическая работа входе ведения боевых действий


Исключение составляет исторический труд Е. С. Сенявской, в котором на бо­гатом фактологическом материале дается характеристика боевой деятельности представителей различных профессиональных групп. Она же выделила наиболее важные условия боевой деятельности, влияющие на формирование специфиче­ских черт профессионально-групповой психологии:

1) конкретная обстановка и задача каждого бойца и командира в бою;

2) наиболее вероятный вид опасности;

3) характер физических и нервных нагрузок;

4) специфика контактов с противником — ближний или дальний;

5) взаимодействие с техникой (вид оружия);

6) особенность военного быта [153, с. 127].

Добавим, что не менее важными с психологической точки зрения являются та­кие обстоятельства:

• возможность наблюдать результаты применения своего оружия (трупы сол­дат противника);

• возможность видеть тела убитых и раненых товарищей;

• продолжительность и интенсивность боевых действий (минуты, часы, сутки);

• характер взаимодействия с сослуживцами (индивидуальная или групповая, взаимно последовательная или взаимно параллельная деятельность);

• требуемый уровень профессиональной подготовки;

• социальный статус (элитность) боевой специальности.

Используя выделенные условия, дадим схематическую характеристику видам деятельности личного состава видов вооруженных сил и основных родов войск (табл. 2.12). Из таблицы видно, что анализируемые виды боевой деятельности име­ют существенные различия практически по всем показателям. Наиболее сложной с психологической точки зрения является боевая деятельность воина-десантника. Для нее характерны практически все из имеющихся видов опасности (сгореть в самолете, упасть с высоты, погибнуть от любого вида оружия и боевых средств на земле, погибнуть в рукопашной схватке), она отличается высокой интенсивностью, продолжительностью, большими физическими нагрузками.

Десантник вынужден наблюдать результаты своих боевых действий — трупы убитых солдат противника, взорванные боевые объекты, видеть тела погибших и раненых товарищей. Быт десантника не устроен (палатки, землянки, блиндажи, приготовленные наспех) по причине частой смены мест дислокации. Выполняя боевые задачи в глубоком тылу противника, десантник отдыхает в схронах, но­рах, под снегом и т. д. В ходе боевых действий он часто может рассчитывать толь­ко на двух-трех боевых товарищей. При малейшей ошибке наступает плачевный исход — смерть или плен. Боевая деятельность предъявляет к профессиональной и психологической подготовке десантника высокие требования (развитые психиче­ские процессы, интеллектуальные качества, умение ориентироваться на местно­сти, знание языка, обычаев, традиций, уклада жизни противника, умение выжи­вать в различных природно-географических и погодно-климатических условиях). Не случайно боевая специальность воина-десантника относится к числу элитных.


Таблица 2.12 Сравнительная характеристика боевой деятельности личного состава видов вооруженных сил, родов войск

 

 

 

№ п/п Параметры деятельности     Виды вооруженных сил, рода войск    
ВВС ВМФ Мотострелковые Танковые Артиллерия ВДВ
  Наиболее веро- Сгореть в самоле- Утонуть, сгореть Пуля, мина, сна- Сгореть в танке Снаряд Пуля, мина, сна-
  ятный вид опас- те, разбиться при   ряд, огонь, руко-     ряд, огонь, раз-
  ности падении   пашная, утонуть, плен     биться при десан­тировании, рукопашная, утонуть, плен
  Характер физиче- Периодичность, Периодичность, Постоянство, дея- Периодичность, Периодичность, Постоянство, дея-
  ских и нервных кратковременность, кратковременность. тельность, интен- кратковременность, кратковременность, тельность, интен-
  нагрузок интенсивность, интенсивность, сивность, недоста- достаточно времени интенсивность. сивность, недоста-
    достаточно времени достаточно времени точность времени для отдыха достаточно времени точность времени
    для отдыха для отдыха для отдыха и сна   для отдыха для отдыха и сна
  Специфика кон­тактов с против­ником Дальние Средние Ближние Ближние, вплоть до рукопашной схватки Дальние Ближние, вплоть до рукопашной схватки
  Возможность наблюдать ре­зультаты своей боевой работы Нет Частично В полном объеме Частично Редко В полном объеме
  Возможность видеть тела уби­тых и раненых товарищей Минимальная Редкая Частая, в больших количествах Частая Довольно частая Частая, в больших количествах
  Особенности военного быта Устроен Устроен Неустроен Неустроен Более или менее устроен Неустроен
  Характер контак- 1-2 человека Опосредствован- Непосредственный 2 человека Расчет (5-7 чело- Боевые группы,
  тов с сослужив­цами   ный (по радио)     век) отрыв от основных сил
  Требуемый уро­вень профессио­нальной подго­товки Высокий Высокий Низкий Средний Средний Высокий
  Элитность (соци­альный статус) Элитная Элитная Низкостатусный Сред нестатусны й Среднестатусный Элитный
  Профессиональ- Качества внима- Умение четко дей- Смелость психоло- Качества внима- Выносливость, Наблюдатель-
  но важные каче- ния, воображения, ствовать в коман- гическая устойчи- ния, скорость ре- умение четко дей- ность, качества
  ства скорость реакции, де, психологиче- вость, выносли- акции, умение ствовать в команде памяти, психологи-
    психологическая устойчивость ская устойчивость вость четко действовать в команде   ческая устойчи­вость, бесстрашие, умение четко дей-
              ствовать в команде

