Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Буржуазные реформы в Японии и ее политический строй




В 1868 г. в Японии произошел переворот, который носил бескровный характер. Последний сегун, Кейки, сам отрекся от престола.

 

Не было открытого военного столкновения и с Англией и США. Японские правящие круги под дулами западных пушек очень скоро отказались от борьбы за «изгнание варваров». Реформы проводились при непосредственном участии британской миссии в Японии.

 

Аграрная реформа 1872-1873 гг., закрепившая новые, сложившиеся уже к тому времени поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне, наследственные держатели земельных участков, получали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственнических прав на землю не приобрели.

 

В 1871 г. разрешается свободная купля-продажа земли. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена.

 

Реформа способствовала сохранению кабальных условий земельной аренды, дальнейшему обезземеливанию крестьян, расширению землевладения новых помещиков, которые скупили впоследствии и большую часть общинной земли, объявленной по реформе государственной, императорской собственностью.

 

Вместе с феодальными правами на землю князья лишились на местах и политической власти. Этому способствовала и административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством.

 

В 1878 г. был введен закон о всеобщей воинской повинности.

 

Хотя армия Японии создавалась по европейскому образцу, ее идеологическую основу составляла средневековая самурайская мораль с культом императора - «живого Бога», патернализмом («офицер - отец солдат») и пр. В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавший сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к «простому народу».

 

Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться.

 

Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности.

 

Государство стимулировало развитие капиталистической промышленности.

 

Проходила реформа японской школы, традиционной системы образования, открывшая двери для достижений западной науки.

 

В 1880 г. с помощью иностранных консультантов были созданы и введены в действие уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, копировавшие западноевропейские образцы.

 

В 1888 г. правительство окончательно устанавливает административное деление страны и разрешает деятельность совещательных органов на местах в префектурах, городах и уездах, позаботившись, конечно, о том, чтобы подчинить их власти назначенного из центра губернатора.

 

Конституция Японии 1889 г.

Она имела своим образцом Конституцию Пруссии 1850 г., одну из наиболее реакционных конституций в Европе. Данная конституция предоставляла императору полноту неограниченной власти, наделяла его законодательной, исполнительной, судебной властью. Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной», правящая династия - «непрерывной на вечные времена». Официальная теория причисляла императора к богам.

 

Военный и морской министры принадлежали к высшему военному командованию. Они должны были состоять на действительной военной службе. Все наиболее важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, докладывались императору начальниками соответствующих штабов, помимо кабинета и даже помимо военного и морского министров.

 

Японский кабинет не был многочисленным. С одной стороны, он был зависим от императора и придворной камарильи, с другой стороны, он был почти полностью независим от парламента.

 

Японский парламент состоял из двух палат. Установленные высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. У нижней палаты не было инициативы в деле изменения конституции: парламент мог рассматривать только те поправки к конституции, которые исходили от правительства.

 

По Конституции Японии 1889 г. законодательная власть принадлежала парламенту. Император был номинальной фигурой. В промежутках между сессиями парламента император подписывал указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Кроме того, незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента. В 1881 г. возникла первая буржуазная политическая партия Японии. Она была названа дзиюто (либеральная партия) и объединяла в своих рядах по преимуществу мелких помещиков, некоторую часть средней городской буржуазии, кулаков и буржуазную интеллигенцию. В 1898 г. партия была переименована в сейюкай. Покровителем партии становится крупнейший промышленный концерн Мицуи.

 

Неудачной оказалась попытка создать социалистическую партию. В целях борьбы с рабочим и крестьянским движением были изданы закон «Об охране государства» и императорский указ о запрещении стачек.

 

Возрастание экономической и военной мощи Японии открывало перед японским империализмом возможность колониальных захватов. В 1872 г. Япония овладела Ликейскими островами. В 1894—1895 гг. Япония вторгается в Китай, захватывает Пескадорские острова и остров Тайвань. В 1 904 г. в результате неудачной для России войны Япония захватывает Южный Сахалин. В 1910 г. она овладевает Кореей.

 

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии принадлежало императору так же, как и замена наказания по суду.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...