Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неоклассическое направление

Ленин

Характеристика: У него не было экономического образования. Он самоучка как и Маркс. 2 позиции:

· Отошел от наследия марксизма и выдвинул собственные разработки. Аргументы: координальные изменения строя возможно только одномоментно у всех сразу.

· Ленин - педонтичный исполнитель учения Маркса.

2 фактора:

· Производительные силы;

· Производственные отношения;

Главная работа: « Учение о социальной революции »

Основные идеи:

· Есть есть теория то был на нее упор

· Он обосновал необходимость переходного периода, допускал существование одновременно в экономике элементов разных моделей и разных укладов.

· В переходный период необходим особый тип власти.(Диктатура пролетариата) — власть должна гарантирована некоторые ветви развития, не допуская его блокировки.

· В отличии от Маркса введен фактор научно - технического прогресса.

 

Сталин

Характеристика: Известен как практик. По его мнению:«Теория-средство изменения и рассмотрения мира.»

Основные идеи:

· построение социальной модели;

· за развитие теории на основе опыта,требовал чтобы теория опережала практику;

Маржинализм — произходит от (фр. margenal) -предельный - один из методологических принципов политической экономии. Основан на использовании предельных величин для исследования экономических законов и категорий.

Начало: 19 век

Представитель:

1. Антуан Курно фр.математик, экономист, предшественник математической школы.

2. Йоган Тюнен

 

Суть доктрины:

1. Экономика- комплекс индивидуальных хозяйств;

2. Законы развития экономики исследуются на основе анализа хозяйственных решений индивидов;

3. Создание абстрактных схем в которых все факторы кроме одного фиксируются. Изучается последствие изменения этого фактора.

4. Происходит подмены причинно - следственных связей империческими наблюдениями.

5. Абсолютизация количественного подхода и формальной логики.

6. Статичность модели. Не учитывали фактор времени.

 

Наиболее популярными идеи маржинализма всегда были среди представителей неулиберального направления экономической мысли.

 

Основные категории маржинализма:

 

1. Предельный продукт — доп.продукт производимый при использовании доп.единицы ресурса.

 

2. Предельный доход — изменение общей выручки фирмы в результате продажи одной доп.единицы произведенного продукта. MR

 

3. Предельная полезность — доп. Полезность которую извлекает потребитель при употреблении последней ед.. MU

 

4. Предельные издержки — прирост издержек производства при производстве доп.единицы продукта.

 

5. Теория предельной полезности — концепция, противостоящая теории трудовой стоимости, в которой ценность товаров выводится из субъективной оценки из полезности.

 

Австрийская школа - школа субъективистов

 

Начало: 19 век.

Основатель: К.Менгель

 

Главная работа: «основания политической экономии 1871 г — основные положения учения австриской школы»

 

Основные идеи:

· Индивидуализм главный принцип построения экономической теории

· Экономическая деятельность общества - результат появления отдельный его членов

· Разработка теории субъективной ценности

· Полезность- способность вещи вступать в причинную связь с потребностью.

· Труд не находится в непосредственной связи с величиной ценности.

· Ценность имеет лишь те блага, количество который недостаточно для удовлетворения потребности в них.

· Обмен — средство насыщения потребностей.

· Ценность средств производства определяется предполагаемой ценностью потребительского продукта.

Лекция №12

 

Тема: «Австрийская школа. Представители.»

Основатель: Бём-Баверк

Характеристика: Считается главой австрийской школы, является наиболее ярким выразителем наследия австрийской школы. Экономист, учёный, государственный деятель, а также он министр финансов. Имел возможность воплощать на практике свои теоретические модели.

Главная работа: «Основы теории ценности хозяйственных благ»

Основные идеи:

· В основе ценностей лежат такие понятия как редкость и закон убывающей предельной полезности.

· Закон убывающей предельной полезности - имеет всеобщий характер. Суть: самое название австрийской школы - субъективистское (вызывало сомнение у оппонентов)

· Трактовка издержек (у австрийской школы выстраивается через представление о полезности) - производительные средства которые взаимствуют ценность предельного продукта и переносят ее затем на все остальные потребительские блага, произведенные с помощью этих средств. Такие понятия как спрос и предложения так же выводятся из закона убывающей предельной полезности.

· Рабочие рассматриваются как собственники полного продукта своего труда, но они как бы уступают часть продукта за то что до завершения процесса труда, им достанется часть блага.(добровольный обмен продукта на благо)

 

 

Математическая школа

Главный посыл: Математические методы способствуют лучшему пониманию экономических процессов

Характерная черта школы: Предание математике решающего значения как метода изучения экономических явлений.

Представители: Вальрас, Парето, Джевонс, Фишер, Алле - сторонники чисто рыночной экономики и защитника гос. Вмешательства в развитии экономики. Ценность математических моделей заключается не только в их лаконичности, но и в выводах на перспективу. Отличаются наглядностью, эффектностью,производят впечатление на аудиторию (впечатление - в точном значении построения моделей).