416______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действие

Не менее сложна с психологической точки зрения боевая деятельность мото­стрелка. Кроме всего прочего она еще и не относится к разряду высокостатусных что накладывает свой отпечаток на социальную и профессиональную идентич­ность пехотинцев.

Однако следует заметить, что всякая опасность и сложность — величины отно­сительные. Их истинная «цена» познается лишь в сравнении. Так, летчик, пере­квалифицировавшийся на время в авианаводчика и принявший участие в боевых действиях пехоты, наверняка скажет, что «хуже, чем у пехоты, работы нет». Мо­тострелок, совершивший продолжительную по времени переправу через залив на паромах и других плавсредствах под огнем противника, навсегда «проклянет» боевую работу моряка. Танкист, совершивший переброску по воздуху, в процессе которой пришлось участвовать в воздушном бою, сильнее полюбит свою боевую технику и специальность.

В этом отношении интересен пример из жизни воинов-саперов одного из ин­женерно-саперных батальонов 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, уча­ствовавшей в боевых действиях в Афганистане. Саперы в разговорах друг с другом нередко сетовали на то, что для установки минных полей приходится часами «трястись» в БТРах. «Работы на полчаса, а блужданий на стуки» — в сердцах говорили они. «Не может, что ли, командование выделить нам верто­лет? Вон у американцев саперы перемещаются на «вертушках». И вот однажды интересы боя потребовали быстро перебросить саперов по воздуху и блокиро­вать возможный отход душманов, вырвавшихся из кольца окружения наших войск у крепости Каварзан. Радости саперов не было конца. Однако радостное настроение пропало уже через несколько минут полета. Специфика воздуш­ных потоков в районе выполнения боевой задачи обусловливала наличие раз­личных «воздушных ям», восходящих потоков воздуха. Вертолет мотало как щенку в океане. Во время полета машина была несколько раз обстреляна про­тивником. Пули проделали красноречивые отверстия в ее бортах. Экипаж вертолета был вынужден активно маневрировать и вести огонь на поражение неприятеля. Этот бой в сочетании с периодическими «провалами» и «подбра­сываниями» вертолета произвел на саперов такое впечатление, что ни один из них больше никогда не изъявлял желания «полетать».

Все это способствует формированию у военнослужащих гордости за принад­лежность к своему виду вооруженных сил, роду войск.

На основе слабой информированности военнослужащих о характере боевой деятельности воинов других боевых специальностей могут возникать определен­ные проблемы во взаимоотношениях между представителями разных видов воо­руженных сил и родов войск. Чаще всего они проявляются в виде беззлобной сло­весной пикировки, присвоения друг другу «ярлыков» (так, воздушные и морские пехотинцы могут называть летчиков и моряков «шоферами», а те их «пехотой лапотной» и т. д.). Однако порой, особенно в случае ошибок, допущенных в ходе боевых действий подразделениями других видов вооруженных сил и родов войск, могут возникать серьезные и устойчивые конфликты, порождающие взаимную враждебность и жажду мести.


Глава 18. Учет особенностей поло-ролевой, военно-видовой и военно-родовой... ____________ 417

Учитывая сказанное, командиры, органы воспитательной работы, военные пси­хологи должны кропотливо работать, с одной стороны, по воспитанию у военно­служащих гордости за принадлежность к своему виду вооруженных сил, роду войск, а с другой стороны, всячески способствовать созданию у них позитивного образа других боевых специальностей.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова специфика социально-психологических функций, выполняемых жен­щинами на войне?

