Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар № 5. Россия в первой четверти ХУ111 в. Реформы Пётра 1.




ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинар № 1. Древняя Русь: проблемы социально-экономического,

Политического и культурного развития.

1. Восточные славяне в древности (У1 – 1Х вв.): социальная организация, занятия, верования.

2. Образование Древнерусского государства и его социальный и политический строй.

3. Принятие Русью христианства и его влияние на историческую судьбу страны.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств? Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?

2. Какую роль сыграли в процессе формирования государства Русь варяги?

3. Как развивался аппарат государственного управления на Руси?

4. Почему Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию?

5. Дайте оценку государственной деятельности первых русских князей.

 

Литература:

 

1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси. //Вопросы истории. 2000. № 3.

2. Введение христианства на Руси. – М., 1987.

3. Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века. // Вопросы истории. 1999.. № 8.

4. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла русская земля? /История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России 1Х – начала ХХ в. – М., 1991.

5. Карпов А.Ю. Владимир Святой. – М., 1997.

6. Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. – М., 1988

7. Политическая история России. Россия – СССР – Российская Федерация. Т.1. – М., 1996.

8. Политическая история России. Хрестоматия. Т.1. – М., 1995.

9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994.

10. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси. У1 – пер вая треть Х111 в. – СПб., 2003.

11. Седов В.В. Русский каганат 1Х века. // Отечественная история. 1998, № 4.

12. Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. – СПб., 1995

 

Семинар № 2. Русские земли в Х11 – ХУ вв.

1.Государственность Руси в период раздробленности. Крупнейшие политические центры.

2.Образование Золотой Орды и установление монголо-татарского ига на

Руси.

3.Борьба против ордынского ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. Свержение золотоордынского ига.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каковы предпосылки и причины перехода русских земель к удельному периоду?

2. Чем знаменит Александр Невский и каковы были его отношения с Золотой Ордой?

3. В чём проявлялось монголо-татарское иго?

4. Почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования единого государства?

5. Дайте характеристику личности и государственной деятельности Ивана Калиты.

6. Что позволило свергнуть монголо-татарское иго?

7. Почему Иван 111 принял титул «государя всея Руси»?

8. Как сказалось монголо-татарское иго на развитии русского государства и общества?

 

Литература:

 

1.Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. – М., 1992.

2. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. – Л., 1989.

3.Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. Х111 – ХУ11 вв. – М., 1988.

4.Борисов Н.С. Иван 111. – М.:ЖЗЛ, 2003.

5. Вернадский Т. Монгольское иго в русской истории //Наш современник,

1992. № 3.

6. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце Х111 в. и отношения с Ордой //Вопросы истории, 1996. № 3.

7.Горский А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы //Отечественная история, 1997. № 1.

8.Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300 – 1339 гг. //Вопросы истории,

1995. № 4.

9. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. – М., 1990.

10. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. – М., 1991.

11.Кучкин В.А. Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси // Отечественная история, 1996, № 5.

12.Нефедов С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации \\ Вопросы истории, 2006, №2.

13.Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л., 1990.

14.Средневековая Русь. – Родина, 2003, №11.

 

Семинар № 3.Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси.

1. Политическая борьба и кризис власти в 30 – 40-е гг. ХУ1 в. Венчание Ивана 1У на царство.

2. Реформаторская деятельность Избранной рады. Формирование сословно-представительной монархии.

3. Опричнина и её разрушительные последствия для Руси.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. В чём смысл принятия Иваном 1У титула царя?

2. Что собой представлял Земский собор?

3. Каково содержание реформ 1549 – 1560 гг.?

4. Почему произошёл переход от политики реформ к опричному террору?

5. Почему опричнина не привела к укреплению страны?

6.Почему так велика была роль государства в общественных отношениях России?

 

Литература:

 

1.Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л., 1988.

2. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – М., 2006.

3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М., 1992.

4.Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времён Ивана Грозного. – М., 1982.

5.Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.

6.Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина? /История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России.1Х – нач. ХХ вв. – М., 1991.

7.Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М., 2001.

8.Скрынников Р.Г. Начало опричнины. – М., 1986.

9.Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л., 1990.

10.Филюшкин А.И. Андрей Михайлович Курбский. //Вопросы истории.

1997., № 1.

11.Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд. //Отечественная история.

1997. № 3.

 

Семинар № 4. Россия в ХУ11 веке.

1. Россия на рубеже ХУ1 – ХУ11 веков: кризис общества и государства. Начало Смуты. Феномен самозванства.

2. Восстановление государственности России. Земский собор 1613 г. Итоги Смуты.

3. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Соборное Уложение 1649 г.

4. Церковный раскол и его влияние на духовную и культурную жизнь России.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Почему для определения исторического периода 1598 – 1613 гг. используется термин «Смута»?

2.Как можно охарактеризовать царствование Бориса Годунова?

3.Почему Лжедмитрий 1 так легко стал царем и так быстро потерял трон?

4.Возможна ли была консолидация России под руководством Василия Шуйского?

5.Как оценивается исторической наукой инициатива «семибоярщины» о призвании Владислава на русский престол?

6.Охарактеризуйте деятельность первого и второго ополчений и их руководителей?

7.Кто такие «ревнители древнего благочестия» и как они повлияли на ситуацию в Русской православной церкви?.