Представитель: Леон Вальрас

Характеристика: швейцарский экономист, который относиться к лазанской школе. Известен как создатель модели равновесия народного хозяйства. Он создал ее на основе микроэкономических показателей, которые характеризуют поведение отдельных субъектов на рынке. И построив модель «макроэкономического равновесия» он проанализировала условия равновесия рыночной экономики. (Модель АЭС)

Главная работа: «Модель макроэкономического равновесия»

Основные идеи:

· Разработал теорию обмена, производства и капитализации. Равновесия в экономике он выстраивал как сумму ситуации равновесия на товарных рынках.

· Считал капитализм как систему неустойчивую — считал что состояние равновесия не будет стабильным.

· Его модель строилась на жестких условиях - фиксированная величина производственных ресурсов.

· Капитал рассматривался как важный вид общественного богатства.

· В теории цен он пытался сосчитать принципы предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства. Землю рассматривал как некий земельный капитал. Труд как личный капитал. Формирование дохода - формируется по принципу прибыли на вложенный капитал.

· Отрицательно относился к частной собственности на землю и на средство производства, прогрессивный считал социалистического общество.

· Исследуя условия макроэкономического равновесия - признавал существование экономических процессов, которые нарушают оптимизацию воспроизводства при капитализме.

· Необходимость и вмешательства, коректировки в рыночной модели.

 

Кембриджская школа

Начало: Направление в политической экономики в конце 19 века.

 

Главный посыл: Маршалл - возглавлял кафедру полит экономики в Кембридже.

 

Характерная черта школы: Учения школы завершая формирование неоклассического направления в экономической науке. Заслугой является объединение классического и субъективистского подходов.

 

Последователи: Пигу и Робертсон

 

Основатель: Альфред Маршалл

 

Характеристика: Заслуга на уровне золотого фонда экономической мысли. Экономист и математик.

 

Главная работа: Книга « принципы политической экономии»

 

Основные идеи:

· Соединение теории предельной полезности с теорией издержек производства. Он доказал,что они дополняются друг друга, а не противостоят.

· Стоимость выражает отношение между двумя вещами в процессе обмена и определяется спросом и предложением.

· Введение понятие эластичности спроса.

· Изучения проблемы выгоды потребителя и он выводил эту выгоду потребителя из изменения полезности с помощью денег.

· Пытался распространить учения Дарвина на сферу общественных отношений.

· Он считал,что вполне возможно плавное бескризисное развитие капитализма. Те кризисы которые проявлялись - были не случайны и не присущи и не являются особенность именно данной модели.

 

Неоклассическое направление

 

Начало: Конец 19 века

 

Главный посыл: Противовес марксизму и альтернативна экономическое учение,которое могла быть положение в основу экономической политики.Изменение планетарное характеристики. Общество в основе не должно иметь рыночную экономику. Одновременная отмена товаров денежных отношений и государства. Никаких реформ до НЭПа - в экономическом смысле не было!

 

Характерная черта школы: Один из трех научных направлений в экономической теории. Защита свободной конкуренции рыночного механизма и частной собственности

 

Основатель: Фридмен(Чикагская школа) - школа монетаризма

Последователи: Мид, Солоу, Фридмен

 

Лекция № 13

 

Тема: «Продолжение»

 

Экономический либерализм

Экономический либерализм - Это совокупность взглядов на функционирование капиталистической экономики и принципов экономической политики суть которых - отказ от вмешательства государства в экономическую мысль.

 

Главный посыл: Идеализация свободного предпринимательства, рассматривается как естественная форма рациональной хозяйственной деятельности. Рыночный механизм это единственный возможный и эффективный регулятор экономических процессов.

 

Начало: Первая треть 20 века - 1929(1933г)

 

Характерная черта школы: Государству отводится роль ночного сторожа — государство должно создавать условия для свободного функционирования рыночного механизма.

 

Основатель: Адам Смит

Последователи: Мизес и Хайек

 

Основные идеи:

 

· «Расширения функций государства - это аномалия современного общества»

 

Неолибирализм

Неолибирализм - направление в современной эк теории.

 

Главный посыл: Наибольшее распространение идеи либерализма получили в послевоенный период в США.

Начало: После 1930 г (первая конференция 1938 г.) «Коллоквиум Липмана»

 

Характерная черта: Основанная черта стремление обосновать необходимость сочетания государственного- монополистического регулирования экономии с существованием принципов свободной конкуренции.

Последователи: Эрхард и Ойкен

 

Основные идеи:

 

· Свободная конкуренция создает наиболее эффективный механизм для экономической деятельности;

· Не считают действие свободной конкуренции обеспечивается автоматически;

· Обоснование необходимости постоянного государственного вмешательства с целью создания благоприятных условий для конкуренции и свободы ценообразования.

· Государство не должно непосредственно вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность предприятия — это касается проблемы ценообразования и не должно стремиться обеспечить полную занятость.

· Государство должно стимулировать экономическое развитие с помощью налоговой и кредитной системы, предоставлять заказы и поощрять экспорт

 

Стабилизация денежной системы -суть которой в поддержании высокого уровеня инвестирования. Государство должно контролировать монополию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...