2. В чем проявляется специфика боевых качеств женщин — участниц боевых действий?

3. Какие проявления характеризуют отношение различных категорий военно­служащих в разные исторические эпохи к женщинам?

4. Какие условия боевой деятельности влияют на формирование специфиче­ских черт профессионально-групповой психологии?

5. В чем заключается психологическая специфика боевой деятельности лич­ного состава различных видов вооруженных сил и родов войск?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективной деятельности коман­дира ЗРП сухопутных войск по управлению огнем: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

2. Захарик С. В. Формирование психологической устойчивости у воинов-де­сантников к влиянию факторов современного боя (на основе опыта боевых действий в Афганистане): Дис... канд. психол. наук. — М., 1993.

3. Индюченко А. Д. Психологическая подготовка воинов-танкистов к активным боевым действиям: Дис... канд. психол. наук. — М., 1988.

4. Кампеано М. Опыт военной психологии, индивидуальной и общей. — СПб., 1902.

5. Корчемный П. А. Психология летного обучения. — М., 1986.

6. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992.

7. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1999.

8. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М., 1972.

9. Рыков С. Л. Женщина на войне: психологические особенности самореализа­ции // Психологическая реабилитация военнослужащих. — М., 2003.

 

10. Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. — М., 1999. С.163.

11. Столяренко А. М. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1973.

12. Сысоев В. В. Психологическая подготовка воздушных десантников к боевым действиям в тылу противника: Дис... д-ра психол. наук. — М., 1989.

13. Фролов И. И., Анисин И. И. Люди и ракеты: заметки о морально-политической и психологической подготовке воинов зенитно-ракетных войск. — М., 1977.

14. Хаханьян Г. Основы военной психологии. — М.; Л., 1929.


История войн и военного искусства убедительно свидетельствуют о том, что вой­на становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое содержание здесь приобретают:

цели (слом воли противника к сопротивлению и принуждение его к опреде­ленным действиям);

средства (информационно-психологическое, психотропное, соматопсихоло-гическое, технопсихологическое, психотронное оружие);

способы (введение в заблуждение, маскировка, внезапность и др.).

Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и срав­нительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы народов и государств, будущее планеты.

Не случайно в последние годы в ВС РФ, в армиях ряда других государств вво­дится система морально-психологического обеспечения боевых действий войск, нацеленного на расширение психологических возможностей отдельного воина и воинского коллектива, их активных и самоотверженных действий на поле боя.

В деле формирования высокого морально-психологического состояния войск важная роль принадлежит командирам, штабам, органам воспитательной работы. Однако главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессиональной подготовки, мотивации, этических ориентации в значитель­ной мере зависит качество психологического вспомоществования военнослужа­щим, а следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановки.

Эффективность деятельности военного психолога в боевой обстановке во мно­гом определяется тем, насколько глубоко он уяснил сущность тех сложных про­цессов и явлений, которые составляют психологическую модель боя. Четкое по­нимание зависимостей между психологическими факторами боевой, социальной, эргономической, природно-географической среды, спецификой конкретного вида боевой деятельности, личностным психологическим ресурсом военнослужащего позволит военному психологу правильно сформулировать предложения коман­дирам по следуюшим аспектам деятельности:

• психологическим аспектам боевой и психологической подготовки;

• маскировке;

• защите военнослужащих от психологических операций противника.


Заключение



Также это позволит грамотно организовывать психологическую работу по пре­дупреждению развития негативных психических состояний, психотравматизации военнослужащих, прогнозировать психогенные потери, организовывать психоло­гическую реабилитацию и социально-психологическую реадаптацию военнослу­жащих.

Взгляды, изложенные в пособии, отличаются от традиционно присущих воен­ной психологии последнего времени позиций. Важной задачей мы считали пока­зать войну, бой, психологическую работу во всех их гранях. Они позволяют пред­ставить войну не только в ее «парадном» одеянии, в величии подвига и благородных порывов, но и с самых нелицеприятных ее сторон: с грязью и вшами повседневного военно-полевого быта, с непонятными, порой дикими содатскими суевериями, с проблемами межполовых и видородовых отношений, с чудовищными психологи­ческими последствиями травм, симуляцией и другими видами девиантного пове­дения участников войны и т. д.