8.Дайте оценку взаимоотношениям царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

9.Как Алексей Михайлович «готовил» почву для будущей петровской модернизации России?

 

Литература:

 

1. Андреев И. Великий Тишайший. – Родина, 1998, №9.

2. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М.: ЖЗЛ, 2003.

3.Буганов В.И. Мир истории. Россия в ХУ11 столетии. – М., 1989.

4. Вовина В.Г. Патриарх Филарет. //Вопросы истории. 1991. № 7-8.

5. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России ХУ11 в. и ее роль в формировании абсолютизма. – Л., 1989.

6. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности. /История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х – нач. ХХ в. – М., 1991.

7. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. – Саранск, 1995.

8. Морозова Л.Е. Борис Фёдорович Годунов. //Вопросы истории. 1998. № 1

9. Пирлинг. Дмитрий Самозванец. – Ростов-на-Дону, 1998.

10. Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996, Т.1.

11. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.

12. Скрынников Р.Г. Россия в начале ХУ11 века. Смута. – М., 1988.

13. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале ХУ11 века. – Новосибирск, 1990.

14. Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л., 1990.

15. Скрынников Р.Г. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. – Смоленск, 1997.

16. Талина Г.В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. – М., 1996.

 

Семинар № 5. Россия в первой четверти ХУ111 в. Реформы Пётра 1.

1.Предпосылки и начало преобразований Петра 1.

2.Реформы Петра 1 (административные, церковная, военная, налоговая и др.). Оформление абсолютизма.

3.Преобразования в области культуры и быта.

4.Методы и цена петровской модернизации. Цивилизационный раскол российского общества.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Раскройте суть мысли А.С. Пушкина о том, что накануне реформ Петра 1 «Россия стояла над бездной».

2. Как Петр 1 сумел начать успешную реформаторскую деятельность без предварительно составленного плана?

3. Почему, развивая промышленность в стране, Петр 1 тормозил развитие капитализма и укреплял крепостнические порядки?

4. Почему именно государственный аппарат стал рычагом проведения петровских преобразований? И какова была эффективность его (гос. аппарата) функционирования?

5. Зачем Петру 1 понадобилась новая столица? В чем состояло отличие облика Санкт-Петербурга от Москвы?

6. Можно ли было провести модернизацию России в более мягком варианте?

 

Литература:

 

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989.

2. Анисимов Е.В. Пётр 1: рождение империи. //Вопросы истории. 1989. № 7.

3. Анисимов Е.В. Пётр 1:Рождение империи. /История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х начала ХХ в. – М., 1991.

4. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти ХУ111 в. – СПб., 1997.

5. Буганов В.И. Пётр Великий и его время. – М., 1989.

6. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – М., 2006.

7. Водарский А.Е. Пётр 1. //Вопросы истории. 1993. № 6.

8. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. – М., 1994.

9. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. – М., 1984.

10. Павленко Н.И. Пётр Великий. – М., 1990.

11. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М., 1988.

12. Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996. Т. 1.

13. Политическая история России. Хрестоматия. – М., 1995. Т. 1.

 

Семинар 6. Эпоха «просвещённого абсолютизма» Екатерины 11.

 

1. Идеология «просвещённого абсолютизма» Екатерины 11. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг.

2. Крестьянская война 1773 – 1775 гг. и её последствия. Преобразование государственной машины и социальная политика Екатерины 11 в 1775 – 1796 гг.

3. Общественно-политическая мысль России во второй половине ХУ111 века.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каково содержание идей Просвещения? С кем из французских просветителей Екатерина 11 переписывалась и какое значение это имело для императрицы и для России?

2. Что такое «Вольное экономическое общество» и как оно повлияло на выработку концепции реформ Екатерины 11?

3. Охарактеризуйте «Наказ» Екатерины 11. Почему императрица позволила его подвергнуть цензуре?

4. Как Екатерина 11 стала легитимной императрицей?

5. Расскажите о полемике, которая велась на страницах журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек» и «Всякая всячина» между Екатериной 11 и Н.И.Новиковым.

6. Как жалованные грамоты дворянству и городам влияли на эмансипацию российского общества?

7. Как складывались отношения Екатерины 11 и ее сына Павла?

8. Каковы были итоги «просвещенного абсолютизма» в России?

 

Литература:

 

1.Бушуев С.В. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. ХУ11 – ХУ111 вв. – М., 1994.

2. В борьбе за власть: страницы политической истории России ХУ111 в. – М., 1988.

3. Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины 11 //Вопросы истории, 1995,№ 3.

4. Каменский А.Б. Жизнь и судьба Екатерины Великой. – М., 1997.

5. Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры ХУ11 – ХУ111 вв. – М., 1990.

6. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914 гг. – М., 1995.

7. Моряков В.И. Поиск пути. Русская общественная мысль второй половины ХУ111 в. о государстве и обществе. /История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х – начала ХХ вв. – М., 1991.

8. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 2000.

9. Плимак Е Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000.

10. Политическая история России. Хрестоматия. – М., 1995. Т. 1.

11. Рахматуллин М.И. Непоколебимая Екатерина 11. //Отечественная история. 1996,

№ 6; 1997, № 1.

12.Чайковская О.Г. Императрица. Царствование Екатерины 11. – М., - Смоленск, 1998.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...