По-новому, системно раскрывается сущность психологического обеспечения боевых действий частей и подразделений. Его теоретическим фундаментом высту­пает комплексный подход к рассмотрению психологических явлений войны и боя.

В нашем учебном пособии психологу предложен материал, который «перекры­вает» основные направления его деятельности в мирное время и в боевой обстанов­ке, содержит информацию о «пограничной» деятельности других специалистов. Особо подчеркиваем, что лишь в тесном взаимодействии с командирами, специа­листами воспитательных структур, медицинскими работниками психолог спосо­бен эффективно выполнить возложенные на него обязанности.

Авторы надеются, что освоение военными психологами предлагаемого матери­ала позволит им успешно решать возлагаемые на них сложные и многообразные задачи.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психо­логию. — Екатеринбург, 1998.

2. Абульханова К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

3. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М., 2002.

4. Агапеев А. Война наверняка. Военно-психологический очерк Йенской опе­рации 1806. - Варшава, 1892.

5. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1991.

6. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1994.

7. Анализ ошибочных действий / Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. — М., 1973.

8. Ананьев Б. Г. Из оборонного опыта советской психологии // Советская пе­дагогика. 1943. № 2.

9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001.

 

10. Андреев Н. В, Психологическое обеспечение переговорной деятельности со­трудников ОВД в экстремальных условиях. — М, 1997.

11. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

12. Анцупов А. Я. Психологический анализ внезапности в вооруженной борьбе // Пути повышения эффективности морально-политической и психоло­гической подготовки личного состава в подразделении, части. — М., 1989. С. 149-156.

13. Анцупов А. Я., Помогайбин В. П., Пошивалкин О. А. Методологические пробле­мы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — XX век. — М., 2000.

14. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 2001.

15. Анциферова Л. И. Психологическое содержание феномена «субъект» и гра­ницы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психоло­гической науке. — М., 2000.

16. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного со­става к активным боевым действиям. Материалы 2-й научной конференции по военной психологии. — М., 1988.

17. Барабанщиков А. В., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. — М., 1983.


Библиография



18. Бекетов А. А. и др. Маскировка действий подразделений сухопутных войск. — М., 1976.

19. Боенко А. В., Гончаров А. И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. — М., 1998.

20. Боенко А. В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение. — М., 1993.

21. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В, А., Стороженко А. П. Профилактика само­убийств: Метод, пособие для командиров, офицеров штабов и органов вос­питательной работы. — М., 1995.

22. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М., 2001.

23. Братусь Б. С. Постановка проблемы нормы психического здоровья // Ано­малии личности. — М.: Мысль, 1998. С. 6-61.

24. Бругшшпский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.; Воронеж, 1996.

25. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров в ситуа­ции захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных орга­нов США). - М., 1995.

26. Бэкон Ф. Новый Органон. — Л., 1935.

27. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.

28. Варин В. И. Опыт организации и проведения советской пропаганды среди немецко-фашистских войск в завершающей кампании третьего периода Ве­ликой Отечественной войны (январь—май 1945 г.): Дис... канд. ист. наук. — М., 1962;

29. Василевский А. Дело всей жизни. — М., 1978.

30. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории // Моск. психотер. журнал. 1992. № 1. С. 15-31.

31. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: от мифов к реалиям. — М., 1993;

32. Военная профессиология / Под ред. А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимова. — М., 2005.

33. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

34. Военная энциклопедия. — М., 1995.

35. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XVIII-XIX вв. -М., 1993.

36. Вольф К. М. Из дневника командира полка // Военный сборник. 1908. № 6.

37. Выборное С. Несмертельное оружие // Зарубежное военнное обозрение. 1993. № 4. С. 10-14.

38. Габриэль Р. Героев больше нет. — Нью-Йорк, 19875.

39. Геродот. История. В кн.: Историки античности. В 2-х т. Т. 1. — М. 1989.

40. Гершельман С. К. Нравственный элемент под Севастополем. — М., 1897.

41. Гинцберг Э., Андерсон Д. К., Гинсбурк С. В., Эрма Д. Л. Почему необходимо изучать неэффективного солдата / Современная военная буржуазная пси­хология. — М., 1965.



Библиография


42. Гнездилов Г. В. Психологические условия эффективной деятельности коман­дира ЗРП сухопутных войск по управлению огнем: Дис... канд. психол. наук. — М., 1989.

43. Головин Н. Н. Наука и война. — Париж, 1928.

44. Горностай П. П., Вас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...